Судебная система Российской Федерации.




Государственная власть в Российской Федерации, как известно, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Важно, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти

Судебная власть принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа (народные заседатели, присяжные заседатели).

Осуществляется судебная власть в зависимости от особенностей дела посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная власть играет исключительно важную роль в жизни общества. Она проявляется, прежде всего, в обеспечении судебной защиты прав и свобод человека и гражданина от возможных нарушений кем бы то ни было. Ст. 18 Конституции РФ закрепляет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. С 1 ноября 1993 г. в Российской Федерации введен суд присяжных.

Судебная система – это упорядоченное построение судов в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами. Создание чрезвычайных судов не допускается. В Российской Федерации действуют: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ. К Федеральным судам относятся: -Конституционный Суд РФ;

-Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

-Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации. Он осуществляет судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Организация и порядок деятельности Конституционйого Суда РФ определены Федеральным конституционным законом.

Основной целью Конституционного Суда является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей.

Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

- между федеральными органами государственной власти;

- между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

- между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Конституционный Суд РФ по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации. Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. В случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения

Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Федеральные суды общей юрисдикции

Федеральные суды общей юрисдикции подразделяются на общие, военные и специализированные. Общие суды имеют три звена:

высшее звено - Верховный Суд РФ;

среднее звено - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

основное звено - районные суды.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Суды среднего звена рассматривают гражданские и уголовные дела повышенной сложности, проверяют законность и обоснованность решений, приговоров, выносимых судами основного звена

Районные суды рассматривают гражданские и уголовные дела, дела об административных правонарушениях. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

В военных судах высшим звеном является Военная коллегия Верховного Суда РФ; средним - суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск; основным - суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов. Военные суды разрешают дела о преступлениях, совершаемых военнослужащими.

Специализированные федеральные суды рассматривают гражданские и административные дела.

Федеральные арбитражные суды

Арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ.

Систему арбитражных судов в РФ возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ, который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В систему арбитражных судов входят также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ.

Арбитражные суды в РФ осуществляют правосудие путем решения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции федеральными законами. Основными задачами арбитражных судов в РФ при рассмотрении подведомственных им споров являются:

-защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

-содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в РФ строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Суды субъектов Российской Федерации

К судам субъектов РФ относятся:

- конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции (например, о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; о разделе между супругами совместно нажитого имущества; уголовные дела о преступлени- ях небольшой тяжести; и т.д.)


 

§ 25. Правоохранительные органы Российской Федерации.

Прокуратура

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за. соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

-надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

-надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

-надзор за исполнением законов судебными приставами;

-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

-уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

-координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Российской Федерации и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

-по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов управления коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

-требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты; вносит представление об устранении нарушений закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции.

Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры - 60 лет.

Адвокатура.

Основной задачей адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям. В своей деятельности адвокаты способствуют укреплению законности, осуществлению правосудия в стране.

Адвокатура - это не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью за вознаграждение. Организационной формой деятельности адвокатов выступает коллегия адвокатов, являющаяся юридическим лицом.

Для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи в городах и других населенных пунктах создаются юридические консультации.

Адвокаты, оказывая юридическую помощь:

- дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;

-составляют заявления и другие документы правового характера, осуществляют представительство в суде, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

-участвуют на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

Милиция

Основные задачи по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в системе органов внутренних дел выполняет милиция. Милиция - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Задачами милиции являются:

-обеспечение безопасности личности;

-предупреждение и пресечение преступлений и административных

правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом. Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка.

Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места, нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.

На службу в милицию имеют право поступить граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет, независимо от национальности, пола, социального положения, отношения к религии, убеждений, членства в общественных объединениях, имеющие образование не ниже среднего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять возложенные на милицию обязанности. Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость.

Нотариат

Нотариат Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. В соответствии с законом о нотариате, на должность нотариуса назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариус не вправе:

- заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;

- оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.

Нотариус имеет право:

- совершать предусмотренные законодательством нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему;

- составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий; -

- истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ К ТЕМЕ: «КОНСТИТУЦИЯ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОСНОВЫКОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

 

1.Дайте определение понятия «конституция». В чем заключаются особые свойства конституции как основного закона?

2. Перечислите и раскройте принципы, лежащие в основе конституционного строя РФ.

3.Что называют правовым статусом личности? Какие элементы составляют правовой статус?

4.Какие основы правового статуса человека закреплены в Конституции РФ?

5. Что такое гражданство?

6.Какие международные документы о правах человека являются основополагающими?

7.Перечислите по видам права и свободы человека.

Гражданские –

Политические –

Экономические –

Социальные –

Культурные –

8. Перечислите обязанности граждан РФ и лиц, находящихся на ее территории.

9. Назовите механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

10.Какие полномочия закреплены Конституцией РФ за Президентом РФ

11. Какова структура Федерального Собрания РФ? Из каких палат оно состоит?

12.Каковы функции Совета Федерации?

13. Каковы полномочия Государственной Думы?

14.Какому органу в РФ принадлежит высшая исполнительная власть? Какими полномочиями он обладает?

15. Что такое судебная система? В виде схемы представьте ее структуру.

16. Какие виды судов вам известны? Перечислите их основные полномочия.

17.Какие органы относятся к правоохранительными? Каковы их цели деятельности?

18. Что такое прокуратура? В чем особенности выполняемых ею функций?

19.Что такое адвокатура? Каковы цели ее деятельности?

20.Перечислите виды милиции и выполняемые ими функции.

21.Какие задачи выполняют нотариусы? Кто имеет право совершать нотариальные действия?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: