Вся совокупность пользователей бухгалтерской информации делится на две большие группы: внешние и внутренние пользователи (см. таблицу 2).
Первую группы пользователей составляют внутренние пользователи.
Руководство организации является основным пользователем бухгалтерской информации. Наибольший интерес представляет бухгалтерская отчетность. Руководство интересуют: размер денежных средств на счетах в банке и кассе организации; размер прибыли; динамика изменения дебиторской задолженности (с детализацией по конкретным дебиторам); данные о состоянии задолженности перед работниками по заработной плате и бюджетом по налогам и сборам. Руководство организации широко использует не только отчетные данные о финансовом состоянии организации, но и текущую информацию о состоянии производственного процесса.
Собственники имущества организации заинтересованы в наиболее эффективном его использовании. Для анализа эффективности эксплуатации имущества используют как данные бухгалтерской отчетности, так и дополнительную бухгалтерскую информацию.
В числе подразделений, использующих бухгалтерскую информацию для целей производства или управления, могут быть, например, планово-экономический отдел организации, службы маркетинга, главного инженера и т.п. Эти подразделения пользуются бухгалтерской информацией, необходимой для решения конкретных задач. Так, например, службу маркетинга прежде всего интересует информация о движении готовой продукции и товаров на складах организации; службу главного инженера - данные о состоянии и сроках полезной эксплуатации оборудования, размер МПЗ, показатели деятельности вспомогательных подразделений, обеспечивающих процесс основного производства.
Внешних пользователей можно классифицировать по трем группам (В.П. Астахов):
1. Имеющие прямой финансовый интерес.
2. Не имеющие прямого финансового интереса.
3. Без финансового интереса.
Пользователи бухгалтерской информации
Таблица 2
Бухгалтерская информация | |||||
Внутренние пользователи | Внешние пользователи | ||||
Имеющие прямой финансовый интерес | Не имеющие прямого финансового интереса | Без финансового интереса | |||
Налоговые органы | Профессиональные участники фондового рынка | Органы по управлению экономикой, общественность | Прочие группы | ||
1. Аппарат управления: директор, совет директоров | Инвесторы, кредиторы, поставщики, будущие акционеры, покупатели | Министерство по налогам и сборам РФ; районные налоговые инспекции | 1. Федеральная комиссия по рынку ЦБ | 1.Министерство эконом. развития и торговли РФ | 1.Аудиторские группы |
2.Собственники | 2. Дилеры, брокеры, депозитарии, фондовые биржи | 2.Министерство финансов РФ | 2. Органы статистики | ||
3.Руководители структурных подразделений | 3.Другие правительствен. органы | 3. Профессион. организации бухгалтеров и аудиторов | |||
4. Профсоюзы | 4. Арбитраж |
Внешних пользователей, имеющих прямой финансовый интерес прежде всего интересуют вопросы компенсации на вложенный капитал: возврат займов, включая проценты; возмещение договорной цены товара; получение дивидендов; экономическая целесообразность налаживания деловых связей и т. п. Поставщики и другие коммерческие контрагенты заинтересованы в получении учетной информации, однозначно позволяющей прийти к выводу о своевременности получения денежных средств от продажи ими продукции (работ, услуг).
Внешние пользователи, не имеющие прямого финансового интереса, - это в первую очередь налоговые органы. Основная их задача - сбор налогов, таможенных пошлин, штрафов и т.д.
Профессиональных участников фондового рынка - инвесторов - интересует доходность (котировка) ценных бумаг эмитента, и степень риска, связанная с приобретением акций.
Правительственные структуры занимаются изучением учетной и финансовой информации в той мере, в какой это имеет отношение к прогнозированию развития отдельных производств и отраслей народного хозяйства, определению пропорций, темпов роста, расчету национального дохода и других аналогичных статистических показателей.
Пользователи без финансового интереса - аудиторские фирмы, органы статистики, арбитраж.
Органы статистики формируют и представляют информацию, необходимую для принятия решений на государственном или региональном уровне. Для целей статистической отчетности разработаны специализированные формы, где представлены стоимостные и натуральные показатели деятельности организации.
Объектом внимания аудиторских фирм или отдельных аудиторов является вся финансово-хозяйственная деятельность организации за исключением случаев, когда проверка проводится по отдельным вопросам или направлениям.