Тема: «Организация работы структурного подразделения»
Цель: Научиться приемам и способам воздействия на объект управления, использовать методы управления, повышающие эффективность работы организации, направлять воздействие на рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, на развитие инициативы у работников.
Приобретаемые умения и практический опыт: У3, У5 ОК2, ОК6, ПК. 2.1, ПК4.1, ПК4.2, ПК 4.4
Обеспечение занятия: ПК, MSWORD 2015.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2014.-288с.
Продолжительность занятия: 2 часа
Теоретический материал
Методы управления персоналом - это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Для эффективного управления организацией, и в частности персоналом предприятия, в научном и практическом планах выработаны три группы методов: административные, экономические, социально-психологические. Кроме этого, в каждой организации применяются конкретные частые методы, свойственные её специфике и традициям. Управление персоналом должно основываться на принципах системного подхода и анализа, что означает охват всего кадрового состава предприятия и увязку конкретных решений с учетом их влияния на всю производственную систему в целом. Общая схема методов управления персоналом представлена на рис. 1.
Содержание работы
Задание №1 - Разрешить возникшую ситуацию на предприятии при помощи методов управления: экономических, административных, социально-психологических – сделать вывод об наиболее эффективном методе управления, оформить письменно и сформулировать свое мнение на особенности использования различных методов управления в конкретных ситуациях.
1 вариант.
Ситуация 1.
Вы руководитель производственного коллектива ООО «Омега». В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование, а другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Инженер пол технике безопасности, звонит вам по телефону домой и сообщает о случившемся. На следующий день, виновники стали отрицать причастность к ночному происшествию.
Ситуация 2.
Вы недавно начали работать начальником современного цеха (отдела) в ОАО «АРГО», придя на эту должность из другой организации. Еще не все знают вас в лицо. До обеденного перерыва целых два часа. Вы идете по коридору и видите трех рабочих (работников) вашего цеха (отдела), которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, вы видите ту же картину.
Как вы поступите в данной ситуации? Какие методы управления вы будете использовать? Почему?
2 вариант.
Ситуация 1.
В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершили неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего был допущен неисправимый брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо.
Как вы поступите в данной ситуации? Какие методы управления вы будете использовать? Почему?
Ситуация 2.
Вы - директор предприятия ООО «Кристалл» и решил проверить, чем занимаются ваши подчиненные. Вы пошли контролировать их работу и во время проверки увидели такую картину. Один из ваших подчиненных в рабочее время, когда у него много работы, разговаривает со своим ребенком, который пришел на работу к родителю по особенно важной причине. Вы объявите ему выговор, т.е. примените административное воздействие.
Как ваши действия отразятся на поведении работника? Что бы вы сделали в этой ситуации?
Задание № 2. Составить анкету из 15 вопросов по приему на работу рабочего на проверку его мотивированности и сделать вывод о необходимости проверки.
Контрольные вопросы:
- Перечислить методы управления персоналом
- Что включает в себя административные методы?
- Через что происходит осуществление экономического метода?
Критерии оценки:
Шкала оценивания | Критерии оценивания |
Оценка «5» | Четкая, аргументированная точка зрения, языковая грамотность, использование экономической терминологии, логическая последовательность в ответе, составлен тест на мотивацию. |
Оценка «4» | Четкая, аргументированная точка зрения, языковая грамотность, использование экономической терминологии, допущены недочеты логической последовательности в ответе, |
Оценка «3» | Ответ не отличается логичностью и аргументированностью; не используется экономическая терминология, не достаточно вопросов составлено для теста на мотивацию. |
Оценка «2» | Ответ не отличается логичностью, допущены грубые ошибки, отсутствие составленного тест на мотивацию. |