Способы (механизмы) реализации проекта




Тема проекта

Внедрение рыночных механизмов в систему управления образованием на муниципальном уровне

Автор Гаджиева Людмила Анатольевна

Должность начальник департамента образования

Место работы администрация города Перми

Адрес электронной почты gadzhieva@mail.ru

Телефон (факс) (342)233-57-45

Цель проекта: разработать и внедрить муниципальные модели организации предоставления услуг дошкольного, школьного и дополнительного образования, предусматривающие использование рыночных механизмов как средства обеспечения их доступности и качества.

 

Задачи проекта:

1. Провести анализ современных подходов к организации предоставления образовательных услуг на муниципальном уровне.

2. Разработать муниципальные модели организации предоставления услуг дошкольного, школьного и дополнительного образования, предусматривающие использование рыночных механизмов, а также практические пути их внедрения.

3. Апробировать указанные модели в реальной практике управления муниципальной системой образования.

4. Провести оценку результативности и эффективности реализации проекта. Обобщить его результаты.

5. Разработать методические рекомендации для руководителей и специалистов органов управления образования муниципального уровня по внедрению моделей в реальную практику.

 

 

Обоснование проекта

Анализ организации предоставления услуг дошкольного, школьного и дополнительного образования на территории г.Перми позволяет зафиксировать ряд существенных проблем, характерных в том числе и для многих городов РФ:

· неразвитость рынка образовательных услуг;

· несоответствие качества предоставляемых услуг ожиданиям потребителей.

Главная причина обозначенных проблем заключается в несовершенстве системы управления бюджетными учреждениями, что характеризуется:

· жесткой централизацией управления;

· нацеленностью контрольных мероприятий на процесс, а не на результат;

· монополией государственных и муниципальных учреждений, что создает неоправданные конкурентные преимущества для бюджетных учреждений перед негосударственными;

· отсутствием реальных возможностей у потребителей выбора образовательных услуг.

Возникает потребность в разработке новых моделей организации предоставления образовательных услуг на муниципальном уровне. Одна из таких моделей может быть связана с использованием рыночных механизмов в сфере управления образованием.

Кратко суть этой модели можно выразить в следующих положениях:

· государство, устанавливая рамочные образовательные стандарты, размещает заказ на образовательный результат;

· этот заказ исполняет сеть как государственных, так негосударственных учреждений;

· потребитель обладает реальной (а не декларативной) возможностью выбора образовательной услуги и ее поставщика;

· государственные и негосударственные образовательные учреждения на равных основаниях конкурируют за потребителя;

· конкуренция становится главным инструментом повышения качества образования;

· государство осуществляет независимый контроль качества результата за счет усиления в этом процессе роли общественности.

Описанные характеристики так называемой «рыночной» модели имеют свою специфику применительно к тому или иному типу образования: дошкольному, школьному, дополнительному. Эта специфика во многом определяется используемым механизмом размещения заказа на образовательную услугу. По сути, можно выделить два таких механизма.

Первый. Заказчиком образовательной услуги является орган управления образования – краевое министерство образования, городской департамент. Бюджетные средства поступают от заказчика поставщику образовательной услуги в зависимости от количества потребителей, выбравших данного поставщика, и норматива стоимости услуги.

Второй. Заказчиком образовательной услуги выступает сам потребитель. Бюджетные средства в размере норматива стоимости услуги поступают на счета потребителей, и те самостоятельно осуществляют выбор образовательной услуги и ее поставщика.

В реальной практике управления образованием применение того или иного из указанных механизмов может зависеть от различных факторов: целей образования, вида образовательной услуги, обеспеченности бюджета и т.д. Возможно комбинирование этих механизмов.

Описанные механизмы, на наш взгляд, создают реальные предпосылки для развития рынка образовательных услуг, конкуренции поставщиков за своих потребителей и, как следствие, обеспечивают рост качества образования.

В качестве примера рассмотрим подходы к разработке модели дошкольного образования. На муниципальном уровне составляется реестр образовательных услуг. Эти услуги дифференцируются по длительности их предоставления (12 ч., 10,5 ч. и т.д.), возрастам (5-7 лет, 3-5 и т.д.) и направленности (общеразвивающая, коррекционная и т.д.). Описывается стандарт каждой услуги. Этот стандарт оформляется в виде паспорта услуги и утверждается нормативными документами органа местного самоуправления. На основании паспорта услуги производится расчет норматива ее стоимости.

В размере данного норматива денежные средства поступают потребителю услуги (родителям), который осуществляет выбор, как самой услуги, так и ее поставщика (муниципального или частного). Для детей в возрасте от 5 до 7 лет выплаты носят целевой характер, с 1,5 до 5 лет они имеют форму денежного пособия.

Для обеспечения реального выбора поставщика услуги департаментом осуществляется реструктуризация сети образовательных учреждений путем перевода бюджетных учреждений в статус автономных и создания условий для развития негосударственного сектора. Основным механизмом такого развития является передача на конкурсной основе муниципального имущества на длительный срок (до 25 лет) по договорам аренды или концессии под создание частных образовательных учреждений.

Роль муниципалитета в рамках данной модели заключается в создании системы независимого контроля качества. Особенность этой системы заключается в предоставлении возможности потребителю услуги (родителям, управляющим и наблюдательным советам, представителям других организаций) получить квалифицированную оценку ее качества.

Предусматривается, что аналогичные подходы будут использованы при разработке моделей школьного и дополнительного образования.

Способы (механизмы) реализации проекта

Все способы реализации проекта условно можно разделить на две группы. Первая предусматривает разработку механизмов передачи денежных средств поставщику услуги (когда заказчиком услуги выступает орган управления образования) или потребителю услуги (когда заказчиком услуги является сам потребитель). Вторая группа – разработку механизмов реструктуризации муниципальной сети образовательных учреждений и развитие частного сектора.

К первой группе относятся:

· стандартизация образовательной услуги (фиксация ее структуры и содержания, требований к качеству образовательного результата и условиям предоставления услуги; при этом услуга должна описываться языком, доступным для потребителя);

· расчет норматива стоимости услуги (структура норматива должна включать полный объем расходов на ее оказание: затраты на оплату труда, содержание здания, капитальные расходы и т.д.);

· технология размещения муниципального задания в образовательные учреждения (муниципальное задание должно отражать требования не только к объему услуг, но ожидаемые параметры качества);

· технология размещения на конкурсной основе муниципального заказа на образовательные услуги частным учреждениям (эта технология включает процедуру формирования)

· технология «передачи» средств потребителям (целевых выплат, денежных выплат).

Ко второй группе можно отнести:

· перевод части бюджетных учреждений в статус автономных (критерии отбора учреждений, готовых к работе в автономном режиме, регламент процедуры перевода и т.д.);передача нефункционирующих зданий по договору концессии на длительный срок для создания негосударственных образовательных учреждений (конкурсная документация, механизмы работы с потенциальными концессионерами и т.д.);

· передача муниципального имущества в аренду, в том числе для создания мини-садов (пакет конкурсных документов, механизмы работы с поставщиками услуг дошкольного образования и т.д.).

 

План – график работ

мероприятие сроки
  Разработка и описание моделей предоставления услуг дошкольного, дополнительного и школьного образования 2010 г.
  Апробация моделей дошкольного и дополнительного образования 2011г.
  Апробация модели школьного образования 2012г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: