МОДЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ




АЛГОРИТМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ТРЕНИНГА

Условия проведения Уровни задач Стандарт проведения Способы оценки результатов
Характеристики группы: - объем - противопоказания Характеристика помещения: - площадь - освещение - проветривание - мебель - оборудование Знания о проблеме: - - - - - - - - -       Минимальный: Решение простых задач в простых условиях (уровень начинающего работника)     Внутренний субъективный: - внутренняя рефлексия - субъективные тесты и анкеты для самоанализа - рефлексия тренера
Временной объем: - 10 – 16 - 18 – 30 - более 30
Регламент   Средний: Решение типичных задач в типичных условиях (уровень обязанностей специалиста)   Внешний субъективный: - групповая рефлексия - субъективные тесты и анкеты для группового анализа - оценка ведущим участников - экспертная оценка
Техническое обеспечение: - звук - образ - запахи Навыки решения проблемы: - - - - - - - - - -
Материально-техническое обеспечение: - бумага - ручки, карандаши, фломастеры - краски, кисти - мелки - кнопки, скрепки, скотч - другое
Обеспечение кофе-брейк Установки по отношению к проблеме: - правила группы - установочная часть инструкций   Максимальный: Решение любых задач в любых условиях (уровень мастера)   Объективный: - объективные тесты - объективные критерии деятельности - включенная диагностика
Мотивационный ресурс: - ведущего - участников
Технологический ресурс  

 

СТРАТЕГИИ ВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

1. По центру ведения: тренер-центрированная – смешанная – участник-центрированная

2. По концентрации взаимодействия: групповая – смешанная – индивидуальная

3. По месту проведения: на рабочем месте – смешанная – вне рабочего места

 

ТАКТИКИ ВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

1. Уровень ЗНАНИЙ о проблеме:

- беседа (до 40 мин)

- мини-лекция (до 30 мин)

- демонстрация (до 20 мин)

- дискуссия (до 15 мин)

- учебное пособие (до 10 мин)

- раздаточный материал (до 5 мин)

2. Уровень НАВЫКОВ решения проблемы:

- упражнение-разминка (10-15 мин)

- простое упражнение (20 – 25 мин)

- комплексное упражнение (30-50 мин)

- игра (деловая, ролевая, обучающая, проверочная) (60 – 180 мин)

3. Уровень УСТАНОВОК по отношению к проблеме:

- нормы-инструкции (до 10 мин)

 

 

Алгоритм разработки МОДЕЛИ тренинга

Выбранные стратегии ведения _____________________________________________________________________________________________________

Стандарт проведения тренинга Уровни задач тренинга Возможные тактики ведения тренинга Расчётное время тактики Выбор тактики Способы оценки Раздаточный материал Учебное пособие
    Средний: - условия   - задачи Знания о проблеме:            
             
           
             
           
             
           
             
           
             
           
Навыки решения проблемы:            
           
             
           
             
           
             
           
Установки по отношению к проблеме:            
           
           
           
           
           
           

 

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ тренинга

1 день (4 ак.ч., 90 + 90 мин, перерыв 15 мин) Группа __________ чел.

Временные интервалы занятия Содержание занятия Тактики проведения Способы оценки Расчетное время Примечание
90 мин        
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
15 мин        
90 мин        
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

МОДЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ

1 этап: ОРИЕНТАЦИЯ

  • СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА: ориентация в правилах, задачах и целях тренинга, поиск своего места в группе и моделей поведения, ориентация на лидеров.
  • УСЛОВИЯ ЭТАПА: разные ожидания и опыт, индивидуальные предпочтения и формы поведения участников.
  • МОТИВЫПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ: 1) чувствуя некомпетентность в новой обстановке, не показывать сомнений и демонстрировать внешнюю уверенность; 2) быть внутренне критичным и автономным, внешне демонстрируя дружелюбие и толерантность; 3) выяснить формальные и неформальные правила поведения; 4) повышенное внимание к другим, классификация их по внешним проявлениям (присвоение ярлыков); 5) оценка «стоимости» приспосабливания к группе и «окупаемости» этого для себя; 6) ориентация на ведущего или другого явного лидера группы, получение одобрения своих действий с их стороны.
  • ДЕЙСТВИЯ ВЕДУЩЕГО: а) организовать самопрезентацию и ритуал знакомства участников; б) объяснить цели, задачи и порядок прохождения тренинга; в) рекомендовать нормы или организовать разработку правил поведения в тренинге; г) организовать индивидуальную и/или групповую работу.

2 этап: КОНФРОНТАЦИЯ И КОНФЛИКТ

  • СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА: противоречия между личными потребностями и необходимостью взаимодействия и подстройки; поиск обще приемлемых моделей поведения; поляризация мнений, выдвижение лидеров, борьба участников за статус и защита ими заявленных ролей.
  • УСЛОВИЯ ЭТАПА: участники познакомились, раскрепостились, начали высказывать свою позицию и критиковать чужие, пытаются проявить себя в практике решения тренинговых задач.
  • МОТИВЫПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ: 1) появляется раздражение по поводу себя и других, даже против ведущего, в ситуациях некомпетентности при решении тренинговых задач; 2) стремление быстрее понять – как и что нужно правильно делать; 3) определить свои роль и статус, защитить их от других; 4) отстаивать свои решения категорично, не идти на компромисс; 5) объединиться в группы единомышленников и организовать коллективную защиту; 6) навязать другим группам свою систему методов решения задач.
  • ДЕЙСТВИЯ ВЕДУЩЕГО: а) организовать решение участника «проблемных» задач, без обучения оптимальным методам и алгоритмам; б) выполнить оценивание работы участников, вызывая негатив на себя; в) организовать индивидуальное и групповое обучение продуктивным техникам решения задач.

3 этап: СОТРУДНИЧЕСТВО И КОМПРОМИСС

  • СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА: выработка единых методов достижения целей, резкое повышение групповой сплоченности, ориентация на компромиссы и бесконфликтные отношения, приоритет общения над результативностью.

 

  • УСЛОВИЯ ЭТАПА: раздражение и конфликт сменяются пониманием ценности общения и групповой работы; повышение толерантности приводит к осознанию ценности каждого участника процесса группового взаимодействия.

 

  • МОТИВЫПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ: 1) не конкурировать, а принадлежать группе, помогать другим своими знаниями и опытом; 2) взять все лучшее и позитивное у других участников, в связи с изменением их статусов; 3) сделать группу сообществом единомышленников, повысить ее сплоченность, работоспособность и эффективность; 4) не ущемлять ничьих интересов ради гармонии отношений в группе; 5) следовать негласному запрету на выражение любого негатива по отношению друг к другу, избегать критики и осуждения других; 6) избегать конфликтных тем, несколько увеличить дистанцию общения и снизить откровенность высказываний и оценок.

 

  • ДЕЙСТВИЯ ВЕДУЩЕГО: а) взять на себя детальную и объективную оценку результатов группы и отдельных участников; б) бороться с псевдогармонией отношений в группе, обучая конструктивной критике и взаимопомощи; в) обучить алгоритмам оптимального распределения обязанностей в группе и достижения максимального качества групповой работы; г) показывать последствия регресса в отношениях, результатов дистанцирования в групповом взаимодействии.

4 этап: ИНТЕГРАЦИЯ И ПРОДУКТИВНОСТЬ

  • СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА: переориентация с качества отношений на качество результата, уделение внимания личностному росту каждого участника, оптимально перераспределение ролей в процессе группового взаимодействия, повышение качества результата за счет включения технологического ресурса.

 

  • УСЛОВИЯ ЭТАПА: снижение качества результатов группы требует введения более жестких стандартов оценки группового взаимодействия, появляется запрос на обучение оптимальному распределению ролей и техникам групповой работы, повышается рационализация групповых отношений в пользу повышения качества групповых процессов.

 

  • МОТИВЫПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ: 1) проанализировать соответствие своего развития и вклада групповым задачам; 2) ужесточение норм и правил взаимодействия в пользу повышения качества результата; 3) научиться технологиям оптимального взаимодействия; 4) выйти на уровень более откровенного и продуктивного общения; 5) улучшить механизм распределения ролей в группе; 6) повысить личный уровень знаний и навыков, качество личного вклада в групповое взаимодействие.

 

  • ДЕЙСТВИЯ ВЕДУЩЕГО: а) повысить уровень сложности решаемых задач; б) повысить качество оценки и осознания полученных результатов; в) больше внимания уделять самостоятельной работе участников, поощрять творческий поиск и новые разработки группы; г) организовать рефлексию индивидуальных и групповых достижений, закрепление полученных знаний, навыков и установок.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: