Рекомендации родителям.
Дома создавайте насыщенную речевую среду, Все режимные моменты: купание, умывание, приём пищи, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание и т.д. обязательно сопровождайте речевыми комментариями. Например, идём умываться. Мы с тобой идём мыть руки и лицо. Открывай кран. Возьми мыло из мыльницы. Намыливай руки и лицо. Теперь смывай мыло водой. Стряхивай водичку и бери полотенце. Твое полотенце зелёное, а моё - белое.
Сынок (доченька), что мы делали? Чем мы мыли лицо и руки? Какое твоё полотенце? (Ответы).
Требования к речи родителей.
- Свою речь надо строить из простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
- Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
- Между фразами надо делать недлинные, но чётко обозначенные паузы;
- Слова надо произносить чётко, внятно, не сюсюкать, с выделением ударного слога;
- К ребёнку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы.
Очень важно рассматривать предметы и игрушки вместе с ребёнком. Предмет нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После повторения можно попросить ребёнка принести предмет, рассказать, какой он, как его нужно использовать. Так накапливается словарный запас. Затем поступательно формируется фразовая речь.
Упражнения в составлении предложения (с предметом или по картинке).
- Сынок (доченька), что это?- Это мяч.
- Где мяч?- Вот мяч.
- Дай мне мяч?- На мяч.
- Это чей мяч?- Это мой мяч.
Не стоит повторять за ребёнком неправильно произносимые им слова – заменители. Ребёнок должен слышать только правильно звучащую речь; она должна быть ясной, чистой и понятной. Постоянно работающий телевизор, музыка, заглушающая речь взрослых – всё это создает шумовые помехи, мешающие ребёнку воспринимать слова и фразы взрослых, слышать себя. Желательно дозировать пользование компьютером, просмотр мультфильмов. Нервная система ребёнка не должна подвергаться значительным перегрузкам. Очень важен оптимистический настрой взрослых. Не сравнивайте сына (дочку) с ровесниками, проводите сравнение только с ним самим. Не забывайте замечать достижения и хвалить ребёнка.
Вот несколько способов высказать одобрение:
Молодец! Правильно! У тебя уже лучше получается! Ты сегодня хорошо потрудился (потрудилась)! Я горжусь тобой! Я знал (а), что ты справишься! Это то, что надо! С каждым днём у тебя получается всё лучше и лучше!
Основной «пусковой» момент появления речи - общение. Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий всё время меняются ролями. Первый партнер ребёнка в диалоге - взрослый (мама, папа, бабушка….). Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «провоцировало» ребёнка на высказывание. Поощряйте речевую реакцию вашего сына (дочки). Пусть первые ответы ребёнка - отдельные слова, они дают возможность общаться речевыми средствами и фактически становятся стержнем высказывания.
ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫРЕЧИ НА ОСНОВЕ ЗВУ-КОПОДРАЖАНИЙ.
Звук У:
Мама (показывает дудочку): «Это дудочка. Я сыграю на дудочке: «У-у-у».
Ты сыграй на дудочке. Я и ты сыграем на дудочке».
Мама: «Это волк. Волк воет: «У-у-у!». «Как воет волк?»
Игра. 1) Ребёнок везет игрушечный паровоз и гудит: «У-у-у».
2) Ребёнок играет в дудочку: «У-у-у».
3) Ребёнок подражает вою волка: «У-у-у».
Звук А (показываем картинку)
Девочка качает куклу: «А-а-а!» Я качаю куклу: «А-а-а!» Ты качаешь куклу: «А-а-а!» Покачаем вместе кукол: «А-а-а!» Как ты качаешь куклу? Как мама качает сыночка?»
Звук О:
Мама (берет картинку и показывает): «У мальчика болят зубы. Он стонет: «О-о-о!» У меня болят зубы: «О-о-о!» У тебя болят зубы: «О-о-о!» У меня и у тебя болят зубы: «О-о-о!» «Как стонет мальчик?»
Слог АУ: (картинка - дети заблудились в лесу)
Мальчик в лесу потерял маму и кричит: «Ау!»
Я потеряла маму и кричу: «Ау!»
Ты в лесу потерял маму и кричишь: «Ау! Ау!»
Давай покричим вместе: «Ay! Ау!» Как кричит мальчик?
Слог УА: (картинка - ребёнок плачет)
Вова плачет: «Уа! Уа!» Кукла Тата плачет: «Уа! Уа!» Как плачет Вова? Как плачет кукла Тата?
Слоги АМ-АМ, МУ-МУ, МЯУ-МЯУ:
Мама (берёт игрушки): «Это собака. Собака лает: «Гав». Как лает собака?»
«Это корова. Корова мычит: «Му-му!» Как мычит корова?»
«Это кошка. Кошка мяукает: «Мяу-мяу!» Как мяукает кошка?»
Звук И (картинка - лошадка).
«Это лошадка. Лошадка ржет: «И-и!» Как ржет лошадка?»
Слоги ГА-ГА, КО-КО, ПИ-ПИ, МЭ-МЭ, БЭ-БЭ: (с картинками)
«Это гусь. Гусь кричит: «Га-га-га!» Как кричит гусь? Это
курочка. Курочка поет: «Ко-ко-ко». Это птичка. Птичка пищит: «Пи-пи-пи».
Это коза. Коза блеет: «Ме-ме! Ме-ме!» Как блеет коза? Это овца. Овца блеет: «Бе-бе! Бе-бе!» Как блеет овца?»
Слоги КУ-КУ, КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ!: (с картинками)
«Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!» Как кукует кукушка?»
«Это утка. Утка крякает: «Кря-кря! Кря-кря!» Как крякает утка?»
«Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет петушок?»
Слоги ДУ-ДУ, БУМ-БУМ, БИ-БИ, ДИНЬ, ТУК-ТУК: (картинки обязательно).
«Это мальчик. Этот мальчик играет на дудочке: «Ду-ду-ду». Как играет мальчик?» «А этот мальчик играет на барабане: «Бум-бум-бум!» Как играет тот мальчик?»
«Это машина. Машина гудит: «Би-би-би». Как гудит машина?»
«У девочки колокольчик: «Динь-динь-динь!» Девочка звенит: «Динь-динь-динь!» Как звенит колокольчик?»
«Это папа. Папа стучит молотком: «Тук-тук-тук!» Я стучу молотком: «Тук-тук-тук!» Ты стучишь молотком: «Тук-тук-тук!» Мы стучим молотком: «Тук-тук-тук!» Как стучит папа?»
Дать поиграть ребёнку на барабане, дудочке, на трубе, позвонить в колокольчик, постучать молотком, поводить машину, произнося соответствующие звукоподражания.
Слоги АХ, ОХ, УХ (картинки).
Это девочка. Это мячик. Мячик упал в воду: «Ах! Ах! Ах!» Девочка плачет: «Ах! Ах! Ах!» Как плачет девочка?
Это мальчик. У мальчика болит ухо. Мальчик стонет: «Ох! Ох! Ох!» Как стонет мальчик?
Это девочки. Девочки качаются на качелях. Девочки кричат: «Ух! Ух! Ух!» Как кричат девочки?
Ребёнок изображает, как он роняет мячик, игрушку, сопровождая эти действия словами: «Ах! Ах! Ах!»
Сын (дочка) изображает, что у них болят руки, глаз, ухо, сопровождая словами: «Ох! Ох! Ох!»
Дети прыгают через верёвочку или подбрасывают мячик, сопровождая словами: «Ух! Ух!»
Слоги НО-НО, ТПР (картинки).
Это мальчик. Это лошадка. Мальчик погоняет лошадку: «Но-но-но!» Как мальчик погоняет лошадку?
Мальчик остановил лошадку: «Тпр! Тпр!» Как мальчик остановил лошадку?
Поиграть со словами но-но-но, тпр, тпр.
В огород заехали (легонько приседаем на месте, руки вытянуты, будто держат вожжи). Ребёнок вместе с мамой: гоп-гоп-гоп! (хлопок в ладоши - два коротких, один длинный).
- На машине ехали, до угла доехали (повороты руками, которые будто держат руль). Ребёнок - би-би-би! Би-би-би (большим пальцем надавить на сигнал).
- Паровозом ехали, до горы доехали (круговые движения руками, согнутыми в локтях). Ту-ту-ту, ту-ту-ту.
Котята спят.
Ребёнок лежит на ковре, при слове-мур- мурлычет.
На ковре котята спят -мур-мур-мур.
Просыпаться не хотят -мур-мур-мур.
Тихо спят спина к спине и мурлычут во сне. Мур-мур-мур.
Вот на спинки повернулись и проснулись (ребёнок поднимает руки и ноги вверх и активно ими двигает).
Лохматый пёс.
- Мама берёт игрушку (собачку) и говорит.
Вот идёт лохматый пес – гав-гав-гав (повторяет ребёнок).
И зовут его Барбос - гав-гав-гав (повторяет ребёнок).
РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫРЕЧИ НА ОСНОВЕ ИМЕЮЩЕГОСЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЁНКА.
Слово АУ в предложении (позови маму, папу…)
Мама, Ау!
Папа, Ау!
Тетя. Ау!
Инсценировка «В лесу».
Мама, ау! Оля, Коля, ау!
Папа, ау! Вова, Тома, ау!
Тетя, ау! Тата, Нина, ау!
Слова УА и БАЙ-БАЙ.
Мама, уа! Папа, бай-бай!
Тома, уа! Тома, бай-бай!
Вова, уа! Вова, бай-бай!
Слово НА (Сынок (доченька), дай мне дудочку (например)).
Мама, на у-у-у... (дудочку). Мама, на у-у-у... (паровоз).
Мама, на пи-пи... (птичку). Мама, на ко-ко-ко... (курицу). Папа, на ав-ав... (собачку). Папа, на би-би... (машину). Папа, на тук-тук... (молоток). Папа, на ту-ту-ту... (трубу). Баба, на ку-ку! ку-ку!..(кукушку). Баба, на га-га-га... (гуся). Баба, на кря-кря-кря (утку). Баба, на му-му... (корову).
Слово ДАЙ ( Сынок (доченька), какую игрушку тебе дать).
Мама, дай мяу-мяу... (кошку).
Мама, дай му-му... (корову).
Мама, дай ко-ко-ко... (курицу).
Папа, дай ту-ту-ту... (трубу).
Папа, дай бум-бум-бум... (барабан).
Папа, дай динь-динь-динь... (колокольчик)