Раздел дисциплины | № недели | Вид СРС, 3 семестр | Трудоемкость | |||
ОФ | ОЗФ | |||||
ЗЕ | ч. | ЗЕ | ч. | |||
Самостоятельное изучение учебного материала в соответствии с темами лекционных занятий. [1-9]. | 0,139 | 0,139 | ||||
Самостоятельное изучение учебного материала в соответствии с темами лекционных занятий. Подготовка к контрольной работе № 1. [2, 4, 14]. | 0,139 | 0,139 | ||||
4-8 | Самостоятельное изучение учебного материала в соответствии с темами лекционных занятий. Подготовка к контрольной работе № 2. [1-9]. | 0,139 | 0,139 | |||
Самостоятельное изучение учебного материала в соответствии с темами лекционных занятий. [1-9, 17, 19]. | 0,139 | 0,139 | ||||
1-10 | Подготовка реферата | 0,944 | 1,17 | |||
Итого | 1,5 | 1,72 |
Самостоятельная работа студента ЗФО
Раздел дисциплины | № недели | Вид СРС, 3 семестр | Трудоемкость | |
ЗФО | ||||
ЗЕ | ч. | |||
Самостоятельное изучение учебного материала в соответствии с темами лекционных занятий. [1-9]. | 0,139 | |||
1-10 | Подготовка контрольной работы | 1,75 | ||
Итого | 1,89 |
Образовательные технологии
Используемые в процессе обучения дисциплине «Защита интеллектуальной собственности» образовательные технологии, направлены на оптимизацию и повышение эффективности учебной работы студента в целях формирования у него необходимых конечных результатов обучения, т.е. компетенций.
Для достижения поставленных целей изучения дисциплины «Защита интеллектуальной собственности» используется традиционные и нетрадиционные (интерактивные) образовательные технологии, при этом основной формой являются лекции и самостоятельная работа.
При изложении учебного материала используются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения лекций. В частности, используются такие формы:
1) проблемная лекция;
2) лекция-информация с визуализацией.
Традиционная лекция подразумевает изложение преподавателем материала в логичной последовательности, с постановкой цели рассмотрения конкретной темы, плана лекции.
Проблемная лекция отличается от традиционной постановкой в начале занятия определенной проблемы, рассмотрение которой осуществляется на фоне изложения материала лекции.
Лекция-информация с визуализацией подразумевает рассмотрение теоретического материала с использованием мультимедийных средств на фоне конкретных жизненных примеров.
В ходе реализации компетентного подхода в процессе обучения дисциплине «Защита интеллектуальной собственности» предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Помимо традиционных форм усвоения накопленных ранее знаний при изучении дисциплины «Защита интеллектуальной собственности» используются активные методы обучения, которые позволяют активизировать мышление студентов, вовлечь их в учебный процесс; стимулируют самостоятельное, творческое отношение студентов к предмету; повышают степень мотивации и эмоциональности; обеспечивают постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей с помощью прямых и обратных связей. В частности, используются такие формы, как:
1)групповая дискуссия (групповое обсуждение),
2)имитационноеупражнение (решение задач).
В процессе изучения дисциплины «Защита интеллектуальной собственности» предусматривается взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов, направленной на изучение теоретических положений, анализ изменяющегося и дополняющегося гражданского законодательства, регулирующего сложный комплекс отношений в области охраны интеллектуальной собственности.
Пример имитационного упражнения (задачи)
Задача № 1
Истец ИП Саболев Е.А. обратился в арбитражный суд с иском к ООО «Мыс Доброй Надежды» о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав. Исковые требования мотивированы тем, что ответчик ввел в оборот товар (семечки) с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности (упаковка) Саболев Е.А. Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены частично. С общества в пользу предпринимателя взыскано 1.000.000 руб. компенсации. В остальной части исковых требований - взыскании 4.000.000 руб. отказано по причине того, что правонарушение, допущенное ответчиком в период декабрь 2013 - январь 2014 года (два месяца), не было множественным и длительным. В апелляционной жалобе ООО «Мыс Доброй Надежды» указало, что суд первой инстанции не учел весьма существенный момент, а именно, то что ответчиком было произведено продукции с использованием упаковки истца на сумму 168 000 рублей, из которой продукции возвращено на 90 720 рублей, реализовано на 77 280 рублей, поэтому компенсация не может многократно превышать размер произведенной с нарушением исключительных авторских прав продукции и должна быть снижена.
Какое решение должно быть принято по апелляционной жалобе?
Используемые интерактивные формы | Тема занятия | Объем в часах |
Проблемная лекция | «Российское законодательство об охране интеллектуальной собственности» | 2,0 |
Лекция-информация с визуализацией | «Особенности реализации прав, смежных с авторскими» | 2,0 |
Работа в группах | «Общие положения об авторском праве» | 1,0 |
Мультимедийная презентация | «Общие вопросы патентного права» | 2,0 |
Имитационноеупражнение (решение задач) | «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» | 2,0 |
Групповая дискуссия | «Передача прав на интеллектуальную собственность» | 1,0 |
Лекционные, практические занятия и самостоятельная работа студентов в 3 семестре носят поисковый и научно-исследовательский характер.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов
В процессе обучения применяется текущий и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется преподавателем по результатам освоения конкретной темы и конкретного раздела дисциплины. Итоговый контроль предполагает сдачу студентами зачета в устной форме.
При освоении дисциплины «Защита интеллектуальной собственности» оценочными средствами текущего и итогового контроля являются:
6.1. Контрольные работы- это вид текущего контроля знаний студента. Проводятся они в форме индивидуальных конкретных и небольших по объему вопросов по разным темам раздела для каждого студента. Контрольная работа это одна из форм проверки усвоения знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. Контрольная работа на очной и очно-заочной формах обучения проходит во время аудиторного занятия и должна содержать ответы на поставленные вопросы.
Примерные вопросы для контрольной работы №1:
1. Источники права интеллектуальной собственности.
2. Принципы авторского права.
3. Способы защиты авторских прав.
Студенты заочной формы обучения выполняют письменную контрольную работу содержащую теоретические вопросы и задачу (ситуационное упражнение).
Примерные задания для контрольной работы студентов заочной формы обучения:
1. Опишите порядок получения патента на изобретение.
2. Составьте таблицу субъектов смежных прав.
3. Начертите схему, отражающую этапы государственной регистрации товарного знака.
4. Укажите различия между личными неимущественными и имущественными авторскими правами.
5. Решите задачу.
ООО фирма «Мустанг», г. Нальчик, КБР обратилось в арбитражный суд с иском к ООО Туристическая фирма «Мустанг», г. Пятигорск о запрете ответчику использовать обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком истца, обязании прекратить использование фирменного наименования «Мустанг», являющегося средством индивидуализации истца внести в учредительные документы изменение в части, касающейся фирменного наименования, взыскании в качестве компенсации за незаконное использование, как товарного знака, так и фирменного наименования «Мустанг» 5 млн. руб. Обосновывая заявленное требования, истец указывает, что ответчик использует фирменное наименование, сходное до степени смешения с фирменным наименованием истца, что является нарушением его исключительного права. Кроме того, также незаконно использует обозначение, сходное с товарным знаком «Мустанг» в своем наименовании. Ответчик иск не признал, указывает на то, что ООО Туристическая фирма «Мустанг», в г. Пятигорске зарегистрирована на законных основаниях, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица. Кроме того, ООО «Мустанг» г. Нальчик и ООО Туристическая фирма «Мустанг» г. Пятигорск находятся на территории различных субъектов Российской Федерации, поэтому, по мнению ответчика, нельзя признавать совпадающей территориальную сферу деятельности данных организаций.
Оцените приведенные в иске аргументы. Подлежит ли иск удовлетворению, а если подлежит, то по какому основанию?
Темы рефератов
1. Право интеллектуальной собственности и его место в системе гражданского права.
2. Система источников права интеллектуальной собственности.
3. Понятие и принципы патентного права.
4. Система источников патентного права России.
5. Объекты патентного права.
6. Охрана изобретений в гражданском праве.
7. Патент как форма охраны объектов промышленной собственности. Оформление патентных прав.
8. Правовая охрана полезных моделей.
9. Право на промышленный образец.
10. Права изобретателей и их гражданско-правовая защита.
11. Субъекты патентного права.
12. Право на товарный знак и знак облуживания.
13. Права владельцев товарных знаков и знаков обслуживания и их гражданско-правовая защита.
14. Правовая охрана наименований места происхождения товара.
15. Право на результаты творчества, используемые в производстве.
16. Лицензионные договоры.
17. Понятие «ноу-хау» и договоры о его передаче.
18. Фирменное наименование и его гражданско-правовая защита.
19. Международное сотрудничество в области интеллектуальной собственности.
20. Международные организации по охране интеллектуальной собственности.
21. Понятие и принципы авторского права.
22. Система источников авторского права России.
23. Субъекты и объекты авторского права.
24. Гражданско-правовая охрана программных средств для ЭВМ.
25. Гражданско-правовая охрана смежных прав.
При оформлении текста реферата следует применять шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный межстрочный интервал и автоматический перенос. Поля страницы: верхнее и нижнее – 15 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм. Выравнивание текста по ширине, абзацный отступ – 1,25 см. Нумерация страниц вверху в центре.
Объем работы 15–20 страниц. Реферат должен иметь титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и литературы, оформленных в соответствии с действующим ГОСТ.