Тема 6. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны




 

Коммерческая информация – сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг.

Коммерческая информация позволяет торговым фирмам проводить анализ своей деятельности, планировать и осуществлять контроль за ее результатами.

Источники коммерческой информации:

· Внешние: маркетинговые исследования, данные статистики и публикуемые в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка.

· Внутренние: материалы и документы торговой фирмы (сведения об объемах товарооборота, затратах на продажу, товарных запасах, прибыли, расходах на рекламу и др.).

 

Коммерческая тайна – преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы.

Коммерческие секреты – форма коммерческой тайны; сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне фирмы и подлежащие защите от возможных посягательств.

Носитель коммерческого секрета – лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия или фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители).

 

Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции, к которой относятся различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т.п. Не последнее место в этом ряду занимает промышленный шпионаж.

Промышленный шпионаж – незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицом или предприятием, не уполномоченным на то ее владельцем.

Объекты промышленного шпионажа – документы, чертежи, образцы продукции, неоформленные патенты, технические проекты, информация о ценах, контрактах, поставщиках, маркетинговых исследованиях и иных сведениях, представляющих предпринимательский интерес.

 

В США, Германии, КНР, Японии и других странах защита коммерческой тайны обеспечивается системой промышленной секретности, которая базируется на соответствующей правовой базе.

Основную роль в обеспечении сохранности коммерческой тайны играют сами фирмы, а не государственные органы.

В США, имеющих наиболее совершенное законодательство в области защиты информации, Закон о коммерческой тайне, или по принятой там терминологии – "фирменных секретах" ("секретах производства"), был принят только в 1979 году.

В Германии действует Закон о недобросовестной конкуренции, в котором выделяются два вида тайн – производственная и коммерческая. Данный закон устанавливает уголовную ответственность до 3-х лет тюремного заключения за сообщение коммерческой или производственной тайны посторонним лицам, а также за ее выведывание.

Корея в 1988 г. утвердила Положение о коммерческих службах безопасности, не входящих в структуры государственных правоохранительных органов. Коммерческие службы безопасности являются хозрасчетными организациями и выполняют определенный вид работ и услуг согласно контрактам, заключаемым с предприятиями.

В Японии нет ни законов, ни каких-либо других нормативных актов, предусматривающих ответственность за разглашение коммерческой тайны. Там эта проблема решается следующим образом: на департаменты кадров, имеющиеся в каждой фирме, возлагается контроль за соблюдением режима секретности, который основывается на кодексе поведения служащих. В нем содержатся положения, запрещающие:

- передавать посторонним лицам сведения, содержащие коммерческую тайну;

- заключать сделки, которые могут подорвать доверие к компании;

- устраиваться без разрешения руководства на работу по совместительству;

- умышленно наносить экономический ущерб;

- давать и получать взятки.

 

Следует отметить, что японский бизнес менее всего страдает от утечки информации. Это связано с присущей данной стране системой " пожизненного найма " и воспитанием у сотрудников чувства, когда они считают себя членами одной семьи.

 

В России понятие "коммерческая тайна" впервые появилось в 1990 г. в тексте Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Перечень "не тайных" сведений определен постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35. К ним относятся:

· учредительные документы и устав;

· документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;

· сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет РФ;

· документы о платежеспособности;

· информация о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

· справки об уплате налогов и обязательных платежах;

· данные о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также о других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;

· сведения об участии должностных лиц предприятия в фирмах, занимающихся предпринимательской деятельностью.

 

Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. Это делается приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне.

К коммерческой тайне относится:

1. Деловая информация:

· финансовые сведения;

· данные о цене (стоимости) продукции и услуг, технологии;

· деловые планы и планы производства новой продукции;

· списки клиентов и продавцов, контракты, преференции и планы;

· информация о маркетинге;

· соглашения, предложения, квоты;

· списки персонала, организационные схемы и информация о сотрудниках.

2. Техническая информация:

· научно-исследовательские проекты;

· конструкторские разработки по производству продукции и ее параметры;

· заявки на патенты;

· дизайн, эффективность и возможности производственных мощностей, оборудования и систем;

· информационный процесс;

· программное обеспечение ЭВМ.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: