Жизнь и быт крестьян. Традиционная русская культура.




Большинство жителей Псковской земли в прошлые века, да и сейчас составляют сельские жители. Поэтому для лучшего понимания псковичей важно знать, как был устроен крестьянский быт. Что из обычаев и традиций крестьян сохранилось до наших дней и почему. Чтобы получить ответы, отправимся в старинную псковскую деревню. Этот путь можно было проделать только пешком или на телеге, так как вечной бедой России были плохие дороги.

Как повелось с древности, жили псковские крестьяне общинами во все века. Даже в начале 20-го. По числу входящих в них дворов были они невелики: от 8 до 20-ти семей входили. Занимались земледелием, скотоводством. Особенностью общины было то, что многие работы выполнялись всем миром 1: установка и ремонт изгородей, строительство мостов, ремонт дорог, колодцев, сооружение плотин. Для того, чтобы сделать самую тяжелую работу, собирали толоку 2. Такой коллективный труд был зачастую праздником. Хорошо потрудившись, в полдень собирались все в избу к одному из работников или под красивое дерево и приступали к угощению: ели пироги, блины, щи с говядиной или снетками, запивали все квасом. Затем отдыхали и снова за работу.

Важной частью общины была семья. Сами крестьяне Псковской губернии считали семьей всех родственников, которые жили одним двором и вели общее хозяйство. Самые малочисленные семьи были в Порховском уезде. Они состояли из пяти или шести человек. Большие семьи, состоящие из семи или восьми человек, чаще встречались в Островском уезде.

Хозяином семьи считался дед. Хоть старый, но до смерти – глава семьи. Его называли «большак» или «старый». Он руководил работами мужчин: заготовкой леса, строительством, посевом.

Женской работой в семье распоряжалась жена большака, «большуха». Она сама занималась приготовлением пищи для всей семьи. А дочки, невестки3 и другие женщины пряли, ткали, шили одежду, вышивали. Были у них дела и в поле. «Серп – бабье дело» – гласит народная пословица.

Вставали все члены семьи рано: кто еду готовит, кто корм скотине. До завтрака много чего успевали сделать: и скотину обрядить 1, и грядки прополоть, и в доме убраться. Только детям иногда удавалось подольше понежиться на полатях 2.

Завтрак назывался перехваткой. Ели все вместе, из общей чашки брали кашу или картошку по очереди. Начинал глава семьи.

Затем шли на работу: в поле, в лес, на реку. Давалось задание и детям. В их обязанности входило прополоть грядки, нарвать травы скотине, навести порядок в доме, следить за младшими детьми. Уже в двадцатом веке к этим делам добавилась школа, уроки, так как многие крестьянские дети учились в сельских школах. В 11 – 12 часов приходили на обед. Для него готовили суп, чаще щи, картошку с мясом. Чай пили редко. Еду запивали квасом, молоком или просто водой.

Вторая половина дня также была занята до темна работой в поле и по дому. Ужинали поздно, тем, что оставалось от обеда.

Зимой кроме сельскохозяйственных работ по подготовке инвентаря к страде работали в лесу: заготавливали дрова, валили лес для ремонта и строительства дома, хозяйственных построек, занимались подледным рыбным ловом. Поскольку денег у крестьян практически не было, то именно в зимние вечера можно было самим делать мебель для дома, вытачивать ложки, мастерить другую утварь.

Выполнение всех хозяйственных дел в крестьянской общине и семье основывалось на обычаях и традициях, как говорили, «по старине». Традиционно размещали на усадьбе дом и хозяйственные постройки. Даже количество венцов3 и окон в доме определяла традиция.

Внутренне убранство крестьянских домов не отличалось разнообразием. Его составляла божница в красном углу, стол, лавки, сундуки и русская печь. В божнице находились иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Лавки днем использовали для сидения, а ночью на них спали. Кровати и стулья появились в крестьянских домах только в 19 – 20 веках. Тогда же в крестьянский быт стали входить шкафы. В старину посуду, одежду, все самое ценное для семьи хранили в сундуках.

Прошли столетия, многое изменилось в жизни людей. Многое забыли мы из того, что было так важно для наших предков. Но многое из созданного крестьянской общиной живо до сего дня.

Задания:

1. Ответьте на вопросы:

- Как вы думаете, почему у рассказа такое название?

- Как вы думаете, почему большинство населения Псковского края в прошлом и в наше время составляют сельские жители?

- Какие крестьянские обычаи и традиции, появившиеся в старину, сохранились до наших дней? Как вы думаете, почему? Обоснуйте свою мысль.

- Какие слова, использованные в рассказе, не употребляют в современной речи? Почему?

2. Составьте план рассказа «Жизнь и быт крестьян. Традиционная русская культура».

3. Составьте меню крестьянской семьи на один день. Чем оно отличается от меню древнейших жителей Псковской земли?

4. Дорисуйте сюжеты, опираясь на текст рассказа.

5. Попробуйте составить отчет о путешествии в жизнь и быт крестьян от имени любого из научных сотрудников вашей экспедиции?

 


1 Мир – все жители деревни, села.

2 Толока – совместная работа, которую выполняли добровольно и бесплатно все жители деревни, села.

3 Невестка – жена сына.

1 Обрядить скотину – накормить, подоить, вычистить хлев, где стоят животные.

2 Полати – деревянный навес возле печки, самое теплое место в доме, на котором спали дети.

3 Венец – ряд соединенных между собой бревен в срубе дома.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: