Монастыри и монахи в Псковском крае.




…Где за озерками, во мшинах,

На неприметном бугорку

Сереет монастырь старинный,

Пообветшавший на веку.

Е.Н. Морозкина

В это путешествие нужно отправляться только пешком, так как именно такой способ признавали во все времена паломники [1], так и сегодня сюда приходят люди, чтобы прикоснуться к старым стенам, почувствовать покой и успокоения, набраться духовных сил.

Богата земля Псковская монастырями. Их невозможно обойти ни за неделю ни за месяц. Это долгое путешествие. И не только потому, что расположены они чаще всего в лесной глуши, куда нет хороших дорог. Создание и жизнь каждого из них – это своя, очень богатая история. Не каждому дано узнать и понять ее.

Изначально монастыри появлялись как поселения людей, ушедших от мирской жизни. Они хотели посвятить себя молитве, служению Богу. Для этой цели ставили часовни или вырывали землянки. Так был создан Мирожский и Снетогорский монастыри в Пскове, Никандрова пустынь недалеко от Порхова, Крыпецкий монастырь на берегу Святого озера.

Но иногда случались чудеса. Сохранилась легенда о том, как был основан Печорский монастырь. На этом месте был густой лес, куда «на лов звериный» ходили жители окрестных деревень. Они иногда слышали ангельское пение, раздававшееся из глубины горы у ручья. Один из них – Иван Дементьев – начал рубить лес и ему открылась пещера, над которой высечена надпись «Богом зданная пещера». На этом месте в 1473 году и был основан монастырь, названный Печерским или Печорским.

Спасо-Елизаровский монастырь был основан на месте, которое увидел во сне монах Снетогорского монастыря Евфросин. Многие монахи, служившие в нем, Савва Крыпецкий, Онуфрий Мальский, Иларион Гдовский и сам Евфросин были позже причислены к лику святых. Один из монахов Елезаровского монастыря - старец Филофей – вел переписку с правителями России – великим князем Василием III и царем Иваном Грозным.

К святым старцам с разных мест Псковской земли шли паломники. Они стремились очиститься от грехов, получить благословение на свои дела. Для того, чтобы было где отдохнуть путникам, у стен монастыря ставили приезжий двор с гостиницей, избами и конюшней. За благословение и поддержку богатые люди, правители приносили в монастыри большие пожертвования. Так за счет пожертвований псковского дьяка[2] Мисюря Мунехина Печорский монастырь смог в 16 веке построить несколько новых церквей и каменные стены.

Нередко посещали Псковские монастыри известные богатые люди. Чтобы не разрывать дела божьи и мирские рядом с монастырем организовывали ярмарки. У Никандровой пустыни даже построили Ярмарочный гостиный двор, в котором находилась 161 купеческая деревянная лавка. Многолюдные ярмарки у стен монастыря проходили 29 июня (в день обретения мощей преп. Никандра) и 24 сентября (в день преставления преп. Никандра).

Пограничное положение Псковской земли, частые нападения с Запада приводили к тому, что монастыри быстро превращались в крепости и участвовали в отражении натиска врагов. За их крепкими стенами находили приют местные жители разоренных поселений.

Для монахов – защитников Псковской земли – участие в боевых действиях часто заканчивалось трагедией. Летопись сообщает, что во время осады Пскова врагами в 1299 году «… убиен бысть Василий игумен[3] Святого Спаса[4] и Иосиф Прозвитер». Та же участь постигла настоятеля и 17 иноков[5] Снетогорского монастыря.

Нередко трагедией заканчивалась для служителей верность Богу. За нее наказывали правители России. Еще одна легенда Печорского монастыря гласит о том, что русский царь Иван Грозный, правивший в России в 16 веке, заподозрил настоятеля монастыря – Корнилия – в измене и казнил. В приступе гнева он собственной рукой отсек голову игумену, встречавшего его хлебом-солью. Тотчас же раскаявшись, царь поднял его тело и отнес к Успенскому собору. С тех пор дорога от Никольских ворот до Успенско­го собора называется «кровавым путем».

Многие, почти все монастыри Псковской земли были закрыты в 20 веке. Сейчас многие из них восстанавливаются. В 1998 году вновь открыт Спасо-Елеазаровский монастырь. Теперь хозяйкой монастыря стала женская монашеская община. Ведутся восстановительные работы, возобновлены монастырские богослужения.

Задания:

1. Ответьте на вопросы:

- важт

- ыиаыоава

2. тюыювюы

3.


[1] Паломники – люди, которые пешком приходли к святым местам (монастырям, церквям) для поклонения.

[2] Дьяк – представитель московского правителя в Псковской земле.

[3] Игумен – настоятель (руководитель) монастыря.

[4] Святой Спас – название Свято-Преображенского Мирожского монастыря.

[5] Инок – монах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: