Цель: учащиеся должны узнать историю развития денег.
Оборудование: картинки с изображением шкурок животных, скота, каури, дирхемы, гривны, рубля, копейки;
альбомный лист, фломастеры;
старинные бумажные деньги «катеньки»;
комиксы «Жила-была денежка».
Ход занятия:
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и цели.
Задание. Распределите деньги в соответствии с историей развития денежной единицы России:
Шкурки, скот, арабские дирхемы, рубль, гривна, копейка, каури.
(Скот, шкурки, каури, арабские дирхемы, гривна, рубль, копейка)
Расскажите о развитии денежной единицы в России.
Сегодня мы узнаем дальнейшую историю развития денег в России.
3. Работа над новым материалом.
Меньше копейки была денежка (полкопейки). Была еще меньше монета - полушка. 4 полушки = l копейка. Этими деньгами мы уже не пользуемся. Дольше всех просуществовала копейка. На ней больше не чеканили всадника с копьем, но название сохранилось. Название «рубль» тоже сохранилось, хотя его уже никто не рубит.
На одной стороне металлической монеты изображают ее достоинство, а на другой стороне - символ страны - герб. Та сторона монеты, на которой изображен герб - двуглавый орел, называется «орел», а другая – «решка». Решка образовалась от слова «решетка» - переплетения красиво написанных букв и цифр, царских инициалов. Деньги могли выпускать только правители cтpаны. Все другие люди, выпускающие деньги, назывались фальшивомонетчиками и очень сурово наказывались.
Какие недостатки были у металлических денег?
Вслед за металлическими деньгами появились на Руси бумажные деньги. Первые бумажные деньги изобрели в Китае. А в России они были введены только через 1000 лет. Императрица Екатерина 11 впервые ввела в обращение бумажные деньги со своим портретом достоинством 100 рублей, ласково называемые «КАТЕНЬКАМИ». Российским бумажным деньгам 200 с небольшим лет. Их выпускали с разрешения царей российские банки, они назывались банкнотами. За 200 лет названий бумажных денег сменилось немало, и продолжают меняться.
Задание.
Как называются эти старинные деньги?
Катенька, дирхем, грош, алтын, деньга, копейка, полушка, рубль.
Задание.
Что такое валюта?
Валюта – денежная единица любой страны.
Какая валюта вам известна?
Страна | Денежная единица | Столица |
Украина | гривна | Киев |
Беларусь | рубль | Минск |
США | доллар | Вашингтон |
Германия | марка | Берлин |
Великобритания | фунт стерлингов | Лондон |
Австралия | австралийский доллар | Сидней |
Австрия | шиллинг | Вена |
Бельгия | бельгийский франк | Брюссель |
Дания | датская марка | Копенгаген |
Испания | песета | Мадрид |
Канада | канадский доллар | Оттава |
Нидерланды | гульден | Амстердам |
Норвегия | крона | Осло |
Польша | злотый | Варшава |
Финляндия | финская марка | Хельсинки |
Франция | французский франк | Париж |
Швейцария | швейцарский франк | Берн |
Швеция | шведская крона | Стокгольм |
Япония | йена | Токио |
Назовите современные деньги.
Доллар, эстонские кроны, йена, марка, злотый, евро.
Что такое деньги? Валюта?
Назовите свойства и функции денег.
СВОЙСТВА ДЕНЕГ
Долговечность
Портативность
Защищенность
Делимость
Ограниченность
ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
Определяют ценность товара
Для купли – продажи
Для накопления богатства
Задание. Придумайте и нарисуйте собственные деньги.
Проверка.
4. Итог.
Что вы узнали об истории развития денег?
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Что такое деньги и для чего они нужны. | Историю появления денег в нашей стране, кто и когда изобрел первые деньги. | Где появились первые деньги. Какие были деньги раньше. |