Глава 2. Христианизация Скандинавских стран




Христианизация не проходила столь гладко и быстро, как это изображают иные жития святых. Примера праведной жизни отдельного отшельника его проповеди и даже создаваемых им чудес было недостаточно для того, чтобы обратить в истинную веру население, традиционно приверженное языческим культам. Известно также, какую важную роль в обращении в новую религию играла государственная власть, силой и авторитетом она искореняло язычества, и внедряла христианские порядки. И, тем не менее, долгое время даже после завершения миссионерской деятельности духовенству приходилось сталкиваться с устойчивыми пережитками язычества. О мерах по искоренению язычества говорят постановления церковных соборов, папские послания и декреталии, акты государственного законодательства и кодексы церковных покаяний. В частности, заслуживает особого внимания «Перечень суеверий и языческих обычаев»[8], в котором сжато, перечислены многообразные формы народных верований и обрядов, преследующихся церковью. «Перечень суеверий...»[9] начинается с упоминания «святотатств» над покойниками и могилами. Религия тесно была связана с одухотворением природы. Обычно все религиозные церемонии проводились на открытом воздухе, в священных рощах. Также викинги возводили храмы, посвященные своим богам. Так в некоторых источниках упоминается о храме, в котором находилась огромная статуя Тора стоящего в колеснице запряженной двумя козлами[10]. Но от всех святилищ почти не чего не осталось, так как они были разрушены христианами. Религиозные обряды проводились, как правило, самыми уважаемыми людьми, например вождями. Все обряды сопровождались принесением жертв богам. Вера в природные силы — основа и всей народной медицины, равно как и разветвленнийшей системы приворотных и зловредных средств, против которых опять таки ополчается духовенство. Подобно тому, как люди вмешиваются в природные процессы, помогая им ритуальными действиями, так и природа прямо влияет на судьбы людей[11]. Наблюдая движение звезд и планет, следя за полетом птиц, изучая приметы, человек хочет получить залоги успеха своей деятельности. В январские календы участники праздника рядятся в телячьи и оленьи шкуры, наглядно демонстрируя свое единство с природой[12]. Это же единство воспроизводится во время народных игрищ и жертвоприношений силам природы, совершаемых под открытым небом источников, в рощах, на скалах. Решительно запрещая эти сборища, церковь стремилась оторвать людей от лона природы, ибо, с точки зрения:

духовенства, только в храме Божьем человек должен вступать в контакт с высшей силой. Все культы Природы, народные обряды, происходящие в лесах и рощах, на скалах и близ источников, считались богопротивными. Суровые наказания угрожали тем, кто занимался гаданиями, заклинаниями и прорицаниями будущего или верил в них.

Многие из языческих обычаев, против которых обрушивали свой гнев деятели церковь - были явно аграрного характера. В «Перечне суеверий...»[13] особо сказано<<о Бороздах>>[14], которые проводят вокруг деревень»: имелась в виду, очевидно, ритуальная вспашка, также говорится об идоле, которого носили по полю.

Церковь уничтожала капища и идолов, запрещая поклоняться божкам. Но Папа советует, в частности, не уничтожать самих капищ а, разрушать лишь идолов: опрыскав старые святилища святой водой[15], их можно использовать для новых целей, поместив в них христианские алтари и мощи святых, чтобы новообращенные могли в знакомых и привычных им местах с большей легкостью перейти от заблуждений к истинной религии. Также запрещалось совершать жертвоприношения и устраивать языческие праздники и ритуалы. Преследованию подвергались погребальные обряды, сопровождавшиеся кремацией и ритуальными пирами. Скандинавы имели обычай приносить в жертву своим богам большое количество скота. По словам служителей, «нужно дать им взамен нечто праздничное», позволяя — разумеется, в дни святых — собираться на религиозные пиршества: «...пусть они не приносят животных в жертву дьяволу, а убивают их для собственного пропитания во славу Господа и за все благодарят Его» [16].

Также учитывалась психология новообращенных, по возможности избегали резкого конфликта двух религий, — правда, нет данных, свидетельствующих о применений рекомендованных папой терпимости и осторожности при крещении язычников. Крещение скандинавов выразилось в первую очередь в утверждении внешних форм социального поведения и в отказе от языческих жертва приношений и возлияний. Что касается внутренних убеждений человека, то усвоение христианского мировоззрения оставалось в вышей степени неполном и поверхностным. В XI- XII в. Святой конунг Олфа Хардольдесон огнем и мечом искоренял языческие капища и истреблял всех противившихся крещению[17].

Форсирование процесса христианизации было одним из источников острых столкновений, ибо со старой верой у массы населения нередко ассоциировались традиции народной свободы и независимости, между тем как связь христианской церкви с государственной властью и угнетением, которое она несла, проступала достаточно отчетливо.

Разными способами церкви удавалось доказать новообращенным, что Христос – более могучей бог чем, Один или Тор, и оттеснить прежних богов на периферию религиозного сознания, превратить их в нечистую силу, либо сохранив в отдельных случаях какие то черты в облике святых, которым было предано соотвествущие функции, ранее выполнявшие языческие божества[18].

Учение Христа оказалось в Северной Европе недостаточно привлекательным и малодоступным пониманию. Многое из христианского учения люди понимали более привычных и близких им категориям язычества. Торжество христианство в Норвегии обязано в большой мери не проникновению <<святой веры>> в души людей, а насильственная политика конунгов, заставлявшие населения признавать христианство. Разрушая языческие капища и разбивая изображения Тора и Фрейда, увеча и убивая отказывающихся крестьян крестится, мало чем конунги миссионеры отличались от язычников: не проповеди слова божьего, всепрощения и смирения, а центральное место отводили насилию политики христианизации страны.

2.1. Причины распространения Христианства. Первыми кто обратился к новой религии, были скорей всего торговцы и воины. Можно предположить, что принятие новой религии это политический и экономический шаг. В первую очертеть в новой религии они видели мощного союзника (воины), в лице католического духовенства, а не наставников и учителей, которые могли спасти их от Божьего суда.

В экономическом плане: купцы становились христианами, так как это помогало налаживать связи с покупателями[19]. Известны случаи как некоторые купцы принимали христианство по несколько раз, эта тактика торговли была широко распространена у викингов (при знакомстве с купцом - христианином он представлялся как язычник, христианин естественно начинает пытаться спасти душу викинга, обратив его в свою веру, после некоторых препирательств викинг становится христианином, ну а довольный и счастливый купец - христианин на радостях заключая с ним торговую сделку отдает свой товар почти за даром).

Так же распространения христианство в Скандинавии можно проследить и по скандинавским сагам. В << Хеймеррингле >> приведено множество доказательств, превосходства <<чистой веры >> над язычеством. Христианство сильнее язычества, в конфликтах оно неизменно одерживает победу. Хотя сила христианство понимается не столь в моральном плане, сколько в практическом, если не сказать в физическом: крест и молитва превозможет колдовство и магию. Святого конунга повергает в прах суеверного и не верующего, ветер дует против язычников в благоприятную сторону для христианство людей сторону[20].

Снорра не осуждает, конунгов – язычников, несмотря на то, что заслуги государей, трудившихся над обращением в христианство своих поданных, всячески подчеркивается. Он усердно собирает рассказы о чудесах, содеянных святыми[21]. Хотя саги записаны в эпоху христианизации, дух их пронизан язычеством. Главная движущая сила это судьба. Рассказывает те моменты, где герой сталкивается с судьбой.

Олфом, тщательно отличается как важным фактом постройку церкви и монастырей, приобретению реликвий святых и посещения норманоми Палестины[22].

2.2. Периоды распространение Христианства в Скандинавских странах. Первые миссионеры появились в Дании в 8-ом веке. Сначала их успехи были небольшими. Большей частью их просто игнорировали, некоторых продавали в рабство, а некоторых наименее удачливых убивали.

Около 865 года конунг датских викингов Харальд Синизубый принял христианство. Мало кто из его подданных добровольно последовал его примеру. В течении царствования внука Харальда, Кнуда, являющегося королем Дании и Англии, английские священники неустанно трудились над обращением даннов в христианство.

Норвежцы приняли христианство при королях Олафе Трюгвессоне и Олафе Харальдсоне. Оба скупились на угрозы и репрессии, чтобы принудить своих подданных пройти обряд крещения. Олаф Харальдсон был первым святым покровителем Скандинавии[23].

Олаф Трюгвиссон не жалел усилий, чтобы убедить исландских колонистов принять христианство. На пример, он пригрозил убить всех исландцев, живущих в Норвегии либо приезжающих в эту страны, если они не обратятся в христианскую веру. В конце концов, на альтинге исландцы согласились принять христианство господствующей религией. Однако еще долгие годы исландцы в тайне продолжали поклонятся своим древнескандинавским богам[24].

Из всех государств Скандинавии, Швеция приняла христианство последней. Для обращения шведов в христианство в эту страну были направлены католические миссионеры из германии. В 1008 году шведский король Улов Шетконунг принял крещение, и христианство стало официальной религией в стране. Но многие шведы продолжали чтить древнескандинавских богов, сохраняя свою религию еще целое столетье.

В течении многих лет две религии (старая и новая) существовали бок обок. некоторые люди просто присоединяли христианского бога к языческому пантеону богов, которым издавна поклонялись.

В Исландии: Хельго Тощего, он веровал во Христа, но за помощью обращался к Тору, во всех делах, когда надо было важное решения.

Ара Тогильсок сообщает в <<Книги об исландцах>> (7 гл.), что когда альтинг постановил принять христианство, то всем исландцем было по прежнему разрешено есть конину (мясо употреблявшееся при языческих ритуалах). «Если люди желают совершать языческие приношения, могут делать это тайком, но под угрозой объявления их вне закона, если это выйдет наружу>>; Ара Тогильсок[25].

Новая вера была нужна, преимущественна для того, что бы удовлетворить требование Норвежского конунга, с которым исландцем переходилось считаться.

Записанные преимущественно в XIII в. саги об исландцах проникнуты духом, имеющие мало общего с христианством. Когда в них упоминался Христос, то это происходит не очень странным поводам. В <<Саге о названных братьях>> (гл. 3) сообщается, что юноша Торгейр сумел умертвить убийцу своего отца[26].

В сагах, конечно, легко найти следы других влияний христианство, но в них нет мотивов смирения и самоотречения (Христос сделал христиан своими сыновьями, а не рабами)[27].

Халлдор Лакнесс сказал; что хотя язычество и христианство долго существовало бок о бок, они могли объединиться небольшое, чем холодная вода и расплавленный метал[28].

 

 

Заключения.

Первыми кто обратился к новой религии, были скорей всего торговцы и воины. Можно предположить, что принятие новой религии это политический и экономический шаг. В первую очертеть в новой религии они видели мощного союзника (воины), в лице католического духовенства, а не наставников и учителей, которые могли спасти их от Божьего суда. В экономическом плане: купцы становились христианами, так как это помогало налаживать связи с покупателями. Известны случаи как некоторые купцы принимали христианство по несколько раз, эта тактика торговли была широко распространена у викингов (при знакомстве с купцом - христианином он представлялся как язычник, христианин естественно начинает пытаться спасти душу викинга, обратив его в свою веру, после некоторых препирательств викинг становится христианином, ну а довольный и счастливый купец - христианин на радостях заключая с ним торговую сделку отдает свой товар почти за даром).

Изучения первоначальной религии викингов по не посредственно <<Старшой Эдде>> нельзя. Она восходит непосредственно к эпохе викингов. Но записана она в XIII в. Эти песни уже бытовали в устной традиции на протяжении многих поколений, подвергаясь изменению, переработки и переосмыслению. Поэтому-то изучения духовной жизни скандинавов IX-XI вв. при помощи анализа эддических песен чревата ошибками. Датировка эддических песен неясна и спорна, в любом случае они известны в позднейший форме. Но вмести с тем есть все основания утверждать, что поэтический эпос скандинавов по своему содержанию восходит к героической поре их истории, к которой обращались исландцы последующих веков. Но то что мифы лежащие в основе многих песен, были распространены в Скандинавии уже в эпоху викингов, свидетельствуют многочисленные изображения сцен из мифологи на камнях с руническими надписями, на дереве, оружии и т.д., относящиеся к той эпохи, так и стихотворения скальдов, в которых нашли широкое отражение мотивы эддических сказаний.

 

 

Литература

 

 

I. Источники.

 

1. Снорри Стурлусон “Старшая Эдда” С.-Пб. 2000.

2. Скандинавская Баллада. Л. 1978.

3. Исландская Сага. Ирландский Эпос. М. 1978.

 

II. Монографии.

 

4. Гуревич А. Я. История и сага. М. 1972.

5. Гуревич А. Я. Средневековый мир: Культура безмолствущего большинства. М. 1990

6. Гуревич А.Я. Древни Германцы. Викинги. М. 1999

7. Меньшикова Е. А. Славяне и Скандинавы. М.1986

8. Гуревич А. Я. История Норвегии. М. 1980.

9. Канн А.С. История Скандинавских стран. М. 1980.

10.Рогинский В.В. История Норвегии. М. 1980.

 

III. Статьи.

 

11. Бьерн Терстейнссон. Исландская сага и историческая действительность // Скандинавский сборник Талин 1958. №3

12. Опарин М. Дети Одина. // Вокруг Света. 2002 №9

13. Снегов С. Рожденные морем. // Вокруг Света. 2001№8

 

IV. Справочный материал.

 

15. Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации: Викинги набеги с Севера.

М. 1996.

 


[1] Опарин М. Дети Одина //Вокруг Света. 2001 №9. Стр. 89-90

[2] Снорри Стурлусон. Старшая Эдда С.-Пб. 2000 стр. 400-458

[3] Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации: Викинги набеги с Севера. М` 96 стр. 65

[4] Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации: Викинги набеги с Севера. М` 96 стр. 105

[5] Снегов С. Рожденные морем // Вокруг света. 2001 №8. Стр.78

[6] Меньшикова Е. А. Славяне и Скандинавы. М` 86 стр. 118

[7] Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации: Викинги набеги с Севера. М` 96 стр. 16-19

[8] Гуреви А. Я. Средневековый мир: Культура безмолствущего большинства” М` 90 стр.289

[9] т.м стр.289

[10] Опарин М. Дети Одина //Вокруг Света. 2001 №9. Стр. 89-90

[11] Гуреви А. Я. Средневековый мир: Культура безмолствущего большинства. М` 90.стр. 294

[12] т.м стр. 290

[13] т.м стр. 294

[14] т.м стр. 291

[15] Гуреви А. Я. Средневековый мир: Культура безмолствущего большинства. М` 90 стр.290

[16] т.м. стр. 291

[17] Гуревич А. Я. История и сага. М` 72 г. стр. 167

[18] Гуревич А. Я. История и сага. М` 72 г. стр.170

[19] История Норвегии. А. Я. Гуревич, А.С., Рогинский В.В. М` 80 г. стр. 193

[20] Гуревич А. Я. История и сага. М` 72 стр.166

[21] Гуревич А. Я. История и сага. М` 72 стр.169

[22] Канн А.С. История Скандинавских стран. М` 80 стр.253

[23] История Норвегии. под редакционная коллегия: А. Я. Гуревич, А.С. Кан, И.П. Роздорожный, В.В. Рогинский М` 80 г. стр. 194

[24]Бьерн Терстейнссон. Исландская сага и историческая действительность. / Скандинавский сборник. Талин 58г. №3 стр. 210

[25] Бьерн Терстейнссон. Исландская сага и историческая действительность. / Скандинавский сборник. Талин 58г. №3 стр. 212

 

[26] Гуревич А. Я. История и сага. М` 72 г. стр. 173

[27] т.м. 173

[28] т.м. 176



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: