ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ В VI–VIII вв.




ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ В VI–VIII вв.

Педагогические цели Создать условия для формирования представлений об общественном устройстве древних германцев, о государстве франков VI–VIII вв.; познакомить с понятиями династия, титул, феодалы, граф, майордом
Тип урока Урок изучения нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные:знают понятия династия, титул, феодалы; знают о Великом переселении народов; имеют представление о формировании раннефеодального государства; выявляют причины возникновения государства у франков; показывают на карте территорию, где расселялись и образовывали свои государства древние германцы в V–VI вв.; получают историческую информацию из различных источников, составляют описание исторического события на основе текста и иллюстраций учебника. Метапредметные: Познавательные: структурируют учебный материал, осознано и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, находят необходимую информацию, используя материалы учебника, проводят сравнение по заданным критериям, применяют знаково-символические средства. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи; составляют план и последовательность действий в соответствии с ними; осуществляют пошаговый контроль деятельности; оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние. Коммуникативные: строят монологические высказывания, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, учитывают мнение партнера и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, аргументируют свою позицию, допускают возможность существования у людей различных точек зрения. Личностные:проявляют положительное отношение к учебной деятельности, заинтересованность в решении учебной задачи
Образовательные ресурсы Презентация «Салическая правда. Военная реформа Карла Мартелла», подготовленная учителем. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp/ Салическая правда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hrono.ru/dokum/0500dok/salpravda.php
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карты «Римская империя и Великое переселение народов», «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого»
Основное содержание темы, понятия и термины Завоевание Галлии франками. Образование государства франков. Рост земельных владений знати. Военная реформа Карла Мартелла. Формирование королевской власти. Термины династия, титул, феодалы, граф, майордом

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Планируемые результаты Формы контроля
предметные формируемые умения (универсальные учебные действия)
I. Организационный момент   Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Фронтальная   Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности  
II. Актуализация знаний Опрос по теме «Что изучает история Средних веков» На доске изображена лента времени с ошибками. – Найдите и исправьте ошибки на ленте времени. – Дайте определение понятий Средние века, исторические источники. – Дайте краткую характеристику историческим источникам Средних веков Формулируют ответы, приводят примеры Индивидуальная Устанавливают последовательность и длительность исторических событий Познавательные: структурируют знания. Коммуникативные: строят монологические высказывания Устный опрос, работа у доски
III. Постановка учебных задач Беседа Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи Формулируют учебные задачи Фронтальная   Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи  
IV. Изучение нового материала Рассказ учителя (см. Приложение 1) На экране во время рассказа изображена карта «Римская империя и Великое переселение народов» Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадях Индивидуальная Знают о Великом переселении народов; имеют представление о формировании раннефеодального государства; выявляют причины возникновения государства у франков Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей Записи в тетради
Работа с исторической картой (с. 18) Предлагает изучить карту «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» и выполнить следующие задания: – Покажите границы Франкского государства при Хлодвиге. – Покажите первоначальную территорию владений франков. – Покажите границы франкского государства к концу правления Хлодвига Изучают карту, выполняют задания Индивидуальная Показывают на карте территорию, где расселялись и образовывали свои государства древние германцы в V–VI вв. Познавательные: осознано и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Устный опрос
Работа с документом (с. 14) Задание: прочитайте отрывок из работы франкского историка VI века, который повествует о случае с драгоценной чашей, и ответьте на следующие вопросы: – Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску? (Потому что в это время Хлодвиг обладал лишь властью вождя и деление военной добычи происходило согласно обычаям.) – Почему он сразу не отомстил, а «подавил обиду»? (Потому что его власть была еще недостаточно сильна, а воин действовал согласно традициям.) – Что изменилось через год в поведении короля и войска? Что объясняет случай с драгоценной чашей? (Через год король отомстил воину. Случай с драгоценной чашей наглядно демонстрирует перерождение военной власти вождя в королевскую власть, при которой полновластный правитель, опираясь на свое войско, вправе в любой момент расправиться со своим подданным.) Таким образом учитель подводит класс к выводу, что у франков формируется королевская власть Читают отрывок исторического документа, аргументированно отвечают на вопросы Фронтальная Получают историческую информацию из различных источников; составляют описание исторического события на основе текста и иллюстраций учебника Познавательные: находят необходимую информацию, используя материалы учебника. Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения Ответы на вопросы
Работа с текстом учебника (с. 15–16) Формулирует задание: – Прочитайте текст, проанализируйте, в чем отличие государственного управления от племенного. Заполните таблицу (см. Приложение 2). Образец таблицы дан на доске Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, в том числе заполняют таблицу в тетрадях Работа в парах Проводят сравнение государственного и племенного управления. Раскрывают смысл понятий король, вождь Познавательные: находят необходимую информацию для выполнения учебной задачи, используя материалы учебника, проводят сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: учитывают мнение партнера и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве Таблица
Составление схемы «Государственное управление во Франкском госу-дарстве» Рассказывает, как управлялось Франкское государство. Предлагает составить схему «Государственное управление во Франкском государстве» (см. Приложение 3). – Хлодвиг стал единоличным правителем образованного государства. Все решения он принимал сам, без созыва народного собрания. Его опорой была дружина, которая содержалась за счет налогов и военной добычи. Вся территория Франк-ского королевства делилась на области, во главе которых Хлодвиг назначал графов. Их задачей было управление доверенными им землями, что включало в себя сбор налогов, суд, руководство обороной в случае необходимости Слушают рассказ учителя, составляют схему в тетради (самостоятельно или вместе с учителем) Фронтальная, индивидуальная Раскрывают смысл понятий династия, титул, граф, дружина Познавательные: используют знаково-символические средства. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль деятельности. Коммуникативные: вступают в коллективное учебное сотрудничество Схема
Презентация «Салическая правда. Военная реформа Карла Мартелла» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах: – «Салическая правда» – важнейший источник для изучения общественного строя франков в меровингский период. Она представляет собой запись судебных обычаев. Этот исторический документ свидетельствует, что хотя люди не были равны перед законом, однако введение писаных законов способствовало установлению единых порядков в стране. Реформа Карла Мартелла способствовала появлению наследственных земельных владений – феодов, которые были связаны с обязанностью несения военной службы. Владельцы феодов назывались феодалами Просматривают презентацию, делают записи в тетради Фронтальная, индивидуальная Знают смысл понятий феодалы, майордом. Рассказывают об общественном строе германских народов Познавательные: структурируют учебный материал. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умеют с достоточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Записи в тетради
V. Первичное осмысление и закрепление знаний Дискуссия – Какими способами и средствами Хлодвиг добивался своих целей? Какие черты характера проявились в его деятельности? Одобряете ли вы их? Аргументируйте свой ответ. (В ответах должно прозвучать понимание того, что Хлодвиг ради получения королевской власти шел на убийство не только рядовых воинов, но и близких родственников. Это был хитрый, расчетливый и жестокий правитель. Оценки могут быть разными: одни могут осудить его действия, другие оправдать их, объясняя условиями средневековой жизни, так как нравы людей были достаточно суровыми и человек более мягкий не смог бы добиться поставленной цели.) Формулируют ответы, приводят примеры Индивидуальная Проводят оценку исторической личности Личностные: проявляют заинтересованность в решении проблемной задачи. Коммуникативные: аргументируют свою позицию, допускают возможность существования у людей различных точек зрения Устный опрос
VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруд-нения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние Фронтальная   Регулятивные: оценивают свою работу, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную за-дачу для самостоятельного выполнения Оцени-вание работы учащихся на уроке
Домашнее задание Учебник, § 1; записи в тетрадях. ¨ Подготовить сообщение «Салическая правда»* Записывают домашнее задание        


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: