О НОРМАТИВНОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ




ВОПРОСЫТЕОРИИ ПРАВА

© 1999 г. Н.А. Пьянов

 

О НОРМАТИВНОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 


Государственное регулирование можно определить как осуществляемое государством или от его имени воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения[1]. Начинается государственное регулирование с установления, т.е. разработки и принятия юридических норм, которые именуют также нормами позитивного права. Установление юридических норм – необходимый и вместе с тем определяющий компонент государственного регулирования, поскольку здесь закладываются основы государственного регулирования, определяются все важнейшие его параметры, осуществляется нормативно-правовая регламентация общественных отношений.

Установление юридических норм при всей его важности и необходимости в системе государственного регулирования не является, однако, собственно регулированием общественных отношений, поскольку установление юридических норм само по себе еще не влечет того порядка в общественных отношениях, который этими нормами предусмотрен. Собственно регулирование общественных отношений, регулирование как таковое, выражается в фактическом упорядочении общественных отношений, которое начинается с момента вступления нормативно-правовых актов, содержащих соответствующие нормы права, в силу. С этого момента нормы позитивного права начинают действовать и, следовательно регулировать, фактически упорядочивать общественные отношения[2].

Государственное регулирование как фактическое упорядочение общественных отношений представляет собой определенный процесс, протекающий на двух уровнях – нормативном и индивидуальном. Эти уровни нередко рассматривают в качестве видов государственного (правового) регулирования. Однако таковыми их можно считать лишь с определенной долей условности, поскольку государственное регулирование, как и любое другое правовое регулирование, не может одновременно быть либо нормативным, либо индивидуальным. Оно всегда вначале нормативное и лишь затем индивидуальное, так как индивидуальное правовое регулирование всегда производно от нормативного и является его продолжением в области индивидуальных, конкретных общественных отношений.

Нормативный уровень государственного регулирования общественных отношений связан с действием норм позитивного права, их функционированием. На этом уровне происходит упорядочение общественных отношений лишь в самом общем виде, поскольку нормы позитивного права, как и всякие нормы, являются правилами поведения общего характера. Они адресуются неограниченному кругу не определенных персонально субъектов и рассчитаны на заранее не определенное число типичных, повторяющихся ситуаций. Другими словами, на нормативном уровне происходит упорядочение не конкретных общественных отношений, а лишь определенных видов типичных, повторяющихся общественных отношений. Поэтому все общественные отношения определенного вида, если они подвергаются государственному регулированию, сразу подпадают под действие соответствующих юридических норм, как только эти нормы вступают в силу. С этого момента данные общественные отношения становятся правовыми отношениями, даже если они еще не возникли между конкретными лицами в форме конкретных отношений.

Общественные отношения, будучи урегулированными на нормативном уровне, приобретают качество общих правоотношений. Это правоотношения, элементы которых определены лишь в самом общем виде. Субъектами таких правоотношений являются не конкретные персоны, а те лица, которые признаются государством в качестве субъектов права и которые, следовательно, могут быть участниками подобных, но уже конкретных правоотношений. То же самое можно сказать и о других элементах общих правоотношений – содержании и объектах. Содержание общих правоотношений будут составлять не субъективные права и обязанности, а общие юридические права и обязанности, которые если и считать субъективными (ведь и в общих правоотношениях они являются как бы принадлежностью определенных субъектов права), то только общими. Общий характер носят и объекты этих правоотношений, ибо нормы права определяют их также в самом общем виде. Ими являются те социальные блага, по поводу которых могут сложиться соответствующие конкретные правоотношения.

Таким образом, общие правоотношения - это правоотношения, которые возникают на нормативном уровне государственного регулирования общественных отношений, это правоотношения, форму которых приобретают общественные отношения с момента вступления в силу регулирующих их норм позитивного права[3].

Общие правоотношения можно рассматривать в качестве своеобразных моделей общественных отношений, моделей, которые можно сконструировать, исходя из смысла регулирующих эти общественные отношения норм права. Но вместе с тем следует иметь в виду, что общие правоотношения – это не просто модели, не пустые абстракции, а реально существующие общественные отношения, которые государство урегулировало на видовом уровне и тем самым признало их в качестве правовых.

Индивидуальный уровень государственного регулирования связан с упорядочением конкретных общественных отношений. Данный уровень регулирования не носит независимого от нормативного уровня характера. Индивидуальное регулирование общественных отношений является поднормативным и осуществляется после нормативного регулирования и на его основе. Переход с нормативного уровня на индивидуальный происходит при помощи определенных юридических фактов, описание которых, как правило, дается в нормах позитивного права. Вместе с тем иногда описание тех или иных юридических фактов в нормах права может и отсутствовать ввиду очевидности этих фактов. В частности, когда возникновение конкретных правоотношений нормы права связывают с самыми общими фактами (например, с фактом гражданства), в описании этих фактов просто нет необходимости. В этой связи складывается иллюзия, будто некоторые конкретные правоотношения возникают непосредственно на основе закона, т.е. норм позитивного права[4].

Упорядочение конкретных общественных отношений может осуществляться как юридическими нормами, так и индивидуальными государственными установлениями, индивидуально-конкретными правовыми предписаниями.

 

ð ð ð ð ð


[1] Данное определение не претендует на полноту, поскольку не является исчерпывающим.

[2] В этой связи правы в какой-то степени те, кто не включает в процесс правового регулирования правотворчество (см., например: Явич Л.С. Общая теория права. Л.,1976. С.204; Алексеев С.С. Общая теория права. М.,1981.Т.1.С.309). Вместе с тем исключать из системы правового и особенно государственного регулирования правотворчество, т.е. установление юридических норм, едва ли правильно.

[3] В отечественной литературе чаще всего дается иная трактовка общих правоотношений (см., например: Матузов Н.И. Общие правоотношения и их специфика // Правоведение.1976.№ 3.С.30-31). Анализ позиции Н.И.Матузова и других, солидарных с ним исследователей, см. в нашей статье «К проблеме общих правоотношений» (Сибирский юридический вестник.1999.№1.С.16-18).

[4] Как известно, точка зрения, согласно которой некоторые правоотношения могут возникать непосредственно на основе норм позитивного права, имеет определенное распространение в отечественной литературе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: