Слайд № 9(Видео «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»




Методическая разработка

плана-конспекта

Открытого урока-лекции

Преподавателя Семенченко Е.А.

По предмету «Специальное фортепиано»

С ученицей 5 класса

Косенко Сабриной

«Работа над полифонией в классе фортепиано в процессе изучения произведений И.С.Баха»

 

Подготовила:

преподаватель высшей категории

МБУ ДО ДШИ п. Гигант

Семенченко Елена Александровна

 

 

п. Гигант

декабрь 2021 г.

Слайд №1(заставка)

Методическая разработка плана-конспекта

Открытого урока-лекции преподавателя Семенченко Е.А.

По предмету «Специальное фортепиано»

С ученицей 5 класса Косенко Сабриной

«Мне пришлось усердно заниматься,

кто будет так же усерден, достигнет того же»

И.С.Бах

Место проведения: актовый зал

Дата проведения: 20.12.2021г.

Слайд №2

Тема урока: «Работа над полифонией в классе фортепиано в процессе изучения произведений И.С.Баха»

Тип урока: урок совершенствования знаний, приёмов и навыков, обобщения и систематизации изученного.

 

Вид урока: комбинированный (лекция, показ видео, слайдов и практическая работа).

 

Цели урока:

1. Знакомство с эпохой барокко.

2. Систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление.

3. Развитие полифонических навыков.

4. Научить учащихся любить музыку И. С. Баха, раскрыв перед ними богатый внутренний мир баховских мыслей и их эмоциональное содержание.

 

Технические средства обучения: фортепиано, ноутбук, проектор, камера, ноты.

 

Задачи:

Методические:

- дать практические рекомендации в работе над полифонией на примере произведений И.С.Баха;

- помочь учащемуся определить методические линии голосов, значение каждого голоса, слышать их взаимосвязь и находить средства исполнения, создающие дифференциацию голосов, разноплановость их звучания;

-показать способы работы над полифонией.

Воспитательные:

- воспитание исполнительской культуры в произведениях полифонического склада на примере произведений И.С.Баха;

- воспитание и развитие личностных качеств учеников;

- формирование музыкального вкуса;

- воспитание творческого отношения к работе над полифонической музыкой, формирование умение ученика работать самостоятельно;

-воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения.

Обучающие:

- научить передавать содержание музыки;

- поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминации, устойчивость темпа;

-стремление выработать певучую, кантабильную манеру игры на инструменте;

- обучение основным навыкам поэтапной работы над полифоническим произведением;

-сформировать необходимые слуховые и пианистические навыки,

позволяющие преодолеть трудности на пути овладения языком музыки.

Развивающие:

-развитие навыков полифонического мышления;

- развитие логического и ассоциативного мышления;

-расширение кругозора по теме «полифония», развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.

 

Методы:

Словесный:

- устное изложение, беседа;

- анализ музыкального произведения.

 

Наглядный:

- прослушивание музыкального материала;

- просмотр фото, видео, репродукций картин, иллюстрирующих картины из жизни И.С.Баха.

Практический:

- работа над совершенствованием навыков работы над полифонией;

- развитие практических навыков в работе над полифонией.

Предполагаемый результат:

Всестороннее, гармоничное развитие личности учениц, формирование культурных и духовно-нравственных основ в процессе музыкальной деятельности.

I. Начало урока.Организационный этап.

а) Приветствие;

б) Сообщение целей, задач, методов и хода работы на уроке.

II. Основная часть урока.

а) Введение. Теоретическая часть;

б) Работа над произведениями И.С. Баха.

III. Заключительный этап.

а) Домашнее задание, оценка занятия;

б) Вывод;

в) Список использованной литературы.

 

Слайд № 3

Основная часть урока.

Введение. Теоретическая часть.

(В теоретической части используем показ видео и слайдов)

(1.Звучит музыка. Бах. Прелюдия до мажор)

Эпиграфом к своему уроку я взяла фразу И.С. Баха: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же». Это говорит о том, что композитор всю свою жизнь был великим тружеником. И прежде чем начинать работу над произведениями Баха, необходимо знать и понимать, какой величины был этот человек, откуда он взялся и почему его музыка живет и будет жить в веках. Внимание на экран.

Слайд № 4(Видео«Сказки старого пианино»1 часть)

Слайд № 5

(2. Звучит музыка. Бах.Менуэт)

Бах, как я уже сказала и как мы видели, с самых детских лет и на протяжении всей своей жизни трудился в поте лица. Но прилежным было огромное количество современников Баха, которые работали в церквах параллельно с ним. Они все писали огромное количество музыки, ведь Бах выполнял ту же функцию, что и все остальные церковные музыканты. Все они были сильно загружены, у них у всех были жены, дети, дома, у всех были финансовые проблемы. Они должны были писать музыку ккаждому празднику, к каждой субботе и воскресенью, они все должны были работать с хором, играть на органе, то есть они все время должны были быть в деятельности. Бах делал это на сто процентов. И поэтому можно сказать, что Бах был прав, он был прилежным и усердным. Но именно он –гений. Почему? Бах мыслит на таком уровне, что это уже не вопрос прилежания, это вопрос принадлежности. Мы говорим, что Бах – великий. А что означает в русском языке «великий»? Великий – это гигантское вместилище, это столько измерений, это космос, у которого нет начала и конца, а только бесконечное движение. Недаром, когда нам показывают космос, звучит только музыка Баха.

 

Слайд № 6

Но как так получилось, что музыка Баха была предана забвению и более 100 лет не звучала в мире? Ведь он оставил большое количество наследников и пятеро из них стали знаменитыми музыкантами. Как они могли допустить, что наследие отца было забыто? Известный музыковед, педагог Михаил Казиник выдвинул версию, что дети Баха сделали все возможное, чтобы их отец был забыт. Кто-то скажет, как они могли? Но смысл заключается в том, что они принесли в жертву творчество отца всей последующей европейской музыке. Отца нельзя продолжить, космос продолжить нельзя. Дети Баха пошли по другой дороге. И родился Гайдн, Моцарт, молодой Бетховен, музыкальный мир пошел по другому пути. И вот когда и Гайдн, и Моцарт, и Шуберт написали свою музыку, мир полюбил их, родилась венская классическая школа, вот тогда вернулся Бах, через 100 лет. Обрушился на планету Земля и никого не смог уничтожить. И человечество поняло, что есть музыка, есть много направлений и есть Бах - великий, необъятный космос.

Слайд № 7

А сейчас перейдем непосредственно к теме нашего сегодняшнего урока – полифоническим произведениям Баха.

Развитие полифонического слуха и полифонического мышления является одним из важнейших моментов воспитания музыкальной культуры учащихся. Уже с первых шагов обучения ученики проходят пьесы старинных, русских и советских композиторов, в которых есть элементы полифонии.

В результате работы над такими произведениями у учеников накапливаются нужные навыки, позволяющие перейти в средних и старших классах к изучению более сложной имитационной полифонии, в частности, к полифонии И.С.Баха.

Трудно переоценить роль и значение в становлении учащихся, как будущих музыкантов, баховских сборников: «Нотная тетрадь А.М.Бах», «Маленькие прелюдии и фуги», а в дальнейшем «Пятнадцать двухголосных и Пятнадцать трехголосных инвенций».

Общепризнано, что преподавание И. С. Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики. К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что ученики относятся к полифоническим произведениям И. С. Баха как к музыке сухой и скучной. Научить ребенка любить музыку И. С. Баха, раскрыв перед ним богатый внутренний мир баховских мыслей и их эмоциональное содержание – одна из важнейших задач педагога.

 

Слайд № 8

Известно, что для обучения музыке своего сына Вильгельма ФридеманаИ.С.Бах начал записывать в специальную тетрадь полифонические упражнения. Эта тетрадь известна во всем мире как «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Внимание на экран.

 

Слайд № 9(Видео «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»

II.Практическая часть.

(В процессе работы над пьесами используем показ слайдов)

 

Слайд № 10

Я приглашаю к инструменту ученицу 5 класса Косенко Сабрину и начнем мы работу с Менуэта соль мажор из этой замечательной «Нотной тетради А.М.Бах». Послушаем сначала исполнение произведения.

 

Слайд № 11 (Видео)

Исполнение Менуэта Соль мажор.

Слайд № 12(Видео. Менуэт 2)

Учитель: Спасибо, Сабрина. Работу над любым произведением мы начинаем с того, что определяем его жанр. Что такое менуэт?

Ученица: Менуэт - это старинный французский танец в умеренном темпе и 3-дольном размере, переводится как «маленький шаг».

Учитель: Правильно. Во второй половине XVII в. менуэт стал придворным танцем, впрочем, его танцевали как в домашней обстановке, так и во время торжественных дворцовых церемоний.Танцевали менуэт с большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов. А что такое полифония?

Ученица: В отличие от гомофонно-гaрмонической музыки, где есть мелодия и гармоническое сопровождение, - в полифонии каждый голос имеет равные права, каждый голос - мелодия. Два голоса - две мелодии, три голоса - три, и так далее.

Учитель: Да, но услышать эти мелодии, найти их метаморфозы в разных голосах, в разных регистрах - это полдела. Надо, чтобы слушатель услышал диалоги и беседы голосов. Давай определим характер этого менуэта, сколько в нем частей и в какой тональности написан?

Ученица: Характер веселый, танцевальный. В менуэте 3 части. Тональность соль мажор. Можно представить, что танцуют партнеры – кавалер и дама.

Учитель: Конечно. Во времена Баха люди не сидели молча, слушая музыку. Они могли есть, прогуливаться, общаться между собой. Что такое танец во времена Баха? Танец – это продолжение светского общения. А какое это было общение? Это было особенное общение: язык вееров, мушек, язык жестов - это особый язык галантного века. Каждый жест, каждая деталь туалета что-то означала. То же самое с танцем, ведь люди танцевали свои менуэты по часу, по полтора. Они во время танца не только танцевали, но и общались, каждый поклон что-то означал. Если с этой точки зрения посмотреть на музыку, о которой мы сейчас говорим, то многие вещи становятся понятны. Основной чертой исполнения менуэта являлась чрезвычайная церемонность и торжественность. Движения кавалера носили галантный характер и выражали преклонение перед дамой. Конечно, Бах писал свои менуэты не для танцев, но именно от них он заимствовал танцевальные ритмы и форму.Сыграй первую фразу?

(Ученица играет)

Учитель: Что это такое в начале? Это плавный поворот в менуэте. Почему плавный? Одежды были тяжелые, многоэтажные прически, кринолины. Одежда весила больше 30 кг. Они могли двигаться только плавно. Левая рука – это не аккомпанемент, это не принцип переднего и заднего плана. Это имитационная полифония. Правая и левая рука – это дама и кавалер. Как движется мелодия?

Ученица: По трезвучию.

Учитель: В этой фразе есть противоход, и этот противоход нужно показать интонационно, но без фанатизма. Как вопрос и ответ.И дальше у нас повторяется первая фраза. Возникает проблема повторов. Нет ничего хуже скуки, ничего не должно быть дважды одинаково сыгранного. Если первый раз сыграли легато, то второй можно добавить стаккато в окончании фразы.

Это же касается и динамики. Если первый раз мы сыграли на форте, то второй раз – на пиано. Дальше что идет? Маленькие поклоны и шаги.Окончание фразы – вежливый поклон. Не просто «сесть», это нужно играть очень изысканно и вежливо, это музыка на пуантах.

Давай попробуем сыграть.

(Ученица играет)

Учитель: Хорошо. Что происходит в средней части?

Ученица: Меняется тональность, переходим в ми минор.

Учитель: Да, начинается какая-то размолвка, какой-то спор между кавалером и дамой, но все-таки вежливый и деликатный спор, который снова заканчивается галантным поклоном. Сыграем.

(Ученица играет)

Учитель: Дальше размолвка закончилась и снова пошли повороты в танце, шаги и поклоны.

Что касается баховской артикуляции, то эти вопросы глубоко и тщательно изучалпрофессор И.А. Браудо. Исследуя тексты рукописей и закономерности практики исполнения произведений Баха, он вывел два артикуляционных правила: правило восьмой и правило фанфары.

И.А. Браудо заметил, что ткань баховскихполифонических произведений, как правило, состоит из соседних ритмических длительностей. Это позволило сделать ему вывод о том, что если у Баха один голос изложен четвертями, а другой восьмыми, то четверти играются расчлененной артикуляцией, а восьмые – связно или наоборот. Это и есть правило восьмой. Правило фанфары заключается в следующем: внутри голоса мелодия движется то постепенно, то скачками; и когда в мелодии скачок на большой интервал, то звуки скачка играются другой артикуляцией.

Как мы работаем над голосами. Для уяснения вопросо-ответных соотношений можно предложить следующий педагогический прием: педагог и ученик располагаются за двумя инструментами, первый двутакт исполняется педагогом, ученик отвечает на этот двутакт-вопрос исполнением второго двутакта-ответа. Затем роли меняются. При этом исполнителю, задающему вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а отвечающему - чуть тише, затем попробовать сыграть наоборот.

А что касается динамики в разных голосах? Она противоположная, вот в чем трудность. Когда верхний голос заканчивает фразу - нижний идет к кульминации. Это достигается в работе сначала по голосам, работе в ансамбле с учеником, а затем соединяются оба голоса. Мы должны слышать тембральную окраску каждого голоса, его развитие. Двигаемся спокойно, ровно, находя нужный темп танца.

Из многих задач, встающих на пути изучения полифонии, основной остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью голосов. В чем эта самостоятельность?

- В различном характере звучания голосов.

- В несовпадении штрихов.

- В разной, почти нигде не совпадающей фразировке.

- В несовпадении кульминаций.

- В разной ритмике.

-В несовпадении динамического развития.

Способы работы над полифоническим произведением:
1. Отдельно каждой рукой, по голосам.
2. Один голос играет учитель, другой – ученик.
3. Один голос петь, а другой одновременно играть.
4. Сосредоточить внимание на одном голосе, то есть играть один голос на f, другой на p.
5. Знать наизусть каждый голос.

 

Слайд № 13

Учитель: Спасибо, Сабрина.

15 двухголосных и 14 трехголосных пьес, представляющих собой незаконченные варианты будущих двухголосных и трехголосных инвенций, впервые встречаются в полифонической тетради сына И.С. Баха Вильгельма Фридемана. А в 1723 г. появляется окончательный вариант сборника: 15 двухголосных инвенций и 15 симфоний. Слово «симфония» во времена Баха означало инструментальное произведение. Почти не употреблявшимся в то время словом «инвенция» (от латинского inventio – изобретение, открытие) Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие созданных им двухголосных пьес.

Несмотря на свое изначально педагогическое назначение инвенции Баха являются подлинными шедеврами музыкального искусства. Их отличает сочетание высокого полифонического мастерства, стройности формы с глубиной содержания, богатство фантазии и разнообразие жанровых оттенков.

Для Баха написание музыки было не просто композиторским трудом, это был род служения Господу, он был человеком бесконечно верующим. И не случайно на многих баховскихуртекстах стоят такие слова Баха: «Благослови меня, Господи, на труд» и в конце: «Спасибо, Господи, что дал мне проделать эту работу». То есть, в каждой инвенции Баха есть какой-то эпизод, который является музыкальным переосмыслением текста святого писания.Сборник инвенций и симфоний Баха – это музыкальная библия для детей.

 

Слайд № 14

Итак, звучит «Двухголосная инвенция a-moll» в исполнении Косенко Сабрины. Пожалуйста.

(Ученица играет) Слайд № 15(Видео)

Слайд № 16

Учитель: Спасибо, Сабрина. «Двухголосная инвенция a-moll» очень популярна и хорошо нам всем знакома. Скажи, пожалуйста, в какую эпоху жил Бах?

Ученица: В эпоху барокко.

Учитель: А какова самая яркая черта музыки барокко?

Ученица: В нотах нет авторских указаний, мы ориентируемся на указания редактора.

Учитель: Правильно.Мы привыкли играть Баха, исходя из указаний редактора. Наиболее удачной для инвенций признана редакция Ф. Бузони. Баховский текст – это белый текст, девственно чистые ноты.

Бах – лебединая песня барокко. Он умер в середине 18 века, когда уже вовсю процветал классицизм. Итак, каковыже барочные черты музыки Баха? Первая, самая яркая черта – это белый текст. У Баха нет указаний ни по поводу артикуляции, ни по поводу динамики. Эпоха Баха - это эпоха исполнителей-импровизаторов. Потому что эпоха исполнителей-интерпретаторов началась с появления фортепиано и началась с Бетховена. Все произведения Баха написаны с дублями. Это для того, чтобы исполнитель смог показать свое мастерство, как импровизатор, он должен был обязательно привнести что-то свое в текст.

Вторая черта барокко – нет привязки к какому-то конкретному инструменту, баховскую музыку можно играть на чем угодно. Музыканты эпохи барокко сами играли на том, что было под рукой: на клавесине, на лютне, на органе. Есть пять клавесинов - они умели тут же сделать переложение для пяти клавесинов. Поэтому мы можем искать любую тембровую окраску. Нам неизвестно, как играли в эпоху Баха, поэтому амплитуда трактовкибаховской музыки огромна.

Инвенции и симфонии мы привыкли воспринимать как учебный репертуар, скучно и педагогу, и ребенку, мы привыкли это воспринимать как нечно, достанутое из шкафа. Ситуацию кардинально изменил гениальный пианист ГленГульд. Своей игрой он заявил об инвенциях, как о непререкаемом шедевре. Это безумно сложное для исполнения сочинение, потому что эта музыка известна всем, она у всех на слуху, а нет ничего сложнее, чем играть то, что у всех на слуху. Потому что мы в эту музыку входим с нашим представлении о ней, со штампом, со стереотипом.

Хочу сделать небольшое отступление. Это к тому, что баховский текст – белый текст. Есть такое выражение: самое главное в нотах не написано. Потому что нотный текст – это схема. Нужно уметь как бы отделять нотные знаки от всей остальной музыки. Самуил Фейнберг (рус. и сов. пианист, педагог) говорил, что«я всегда отделяю нотные знаки от всей остальной музыки, потому что я полностью доверяю нотам и совершенно не доверяю тому, что написано около нот». И в доказательство приводил такой пример. Это случай, который в свое время произошел с лондонским квартетом Бетховена. Одно лондонское агентство заказало Бетховену квартет, композитор выслал бандероль, котораязатерялась. Поэтому он вынужден был выслать вторую бандероль, но первая через какое-то время нашлась. И исследователи более позднего времени, когда сравнили одну и другую редакции этих квартетов, просто схватились за голову, потому что обе редакции были снабжены диаметрально противоположными авторскими указаниями, ничего общего друг с другом не имеющими. Это к слову. Вернемся к нашей инвенции.

Сабрина, давай еще раз повторим, в какой тональности написана инвенция? Сколько голосов здесь звучит? В какой форме она написана?

 

Ученица: Тональность ля минор, звучит два голоса. Здесь есть экспозиция, разработка и реприза.

Учитель: И вновь два голоса, мужской и женский, или два инструмента –высокий и более низкий. Но мы же говорим об эпохе барокко. Поэтому давай представим, что ты играешь на разных мануалах. Что такое мануалы?

Ученица: Это клавиатура на разных уровнях высоты, бывает на органе, клавикорде.

Учитель: Так вот, все шестнадцатые ноты мы играем чуть ярче, как бы на основном мануале, все восьмые и четверти играем на другом, то есть тише. Попробуй побыть немножко звукорежиссером, поуправлять мануалами. Чтобы не было суетливо и держался темп, нужно ощущать ритмическую пульсацию, выбрать для себя: пульсировать либо восьмыми, либо четверными.Что касается темпов, то во времена Баха все быстрые темпы были медленнее, а медленные быстрее. В произведении, как правило, должен быть единый темп, за исключением изменений, указанных автором.

Штрихи должны быть выдержаны от начала до конца. Применяем правило восьмой, все шестнадцатые играем на легато, а все восьмые и четверти – нон легато. Что важнее всего в полифонии?
Ученица: Нужно слушать тему.

Учитель: Конечно, это самое главное, и если ты ее услышишь, то услышат и слушатели. А что важно слышать и передать в теме?
Ученица: Интонацию, фразировку.

Учитель: Практически все баховские темы начинаются из-за такта,все исследователи сходятся во мнении, что у Баха затактовый характер тематизма, и важно, чтобы первая нота темы включалась сразу. У большинства людей, как известно, хорошо развита зрительная память, и чтобы лучше слышать каждое проведение темы, мы их раскрасили двумя цветами. Тему в верхнем голосе – желтым карандашом, а тему в нижнем голосе – красным. Давай пока попробуем выполнить то, о чем мы сейчас говорили-поиграем на разных мануалах. То есть разной динамикой восьмые и шестнадцатые и пробуем выдержать пульсацию. Пожалуйста.

(Ученица играет)

Учитель: Хорошо. А теперь поговорим о теме о фразировке.Любое мастерство начинается с того, что ты задаем себе вопросы и пытаемся найти на них определенные ответы. И первый вопрос: почему именно на рояле по сравнению с другими инструментами и с голосом, самые большие проблемы с построением фразы?

Ученица: Потому что звук гаснет, не тянется.

Учитель: Верно, это во-первых. Как говорил Бузони, легато на рояле по

определению невозможно, мы можем создать лишь иллюзию легато, а настоящее легато, вокальное, мы сделать не можем. Поэтому Нейгауз и говорил о рояле, как о самом иллюзорном инструменте.

Во-вторых, дыхание. У пианиста нет дыхания (в отличие от вокалиста, например, или духовика), нам не нужно брать дыхание, которое дает энергию. В чем преимущество вокальной фразы над фразой пианиста? Чтобы правильно спеть интервал, мы делаем микрозамедление. Из этих микрозамедлений и микроускорений и состоит вокальная фраза, а также любая фраза скрипача или виолончелиста, им нужно дотянуться интонационно. Из этих микрозамедлений и микроускорений состоит фраза любого инструменталиста, у которого нет готовых клавиш. У пианиста есть готовые клавиши, и с одной стороны – это огромное достоинство, потому что они нам дают возможность быстрого старта. Почему фортепиано более популярно, чем другие инструменты? Потому что через 2 месяца ребенок уже может что-то сыграть двумя руками.

Вернемся снова к эпохе, в которую жил Бах. В какую эпоху он жил?

Ученица: В эпоху барокко.

Учитель: Я не зря постоянно к этому возвращаюсь. В эпоху барокко все ходили в париках. Бетховен первый снял парик. То есть было унифицированное ощущение жизни, как дрес-код. Что такое дрес-код, знаешь?

Ученица: Это одинаковая одежда.

Учитель: Да, вот мы заходим, например, в сбербанк и видим, что на всех сотрудниках одинаковая одежда или какой-то элемент одежды. Когда одевают всех сотрудников в одну форму, пытаются подчеркнуть не их индивидуальность, а то, что их объединяет.

Барокко и классицизм - это темы унифицированные, это темы «в париках». Как строится фраза барокко? Это гамма вверх или вниз, по трезвучию, по доминантсептаккорду. Другого в барокко нет. И помимо того, что везде одни трезвучия и гаммы, и с точки зрения гармонии - абсолютный «джентельменский набор»: тоника, субдоминанта, доминанта. Идея – мы все пишем в стиле, предложенном эпохой. И поэтому очень важно найти то маленькое зернышко, ту изюминку, которая будет отличать одну тему от другой. Всегда в каждой фразе есть одна нота или несколько нот, которые создают интонационный облик фразы. И мы должны обращать внимание не на то, что остается неизменным, а на то, что в музыке меняется, нужно находить интонационный узел, который отличает эту тему, привести к нему музыку и увести обратно.Что такое фразировка?

Ученица: Фразировка – это движение к интонационным узлам фразы и уход от них.

Учитель: Вот! А теперь самое интересное, как с этими узлами быть. Есть важнейший принцип противохода. Он лежит в основе не только музыкальных интонаций, он лежит в основе нашей жизни. Все в нашем мире устроено на противоборстве плюс и минус, все наши недостатки являются продолжением наших достоинств, а самое главное - одно не существует без другого, потому что свет познается только в сравнении с тьмой. И от нас зависит, что мы поставим во главу угла. Как это происходит в музыке? Всегда есть во фразе то, что течет по течению и всегда есть то, что течет против течения.

Очень важно показать расширение интервалов во фразе. Нужно не просто играть звуки, а создавать искусственное утяжеление, усилие, представить, как бы мы это пели. Как бы преодолевать существующее между звуками расстояние.В чем идея темы этой инвенции?

Ученица: Тема сама по себе содержит секвенцию.

Учитель: А секвенция – это всегда опасно, потому что дважды одинаково сыгранной музыки не должно быть. В чем интонационная идея этой темы? Сначала у нас идет опевание сексты, а затем септимы. И вот нужно показать, что здесь тетива лука растянулась на сексту, а здесь тетива лука растянулась на септиму. Давай-ка попробуем сыграть тему с интонационным утяжелением.

(Ученица играет)

Учитель: Наше мышление гомофонно-гармоническое. Нельзя воспринимать эту музыку как мелодию и аккомпанемент, как в балете премьер и кордебалет. Оба голоса вступают в диалог с друг другом. Как ты думаешь, левая и правая рука – это диалог-спор или диалог-согласие?

Ученица: Диалог-спор.

Учитель: Конечно. Голоса как бы спорят между собой: один говорит: я, другой - нет, я...

Не забываем главный закон полифонии - первая ноты темы включается сразу. Дальше голосапродолжают спорить друг с другом, поэтому можно играть уже чуточку посочнее. Особое внимание нужно уделить залигованным нотам, выстроить динамический план. Где кульминация в экспозиции?

Ученица: В конце экспозиции.

Учитель: Давай сыграем всю экспозицию. К концу экспозиции тонус поднимается и разработка начинается несколько на другом звуковом уровне.

(Ученица играет)

Учитель: Хорошо. Что происходит в разработке?

Ученица: Разрабатывается основной материал. Начинается в до мажоре.

Учитель: Происходят какие-то события, столкновения, просто провести тему из минора в мажоре – уже целое событие. Нужно показать суть разработки, показать развитие. Тема в мажоре какого характера?

Ученица: Она радостная, ликующая, просветленная.

Учитель: Да, обязательно надо показать в звуке эту смену тональности.Стараться играть более ровно. В разработочном материале на главный мануал, на первый план можно вывести не шестнадцатые, а восьмые. Восьмые и шестнадцатые ноты находятся в разной весовой категории, если шестнадцатые играются более легко, то восьмые требуют более продолжительной атаки. Доводим восьмые на крещендо до смены тональности. Кульминацию играем ярко обеими руками.

Баху вообще свойственно в экспозиции показать основную тему, в разработке показать все подголоски, модуляции, в репризе соединить все воедино, свести к общему знаменателю. Важно слышать не только горизонталь, но и вертикаль, из каких интервалов эти вертикали складываются.

Для устранения технических проблем можно применить такой методический прием: правило сами раз. Если технически не получается какой-то момент, нужно вычленить этот сегмент и проучить его отдельно той аппликатурой, какой он играется в пассаже. Есть замечательные числа- 7, 14 и 21. Сыграла 7 раз, если на восьмой еще не получается, то играешь 14, если на пятнадцатый не получается, то играешь 21. На 22-ой раз точно получится.

Дальше в разработке идет новый эпизод, меняется настроение. Шестнадцатые – более острая атака звука, восьмые – более тяжелая. Работаем над передачей шестнадцатых из руки в руку без швов. Пианиссимо настойчивое, собранное внутренне, пальчики острые. Артикуляция такая, как будто играем стаккато. Можно поиграть на стаккато, а после играть легато с ощущением стаккато (есть такой термин - квази стаккато, то есть как бы стаккато).Давай попробуем сыграть всю разработку.

(Ученица играет)

Учитель: А что в репризе? Вот мы показали образ в экспозиции, потом в разработке мы его разработали, попутешествовали по разным тональностям. Репризу играем более ярко, она уже обросла какими-то образами, с ней столько всего произошло. Играть нужно уже с ощущением прожитых событий. Обязательно услышать мотивы, которые работают со слабых долей. Идет интенсивное нарастание динамики. Стремимся вперед, это время, которое мы уже не можем остановить. Играем репризу.

(Ученица играет)

Учитель: Спасибо, Сабрина. В конце урока, резюмируя то, что было сделано, полезно применять так называемый «Метод Макдональдса». Сочетаем барокко с современностью.Что нам говорят в кафе, когда мы сделали заказ? Итак, вы заказали – и перечисление заказа. Так же в конце урока. Чтобы структурировать мозги ребенка и резюмировать работу на уроке: итак, мы работали сегодня над тем-то и тем-то, и это надо закрепить дома. То есть мы работали над интонацией, фразировкой, динамикой, штрихами, характером, вычленяли сложные места, много говорили о эпохе барокко.

Слайд 17

III.Заключительный этап

(3. Звучит музыка. Бах. Ария из Сюиты ре мажор.)

Учитель: Природа клавирных сочинений И.С. Баха такова, что без активного участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно.

Здесь хочется напомнить слова французского пианиста Альфреда Корто: «для пробуждения к жизни застывших нот текста, нужно вдыхать в эти ноты свою собственную жизнь».

Слайд 18

 

Изучение баховских сочинений – это прежде всего большая аналитическая работа. Для понимания полифонических пьес Баха нужны специальные знания. Достижение определенного уровня полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного и непрерывного наращивания знаний и полифонических навыков.

Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить ребенка любить полифоническую музыку, а также полифонию в любой другой музыке, понимать ее и с удовольствием работать над ней.

Основным ключом к стильному исполнению музыки И.С.Баха являются осмысленность и певучесть. То и другое должно вырабатываться не как-то «потом», а как можно раньше, то есть с самых первых уроков.

 

Слайд 19

Заканчивая урок, я хочу сказать еще несколько слов о Бахе. В утреннем эфире радиостанции Би-би-си 3, ориентированной на любителей классической музыки, есть рубрика «Бах до семи». Каждое утро по будням, пока не наступило семь, звучит одно из произведений Иоганна Себастьяна Баха, как правило, по заказу одного из слушателей, а слушают это радио во всех концах мира. Представить в этой рубрике другого композитора немыслимо: даже Моцарт и Бетховен до этого не доросли. Конечно, в эфире звучат произведения и других композиторов разных эпох и стилей. Но лишь один Бах удостоился регулярной рубрики.

Он жил с 1685 по 1750 год, а значит, мог писать музыку только во славу Господа. И тем не менее, в этой музыке есть всё, что составляет человека – каково любить, терять, смеяться, предавать и быть преданным, рваться на куски или, напротив, переживать такое чувство исключительной целостности, что от него хочется взлететь.

Конечно, далеко не каждый считает Баха своим любимым композитором. Но он величайший композитор. Тем не менее, объяснить, почему это так, очень сложно. На ум приходит известное высказывание: «Писать о музыке – всё равно что танцевать об архитектуре». Трудно представить себе более острый разум, чем у Альберта Эйнштейна - да и тот всего лишь отделался фразой: «Вот что я скажу про Баха: слушайте его, играйте, любите, превозносите». А сейчас внимание на экран.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: