Вывод. Поясните, какую роль играют упражнения со скороговорками в формировании культуры устной речи?




Лекция.

 

Рассматривается построение публичного выступления, различные типы публичной речи и рекомендации для подготовки к выступлению.

При подготовке к выступлению следует иметь в виду, что любое публичное выступление состоит из 3 частей, которые в свое время были выделены Аристотелем (“Риторика”): вступления, основной части и заключения.

 

В начале урока мы познакомимся с античной легендой о необычайной силе слова. Ученики узнают о том, как однажды афиняне вместо военной помощи прислали спартанцам всего-навсего хромого учителя. Но тот оказался таким искусным оратором, что войско спартанцев одержало победу.

Поговорим мы и о таком известном ораторе, как Демосфен. Мы расскажем о том, как он упражнялся в ораторском искусстве.

Как правильно составить речь? Чему уделить внимание при обработке информации? Как верно оценить аудиторию? Что нужно вынести в план речи? По каждому вопросу мы обязательно дадим практические советы.

А как произнести речь? Как натренировать дыхание и произношение? Мы поделимся и упражнением для тренировки дыхания.

Конечно, не обойдется и без скороговорок. Забавные скороговорки помогут потренировать произношение, но и не позволят ученикам заскучать.

И наконец — Практическое занятие №……

Скороговорка — это короткая фраза с искусственно усложнённой артикуляцией, содержащая сложные для произношения сочетания звуков.

Практическое занятие №…… (выполняется на листах А4 БЕЛЫХ с последующей защитой)

Тема. Культура устной речи.

Цель. Закрепление полученных теоретических знаний по конкретной теме, формирование умений применять полученные знания на практике. Совершенствование речевого аппарата, совершенствование дикции.

Оборудование. Конспекты уроков, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход занятия.

Вариант №

Задание 1.Работа со скороговорками. Проведите работу со скороговоркой с учетом полученных указаний в ходе занятия (устно и письменно). Определите, какие звуки тренирует данная скороговорка в устной речи.

Этапы работы над скороговорками.

Следует переписать скороговорку (например, «бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»), расставить в ней ударения и сделать ее орфоэпическую запись: бык – тупагýп, тупагýб’ьн’къй быч’óк, у быкá б’елá губá былá тупá. Медленно, отчетливо произнести каждое слово. Затем сгруппировать слова (Бык-тупогуб; тупогубенький бычок; у быка бела губа; была тупа) и произносить каждую группу слов очень медленно, ясно и отчетливо. После того как группы слов произносятся легко, постараться говорить всю фразу на одном дыхании. Теперь можно повторять скороговорку, варьируя ее части. После того как добились полной свободы, четкости, легкости произношения, нужно ускорить темп (средний темп). При этом внимательно следить за произнесением всех звуков, не допуская их «смазанности» и нечеткости. И только освоив его, следующий этап - произносим скороговорку, поставив задачу, например: дать указание, поругать кого-нибудь, удивиться, возмутиться, задать вопрос, т.е. использовать разные интонации при чтении. Подберите другую скороговорку для тренировки аналогичных звуков.

 

Вывод. Поясните, какую роль играют упражнения со скороговорками в формировании культуры устной речи?

 

Материалы к практическому занятию.

Задание 1.

Скороговорки.

 

1. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

2. Клара-краля кралась к Ларе.

3. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

4. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

5. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.

6. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

7. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

8. На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.

9. Добыл бобыль бобов.

10. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

11. Шакал шагал, шакал скакал.

12. Купи кипу пуха.

13. Ткет ткач ткани на платки Тане.

14. Водовоз вез воду из-под водопровода.

15. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

16. На меду медовик, а мне не до медовика.

17. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

18. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

19. У нас гость унес трость.

20. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

21. У Сени и Сани в сенях сом с усами.

22. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

23. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

24. Свиристель свиристит свирелью.

25. Четверть четверика гороха, без червоточинки.

26. У ежа ежата, у ужа ужата.

27. Тщетно тщится щука ущемить леща.

28. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

 

29. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

30. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

 

Задание 2.

Материалы.Скороговорки.

1. Добыл бобов бобыль.

2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

6. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

7. Около кола колокола, около ворот коловорот.

8. Шакал шагал, шакал скакал.

9. Купи кипу пик.

10. Купи кипу пуха.

11. Ткёт ткач ткани на платке Тани.

12. Водовоз вёз воду из-под водопровода.

13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

14. В один, Клим, клин колоти.

15. Стоит копна с подприкопеночком.

16. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

17. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь.

18. У ёлки иголки колки.

19. Кукушка купила кукушонку капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

20. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.

21. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.

22. На меду медовик, а мне не до медовика.

23. Пришёл Прокоп, кипел укроп, ушёл Прокоп, кипел укроп: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

24. Волховал волхв в хлеву с волхвами.

25. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

26. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи.

27. У нас гость унёс трость.

28. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

29. Рододендроны из дендрария даны родителями.

30. К Габсбургам из Страсбурга.

31. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

32. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

33. Хвалю халву.

34. Дробью по перепелам да по тетеревам.

35. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

36. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.

37. Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе.

38. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

39. На дворе трава, на траве двора. Не руби дрова на траве двора.

40. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

41. Рапортовал да недорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.

42. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

43. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

44. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

45. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

46. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

47. Карл клал на ларь. Клара крала лук с ларя.

48. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

49. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

50. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

51. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоковать, перевыколоколовать.

52. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

53. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

54. Король – орёл.

55. Курьера курьер обгоняет в карьер.

56. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

57. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

58. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

59. Гонец с галер сгорел.

60. Талер тарелка стоит.

61. Идти на рать, как бердыш брать.

62. Интервьюер интервента интервьюировал.

63. Либретто Риголетто.

64. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.

65. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

66. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

67. Во мраке раки шумят в драке.

68. Жри во ржи, да не ржи.

69. Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

70. Город Нерль на Нерли-реке.

71. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

72. Из-под Костромы, из-под костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

73. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

74. Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

75.

76. Дробью по перепелам да по тетеревам.

77. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

78. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

79. Клара-краля кралась к Ларе.

80. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

81. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

82. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

83. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

84. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

85. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

86. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

87. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

88. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

89. Расскажите про покупки. Про какие про покупки. Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

90. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

91. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

92. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.

93. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

94. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

95. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

96. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

97. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

98. На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.

99. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня?

 

 

100. Добыл бобыль бобов.

101. От топота копыт пыль по полю летит.

102. Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

103. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

104. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

105. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

106. Около кола колокола, около ворот коловорот.

107. Шакал шагал, шакал скакал.

108. Купи кипу пик.

109. Купи кипу пуха.

110. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.

111. Ткет ткач ткани на платки Тане.

112. Водовоз вез воду из-под водопровода.

113. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

114. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

115. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

116. Все бобры для своих бобрят добры.

117. На меду медовик, а мне не до медовика.

118. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

119. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

120. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

121. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

122. У нас гость унес трость.

123. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

124. У Сени и Сани в сенях сом с усами.

125. У осы не усы, не усища, а усики.

126. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

127. Осип охрип, Архип осип.

128. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

129. Сачок зацепился за сучок.

130. По семеро в сани уселись сами.

131. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

132. Свиристель свиристит свирелью.

133. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

134. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

135. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

136. Четверть четверика гороха, без червоточинки.

137. Инцидент с интендантом.

138. Прецедент с претендентом.

139. Константин констатировал.

140. У ежа ежата, у ужа ужата.

141. Жутко жуку жить на суку.

142. Течет речка, печет печка.

143. Щипцы да клещи – вот наши вещи.

144. Тщетно тщится щука ущемить леща.

 

145. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

146. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

147. Около колодца кольцо не найдется.

148. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

149. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

 

 

Марк Квинтиниан, античный автор “Двенадцати наставлений о риторике”, выделил еще одну важную часть публичного выступления обращение к слушателям. Его цель привлечь внимание к оратору, расположить аудиторию к оратору.

 

Практическое занятие №…… (выполняется на листах А4 БЕЛЫХ с последующей защитой) Тема. Речевое мастерство. Выразительность речи. Похвальная речь.
Цель. Освоение основных понятий русского языка, связанных с темой и заданием. Закрепление практических навыков организовывать речь и делать ее эффективной, воздействующей, коммуникативно целесообразной, соблюдая основные требования коммуникативных качеств речи.

Оборудование. Конспекты уроков, карточки с индивидуальными заданиями, словари.

Ход занятия

Задание.

Составьте и запишите похвальную (эпидейктическую) речь, используя следующую последовательность изложения мыслей:

- вступление - относительно самостоятельная обязательная часть, цель которой - привлечь внимание слушателей и обозначить проблему, которую ставит автор.

- основная часть - повествовательная – представляет собой рассказ о том или ином конкретном событии. Рассказ перемежается лирическими отступлениями, комментариями автора, пояснениями.

-заключение - завершающая часть: похвала герою, предмету, вещи, событию и т.д.; обращение к читателю или слушателю с призывом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: