Использование вариативных программ и в музыкальном воспитании дошкольников




Программа «Музыкальные шедевры»

О. П. Радыновой, 1999 г.

ориентирована на возраст детей от трех до семи лет.

Цель программы - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. - с. 18..

Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного - двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:

· музыка выражает настроение, чувства, характер людей;

· песня, танец, марш;

· музыка рассказывает о животных и птицах;

· природа и музыка;

· сказка в музыке;

· музыкальные инструменты и игрушки

В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

По данным темам автором собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики «шедевры», потому и программа получила свое название «Музыкальные шедевры». В разделе методических рекомендаций автор рассматривает много общих положений о музыкальности вообще. О музыкальном мышлении дошкольника, об интонации музыкальной и речевой, о восприятии Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - с. 63..

Также анализируются методы формирования основ музыкальной культуры детей: словесный, наглядный, практический. Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки. О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах. Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей» Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - с. 58..

Использование вариативных программ и в музыкальном воспитании дошкольников

Проблема содержания музыкального образования детей дошкольного возраста у музыкальных руководителей ДОУ в ряду других педагогических проблем всегда стоит на первом месте, поскольку их в первую очередь волнует, чему учить детей. Для всех очевидно, что современное состояние музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях в последнее десятилетие характеризуется устойчивыми тенденциями к обновлению его содержания. Правда, этот процесс характеризуется некоторой противоречивостью.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности и характеризуется возникновением новых видов комплексных и вариативных программ.

Появление новых документов, в том числе, «Концепции дошкольного воспитания» ставят перед ДОУ достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и отвечала бы принципам «Концепции дошкольного воспитания», а также способствовала бы эффективному творческому развитию детей.

В последние годы появилась возможность использовать в работе альтернативные программы и методики, новые методические разработки наводнили прилавки магазинов. С другой стороны вседозволённость в использовании музыкального материала привела к тому, что детям предлагаются без разбора самые различные произведения.
Наряду с классической и народной музыкой, детскими песнями часто звучат современные шлягеры. Само по себе это, может быть, нормально и даже неплохо, но вот уже дети поют не только «Маленькую страну», но и танцуют под сентиментальные по содержанию песни типа «зайка моя», либо отплясывают канкан под восторженные аплодисменты родителей и воспитателей.

В последнее десятилетие издано довольно мною комплексных программ («Радуга», «Детство», «Развитие», «Золотой ключик», «Истоки»), в которых представлены разделы по музыкальному воспитанию детей, имеющие разные названия; «Развитие музыкально сти», «Ребенок и музыка», «Музыка». Вышли парциальные программы по музыкальному воспитанию детей - «Гармония» К.В. Тарасовой, «Музыкальные шедевры» О.П Радыновой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. В дошкольной практике лучшие музыкальные руководители учились подчинять свою работу главным музыкально-творческим, воспитательным задачам, побуждали детей к освоению музыки. Наиболее инициативные и чуткие педагоги, квалифицированные музыканты-профессионалы па практике привлекали разнообразный художественный материал, использовали инновационные методические приемы работы с детьми и т.д.

Однако научное осмысление широкой музыкально-педагогической практики выявляет некоторые противоречия в происходящих изменениях (Л.В. Школяр), которые отражают исторически сложившиеся подходы к музыкальному воспитанию детей в нашей стране.

Первое - преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник. Педагогический процесс музыкального воспитание строится в данной ситуации на принципах общей дидактики, без учета принципов педагогики эстетики. Данный подход характерен для музыкального воспитания 30-40-х годов XX века.

Второе преподнесение музыки как живого образного искусства, это направлен складывалось еще в 20-ые годы (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и др.), но реально воплотилось через многие годы в программе музыкального воспитания НА. Ветлугиной для детей подготовительной группы (на основе концепции Д.Б. Кабалевского), а в настоящее время - программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Для этого подхода характерны принципы, вытекающие из самой природы искусства в совокупности с общедидактическими принципами. Данный подход пропагандирует «соответствие методов познания содержанию предмета познания» (Л.В. Школяр), что характерно для педагогики искусства, которая как область педагогической науки до сих пор находится в стадии становления.

Однако проведенное анкетирование музыкальных руководителей ДОУ выявило, что большинство из них считает музыку, прежде всего, средством воспитания ребенка, средством ознакомления детей с окружающей действительностью. Для таких педагогов харак- терно принижение музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышение её до понимания эстетического содержания музыкального искусства, а также преобладание в их педагогической практике словесных методов, формализма. Явно налицо рассогласование методов познания музыки с содержанием музыкального искусства.

Таким образом, очевидна необходимость модификации сложившейся системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста и, прежде всего, его содержания. Но речь должна идти, по нашему мнению, не о частичных изменениях в нем, а о полном со- держательном преобразовании музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Все это послужило основанием для разработки принципиально новой по задачам и содержанию программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста.

Методическое, учебное пособие к программе "Музыкальные шедевры"
Автор: Ольга Петровна Радынова
Название: "Слушаем музыку"
Количество страниц: 38
Качество страниц: Отсканированные страницы
Описание: Звучащее учебное пособие О.П.Радыновой «Слушаем музыку» является основным аудиопособием фонохрестоматией - к авторской программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры». Оно представляет собой новое переработанное и дополненное издание аудиопособия «Слушаем музыку» на семи аудиокассетах. В этом учебном пособии собраны и систематизированы для детей доступные им музыкальные произведения из сокровищницы мирового музыкального наследия всех эпох по шести темам. Автор программы "Музыкальные шедевры" - Ольга Петровна Радынова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического Государственного университета.

Программа «Музыкальные шедевры»

Автор О.П. Радынова.

Научно обоснованная и методически выстроенная программа формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного воз­раста как части общей духовной культуры. Это реализуется через взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстети- ческой деятельности (ритмопластика, оркестровка, певческие им­провизации, рисование, сочинение сказок, детских опер, спектаклей- игр и др.).

Предлагаемая концепция обосновывает важность накопления, начиная с раннего возраста, музыкально-интонационного опыта восприятия искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью, и направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошколь­ников, активизацию проявлений творчества.

Основной принцип построения программы — тема­тический. Каждая из шести тем изучается в течение одного-двух месяцев и повторяется на новом материале в каждой возрастной группе. («Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка о музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».) При этом тема «Музыка выражает настроен; чувства, характер людей» является сквозной темой программы, важной для понимания детьми эмоциональной сущности музыкального искусства.

Особое место занимает и тема «Песня, танец, марш», поскольку осуществляет преемственность дошкольного и школьного образо­вания, так как является основной в программе Д. Б. Кабалевского, используемой в большинстве школ. Принципы программы:

концентрический, или принцип цикличности, предполагает по­вторяемость тем во всех возрастных группах;

контрастного сопоставления репертуара — в каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близ­кими названиями;

адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индиви­дуальных и психофизиологических особенностей каждого;

синкретизма — это взаимосвязь музыкальной и художественно- эстетической деятельности при объединяющей роли восприя­тия музыки.

В программе представлены критерии оценки уровня сформиро­ванноти основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах. Программа оснащена учебно-методическим комплектом, включающим методические рекомендации, нотные приложения, конспекты занятий и развлечений, комплект аудиокассет с методи­ческими рекомендациями и дидактическим альбомом.

Программа рекомендована Министерством общего и профес­сионального образования РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: