Учение о двойственной истине.




Основные характеристики средневековой культуры.

5 – 15 века

Возрождение – возрождение античной культуры. Креационизм – учение о сотворении мира.

Тэнцентризм – Бог в центре культуры. Провиденцианизм – на все воля божья.

325 год – Аникейский собор (собрал Константин). Бог сын и бог отец – в каком они соотношении?

1)равны 2) Бог Отец – важнее.

В средние века церковь устанавливает влияние на все сферы жизни в том числе образование: 7 свободных искусств: тревниум – грамматика, риторика, диалектика; квадриум – арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Образование давали в церкви. Образование давали для обоснования правильности христианства.

Юстиниан: («в работах Юстиниана Римское право нашло свое завершение») «Язычников бить не должно» Закрыл все философские школы. Уничтожил культ Аполлона.

Науки: философия, математика и <.федор>. Философия стала развиваться в церкви для объяснения правильности христианства (схоластика).

Более сильные школы становятся университетами. «Чем меньше грамотных, тем меньше соблазна.

«Философия есть служанка богословия». Студента не любили, потому что им разрешалось то, что не разрешалось другим. Просить милостыню, носить оружие. Первые университеты: Пармский (11век), Болонский (12 век) – 10 000 студентов.

Петербургский университет (нач 18 века)

Ислам 7-8 век – самые первые университеты (Кардова, Багдад, Каир – 8 век) Марокко – 8592 – самый древний в мире университет, действует сейчас.

8 век – инквизиция.

 

Краткое содержание:

Феодализм. Усиление позиций церкви. Инквизиция.

В это время появляется ислам. Мусульманское возрождение. Арабский халифат. Аль Хорезми.

Создаются первые университеты.

Возрождение ” – возрождение античной культуры.

Вся философия религиозна.

Креационизм – философия о сотворении мира.

Теоцентризм – бог в центре культуры, наука должна заниматься лишь богословскими проблемами, основной тезис “на все воля божья”.

 

Сущность схоластики.

Схоластика – обоснование учения церкви. Схоластика строилась на авторитаризме и догматизме. Схоластика отходит от позиции Тыртулеана. У схоластики возникает направление, занимающееся доказательством существования Бога. Спор об универсалиях (общих понятиях): существуют ли они на самом деле или просто придуманы людьми. Как соотносятся общее и единое?

Бог и его ипостасии:

1) Унитарии (Главное – Бог, и неважно, как он выр-ся)

2) Тренитарии(Отец сын святой дух) – ок-ся еретиками.

Обязательные качества + случайные признаки

Человек + цвет глав, развитие и так далее = Сократ (пример).

Апостериорные и априорные доказательства Бога (верю, чтобы познавать) – англичанин какой-то.

Номиналисты (общее существует только в наших сознаниях. Тер Абеля «Да и нет» - подберет высказывания из священного писания, противоречат друг другу. Хотел указать на наличие ошибок. Иоан Скот Ирецгена (8 век) – пантеизм (бог есть природа, бог – начало и конец).

Схоластика – «школьная учёность», тип философствования. Строилась на

формальной логике.

<...>

 

Учение о двойственной истине.

Теология (богословие) – учение о религиозных догматах и заключенное в их рамки философское мышление, признанное эти догматы защищать и обосновывать.

Есть истина философии, а есть истина религии. Они независимы, => могут противоречить друг другу.

Роджер Бэкон (13век). Выпускник Оксфордского университета. Последний крупный алхимик (из-за этого 15 лет монах дел федор). Преподавал и в Парижском и в в Оксфорде (в обучении большое значение придавалось диспутам, не только словестным, но и кулачным) Получил прозвище «Доктор, достойный восхищения». Говорят, придумал порох в Европе. В его работах нашли описание самодвижущейся повозки, телефона.

«Невежество есть самая большая беда»

4 препятствия:

1) Консерватизм

2) Приверженность авторитетам

3) Мнения несведущей толпы

4) Прикрытие собственного невежества показной мудростью.

Основал принципы всякого познания:

1) Математика (математике может познать каждый, незнания математики – болезнь, являющаяся основой всего).

2) Опыт

Знание – математика + опыт.

Христиане и христианство колоссально упали, так как царят разврат и глупость.

Папа вместе со светским государем должны наводить порядок в стране. Необходимо соединить все человечество на основе христианской церкви.

Фома Аквинский (1225 – 1274). Прозвище – бык. Будет канонизирован Католической церковью. Основатель томизма. Томизм – учение о способах постижения учения о догматах веры посредством разума. Главный систематизатор средневековой схоластики. Не считал, что наука и богословие - две разные вещи, так как все остальные науки можно использовать для доказательства существования Бога.

«Бытие Божие самоочевидным не является, поэтому мы судим по следствию»

5 доказательств:

1) Мир изменчив, все меняется. Само по себе ничто не движется, значит его что-то движет. Цепочка приводит к понятию перводвигателя.

2) Каждое следствие имеет причину, => существует первопричина

3) Все в мире случайно, но за всеми случайностями стоит глобальная необходимость

4) Есть разные степени совершенства => существует самое совершенное.

5) Гармония природы и красота. Целесообразность в мире не может быть объяснена естественными причинами => есть кто-то, кто все упорядочивает.

«Мы не знаем цели творения, не можем посмотреть на него со стороны, => то, что нам кажется плохим, может идти на всеобщее благо.

Иоган Дунс Скот (13 век)

Религиозные догматы логически не доказуемы. При анализе мира сталкиваемся с произволом божественной воли: Бог желает что-то не потому что оно является добром, а нечто является добром, потому что того пожелал Бог.

Уильям Оккам (1285-1349)

Английский философ. Франсисканский монах. Сторонник номинализма («человек» - собственное имя, а общее имя, вместо которого можно подставить имя). Занимался логикой. Отрицает существование универсалей. Бритва Оккама: «не следует множить сущее без необходимости». Если что-то можно объяснить двумя способами, то сущность лишняя не нужна.

«Схоласты занимаются непонятно чем!»

Подлунный и надлунный миры ничем не отличаются друг от друга. То, что можно объяснить просто. Знания и вера не совпадают => наука и теология не совпадают => теология не наука.

Нужно отсечь от живого древа науки то, что к ней не относится.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: