Составы административных экологических правонарушений 13 глава




При условии признания судом восстановительных работ надлежащим исполнением обязанности причинителя возместить вред, затраты на проведение восстановительных работ подлежат зачету в счет суммы возмещения вреда.

6. Срок исковой давности. Несмотря на имеющиеся знания о причинной связи той или иной деятельности с возможными последствиями, привлечение к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде не всегда возможно. В частности, установить меру ответственности за нарушение природных ландшафтов вследствие создания техногенного рельефа местности далеко не всегда возможно в силу отсутствия или недостаточной точности имеющихся технических средств оценки таких воздействий. С учетом таких проблем экологическое законодательство устанавливает специальные сроки исковой давности. Комментируемым Законом предусмотрено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Особые правила установлены Федеральным законом "Об использовании атомной энергии". Так, в соответствии со статьей 58 на требования о возмещении убытков и вреда, причиненного радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Срок исковой давности по требованиям о возмещении убытков и вреда, причиненного радиационным воздействием имуществу или окружающей среде, устанавливается в три года, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В соответствии с российским законодательством срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного радиационным воздействием имуществу или окружающей среде, устанавливается в три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Данная статья дублирует положения Венской конвенции не в полном объеме, поскольку не учтено, что в общей сложности срок исковой давности все же не может превышать 10 (в определенных случаях - 20) лет со дня ядерного инцидента. Таким образом, в Российской Федерации в отношении требований, связанных с возмещением ядерного вреда, причиненного имуществу и окружающей среде, должен применяться трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, который не может превышать 10 (в определенных случаях - 20) лет со дня ядерного инцидента.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Гражданским кодексом и иными законами (п. 1 ст. 200 ГК РФ). В соответствии с Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" граждане имеют право обратиться в суд с жалобой на действия и решения в целях их признания незаконными в течение трех месяцев.

 

Статья 79. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

1. Общий обзор статьи.Она регулирует отношения по поводу возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан противоправным поведением других лиц.

Статья состоит из двух пунктов. В пункте 1 установлено правило о полном возмещении вреда. Пункт 2 содержит бланкетную норму, предусматривающую применение законодательства, регулирующего отношения по поводу возмещения вреда, причиненного имуществу и здоровью граждан. Данные отношения регулируются § 2 гл. 59 ГК РФ.

В соответствии со статьей 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии со статьей 1085 ГК РФ, могут быть увеличены законом или договором. Указанная статья, таким образом, допускает установление специальных правил определения размера возмещения вреда применительно к отдельным случаям.

Комментируемая статья не содержит специальных правил определения размера вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением. Однако при квалификации оснований возмещения названного вреда должны учитываться особенности правового режима деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. В части квалификации признаков экологического правонарушения как основания возмещения вреда в рассматриваемых отношениях применению подлежит и экологическое, и гражданское законодательство.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Целью статьи является закрепление основных требований, регламентирующих порядок исполнения обязательства, возникающего в силу факта причинения вреда здоровью и имуществу граждан вследствие совершения экологического правонарушения.

Сфера действия статьи охватывает отношения, возникающие из факта противоправного причинения вреда здоровью и имуществу граждан вследствие негативного воздействия окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц. Статья не предусматривает возмещение вреда, причиненного правомерными действиями.

Адресатами статьи являются все лица, осуществляющие негативное воздействие на окружающую среду, государственные органы по охране, контролю и регулированию использования природных объектов, правоохранительные органы, граждане.

3. Основные понятия. В статье использовано правовое понятие "вред здоровью и имуществу граждан". Понятие "вред здоровью" предусмотрено ст. 111, 112 и 115 УК РФ. Оно включает в себя различные нарушения анатомической целостности органов и тканей или физиологических функций организма человека, непосредственно связанные с внешним воздействием. Последствия заболеваний или патологических состояний, возникшие в результате воздействия механических, физических, химических, биологических, психогенных факторов внешней среды, также подлежат судебно-медицинской оценке. Если такая оценка проводится по постановлению следователя, прокурора или суда, то экспертиза тяжести вреда здоровью оформляется заключением эксперта, а при наличии письменного поручения (отношения) - актом судебно-медицинского освидетельствования.

Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. N 194н (зарегистрированы в Минюсте России 13 августа 2008 г. N 12118, далее - Медицинские критерии), Правила определения степени тяжести вреда разработаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522.

4. Основание возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц. Основанием возмещения вреда применительно к данной норме является нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, повлекшее причинение вреда здоровью и имуществу граждан. Квалификация названных нарушений осуществляется в соответствии с экологическим, гражданским, административным и уголовным законодательством. Указанные нарушения могут быть квалифицированы как административные проступки и преступления. За пределами названных составов квалификация экологического правонарушения осуществляется в соответствии с экологическим и гражданским законодательством.

Экологическое законодательство допускает негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных нормативов. Соблюдение указанных нормативов является признаком правомерного поведения. В соответствии с пунктом 3 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В соответствии с экологическим законодательством правомерные действия не влекут обязанности возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан. Следовательно, объективным условием возмещения вреда здоровью и имуществу граждан в экологических правоотношениях является публичная противоправность деяния. Вторым объективным условием ответственности за причинение данного вида вреда является наличие реального вреда здоровью и имуществу граждан.

При установлении признаков гражданского правонарушение подлежат применению специальные правила, определяющие субъективные условия гражданско-правовой ответственности за причинение вреда здоровью. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается (ч. 2 п. 1 ст. 1083 ГК РФ). В указанном случае речь идет о невозможности полного или частичного освобождения от ответственности при отсутствии вины причинителя вреда и наличии грубой неосторожности потерпевшего. Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствие вины причинителя вреда юридического значения не имеет.

5. Определение объема и размера возмещения вреда. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, состоит в возмещении ему расходов, связанных с причинением вреда, и возмещении дохода, упущенного вследствие повреждения здоровья. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, регулируется также Федеральным законом от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"*(1291).

Если потерпевший в связи с повреждением здоровья несет дополнительные расходы, они взыскиваются с причинителя вреда (расходы на дополнительное питание, приобретение лекарств, санаторно-курортное лечение, включая стоимость проезда к месту лечения и обратно самого потерпевшего, а в необходимых случаях и сопровождающего лица, приобретение специальных транспортных средств, их техническое обслуживание, капитальный ремонт, приобретение горючего и т.п.), если эти виды помощи не были предоставлены потерпевшему бесплатно.

Расходы на дополнительное питание определяются на основании справки медицинского учреждения о рационе дополнительного питания и справки о ценах на продукты, сложившихся в той местности, в которой потерпевший понес эти расходы.

Если потерпевший нуждается в специальных транспортных средствах (автомобиль с ручным управлением, мотоколяска), вред возмещается в пределах стоимости того транспортного средства, которое показано органом медико-социальной экспертизы. Решая вопрос о размере возмещения потерпевшему дополнительных расходов на приобретение специального транспортного средства, следует иметь в виду, что в случае, когда потерпевший, имеющий по заключению органа медико-социальной экспертизы показания к получению мотоколяски, приобрел за свой счет автомобиль, суд вправе взыскать в его пользу с причинителя вреда только стоимость мотоколяски.

В исключительных случаях, когда по заключению органа медико-социальной экспертизы потерпевший, имеющий показания на мотоколяску, в силу физиологических особенностей (антропометрические данные и т.п.) не может пользоваться мотоколяской и единственным возможным специальным средством передвижения для него является автомобиль определенного типа, суд вправе определить размер подлежащего возмещению вреда в размере стоимости указанного автомобиля, поскольку закон не исключает такой возможности.

Потерпевшему, нуждающемуся как в специальном медицинском, так и в бытовом уходе, расходы на бытовой уход возмещаются сверх расходов на специальный медицинский уход. Потерпевший имеет право на возмещение расходов на уход независимо от того, кем он осуществляется, понесены ли расходы фактически, начислена ли надбавка к пенсии на посторонний уход. Взыскание дополнительных расходов потерпевшему может быть произведено и на будущее время в пределах сроков, указанных в заключении органов медико-социальной экспертизы или судебно-медицинской экспертной комиссии.

Принцип определения утраченного заработка основан на установлении степени утраты потерпевшим профессиональной или общей трудоспособности. Возмещение вреда состоит в выплате потерпевшему денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части), исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности, независимо от того, что прежний заработок работником фактически не утрачен в связи с продолжением работы. Степень длительной или постоянной утраты трудоспособности, а также нуждаемости в дополнительных видах возмещения определяется органами медико-социальной экспертизы, если вред потерпевшему был причинен в связи с исполнением трудовых обязанностей, а в остальных случаях - судебно-медицинской экспертизой. Группа и причина инвалидности во всех случаях определяются медико-социальной экспертизой.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Особое значение имеет для человека конституционное право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) и тесно связанное с ним право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Здоровье, как и жизнь, зафиксированы в статье 150 ГК РФ в перечне нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения, неотчуждаемых и непередаваемых иным способом. Из положений статьи 151 ГК РФ следует, что по общему правилу моральный вред (физические и нравственные страдания) подлежит денежной компенсации в случае посягательства на неимущественные права и другие нематериальные блага гражданина. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью (а следовательно, и нравственными переживаниями), связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Как в случае посягательства на здоровье человека, так и в случае угрозы такого посягательства гражданин испытывает нравственные и физические (во втором случае только нравственные) страдания. Таким образом, пострадавшие от подобных посягательств имеют право требовать компенсации причиненного им морального вреда. Кроме того, на компенсацию причиненного морального вреда, по нашему мнению, могли бы претендовать и близкие родственники (и, возможно, не только родственники) пострадавших лиц. Ибо при нанесении вреда здоровью человека его близкие, очевидно, испытывают нравственные (психические) переживания, видя его страдания и сталкиваясь с затруднением в общении с ним, т.е. фактически в результате умаления своих неимущественных благ и прав*(1292).

Статья 1100 ГК РФ предусматривает возможность компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

 

Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Общий обзор статьи.Она состоит из одного пункта, в котором установлено общее правило о судебном порядке рассмотрения требований о приостановлении, ограничении и прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства. Условия и порядок применения названных санкций устанавливаются административным, гражданским и экологическим законодательством.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель статьи заключается в установлении перечня санкций, направленных на пресечение противоправной деятельности и предупреждение причинения вреда, а также закреплении правила о применении названных санкций только в судебном порядке, что является гарантией защиты прав субъектов хозяйственной деятельности при осуществлении государственного контроля.

Сфера действия статьи распространяется на многие отношения природоохранного характера и охватывает поведение природопользователей, связанное как с использованием природных ресурсов, так и с оказанием воздействий на окружающую природную среду и ее компоненты.

Адресатами статьи являются органы государственного экологического контроля, судебные органы, юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, а также лица, наделенные правом заявления требований о приостановлении, ограничении и прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства об охране окружающей среды. Правом заявления указанных требований комментируемый Закон наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации (см. комментарий к ст. 6). Право подавать в суд обращения об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, предоставлено общественным объединениям и некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды (см. комментарий к ст. 12).

3. Основные понятия. В статье использованы термины "приостановление", "ограничение", "прекращение деятельности".

Приостановление означает временное прекращение деятельности по использованию природных объектов, природных ресурсов либо деятельности, приводящей к негативным последствиям для окружающей среды в результате выбросов, сбросов загрязняющих веществ и т.п. Так, приостановление права природопользования является временным изменением правосубъектности правонарушителя в отношении его специального права на природопользование и действует до устранения причин приостановления. Данная мера может быть применима только в течение определенного срока в соответствии с судебным или административным процессуальным порядком. В случае судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях приостановление является административным наказанием, санкцией. В случаях принятия решения органом экологического управления (см. п. 4.3 комментария к данной статье) - по мотивам экологического значения - принимают решение об осуществлении специальных мер охраны, требующих для своей реализации временного прекращения хозяйственной или иной деятельности. В первом случае приостановление назначается на срок до 90 дней, во втором меры могут быть более длительными. В случае неустранения последствий и причин экологического правонарушения данный вид санкции может перейти в необратимую форму - полное прекращение хозяйственной деятельности по использованию природного ресурса*(1293).

Прекращение означает реализацию запретов, установленных административным или уголовным законодательством. Оно может быть также применено в случае удовлетворения иска (см. п. 4.2 комментария к данной статье). В то же время основанием прекращения хозяйственной и иной деятельности в ряде случаев является не нарушение требований экологического законодательства, а необходимость использовать, к примеру, данный земельный участок для нужд обороны, связи и иных.

Ограничение права специального природопользования связано с лишением права пользования не всем природным объектом, а только его частью, либо с ограничением выбросов и вредных физических воздействий, т.е. оно направлено на ограничение объема полномочий в специальном правовом статусе хозяйствующего субъекта.

Существуют различные точки зрения по поводу правовой природы рассматриваемых санкций. Одни ученые стоят на позиции существования данного вида специальной природоохранной ответственности*(1294). Другие предлагают считать ответственность в виде лишения права природопользования разновидностью административной ответственности*(1295).

Признание названных санкций в качестве мер защиты предполагает установление особых оснований их применения - создание угрозы причинения вреда окружающей среды, здоровью и имуществу граждан. Отнесение данных санкций к категории мер юридической ответственности означает возможность их применения исключительно на основе правонарушения. Действующее законодательство использует оба названных подхода, предусматривая случаи, когда названные санкции применяются как мера ответственности (административное приостановление деятельности) и как мера защиты гражданских прав (в соответствии со ст. 1065 ГК РФ).

4. Порядок ограничения, приостановления или прекращения деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Применение указанных в комментируемой статье санкций осуществляется в двух правовых формах: в виде административного наказания и меры защиты гражданских прав, направленной на предупреждение причинения вреда.

4.1. Административно-процессуальное регулирование. В соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижения цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Так, например, органами контроля и надзора Тульской области с июля 2013 года проводятся мероприятия, направленные на нормализацию экологической обстановки в г. Новомосковске. Проведен ряд проверок в отношении ООО, в ходе которых осуществлены исследования промышленных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Установлены превышения предельно-допустимых концентраций по отдельным веществам на границе санитарно-защитной зоны предприятия. Срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по всем источникам ООО истек 22 июля 2013 г. За данное нарушение Управлением Росприроднадзора по Тульской области было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении указанного юридического лица и передано на рассмотрение в Новомосковский городской суд. Постановлением Новомосковского городского суда от 28 августа 2013 г. ООО назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности предприятия с 29 августа 2013 г. сроком на 90 суток*(1296).

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

4.2. Применение санкций в виде приостановления и прекращения деятельности в гражданско-правовых отношениях. Оно предусмотрено ст. 1065 ГК РФ. В соответствии с пунктом 2 названной статьи, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

4.3. Применение санкций в виде приостановления и прекращения деятельности по решению органа экологического управления. Комментируемый Закон не исключает применения названных в рассматриваемой статье санкций в административном порядке. Органы государственной власти Российской Федерации наделены компетенцией установления порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществления (см. комментарий к ст. 5).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" в случаях нарушения условий и требований, предусмотренных разрешениями, а также когда возникает угроза здоровью населения, выброс загрязняющих веществ в атмосферу должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органа, осуществляющего государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий, учреждений и организаций.

Административный порядок прекращения, приостановления или ограничения действия лицензии на пользование участком недр в целях геологического изучения и разведки месторождений и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней предусмотрен Законом Российской Федерации "О недрах".

Действие лицензии на вид деятельности в области добычи драгоценных металлов и драгоценных камней может быть прекращено, приостановлено или ограничено государственным органом, выдавшим эту лицензию, только в случаях:

1) истечения срока действия лицензии;

2) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния указанного в лицензии вида деятельности;

3) нарушения условий лицензии;

4) нарушения владельцем лицензии правил и норм, установленных законодательством;

5) возникновения чрезвычайных ситуаций;

6) ликвидации организаций;

7) если владелец лицензии в указанные сроки не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности;

8) если заявленная деятельность нарушает или делает невозможной выполнение государственных обязательств по международным договорам Российской Федерации.

При возникновении государственных обязательств по международным договорам Российской Федерации после выдачи лицензии государство возмещает убытки, причиненные в связи с прекращением заявленной деятельности.

В иных случаях прекращение, приостановление или ограничение действия лицензии допускается по согласованию с владельцем лицензии либо по решению суда.

Владелец лицензии уведомляется в письменной форме о прекращении, приостановлении или об ограничении действия лицензии государственным органом, выдавшим эту лицензию.

Решение о прекращении, приостановлении или об ограничении действия лицензии может быть обжаловано в суд. В случае признания принятого решения неправомерным судом могут быть установлены размер и порядок компенсации убытков, причиненных владельцу лицензии (ст. 20 Закона "О недрах").

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: