Кручу-верчу, запутать хочу




В 2002 году в КоАП появилась ст.12.15 п.3, в которой вводилось очень жесткое наказание за выезд полосу встречного движения – лишение прав. Дело в том, что лобовые столкновения автомобилей на большой скорости приводят к самым тяжким последствиям. Именно в движении навстречу общему потоку заключалась объективная сторона правонарушения по ст.12.15 п.3 КоАП.

В ГАИ рассудили по-своему. Раз есть такое наказание, значит нужно подвести под нее и другие нарушения, ведь это отличный повод для взяток. Теорию состряпали быстро. Пункт 9.2 ПДД устанавливает общую норму: поворачивать налево, разворачиваться, обгонять с выездом на полосу встречного движения на такой дороге запрещено. Но, есть нормы специальные (исключения из общей) – знаки, разметка, разрешающие поворот-разворот; правила проезда перекрестков и т.д. Отсюда вывод: на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, поворачивать налево и разворачиваться можно только там, где это разрешено. И даже отсутствие разметки разрешением на разворот-поворот не является.

Проблема в том, что специальной нормы для поворота налево на перекрестке не существует. Можно, конечно, привести 13.1 ПДД (хотя статья совсем о другом), мол, там разрешены повороты на перекрестке. Но там нет упоминания 2-х полос, как в п.9.2 ПДД.

В действительности ПДД вообще и п.9.2 в частности расширительного толкования не предусматривают. А потому, в местах разрешенного разворота (например, на перекрестке) пункт 9.2 ПДД строго настрого запрещает выезд на встречное движение. Но машины в этом месте как-то все-таки поворачивают и разворачиваются. Таким образом, имеем в одном и том же месте, в одно и тоже время, для одной и той же машины:

1. Разворот и поворот налево разрешен.

2. Выезд на встречку запрещен.

После совмещения этих двух фактов необходимо признать, что согласно логике ПДД при развороте/повороте на перекрестке выезда на сторону встречного движения не происходит.

Верховный Суд принял точку зрения ГАИ, чуть-чуть подправив теорию: любой разворот или левый поворот на дороге с двухсторонним движением с четырьмя и более полосами – выезд на полосу встречного движения, но нарушением будет только выезд через разметку 1.3 (двойная разделительная). Поскольку на перекрестке ее нет, то поворачивать налево и разворачиваться на перекрестке можно.

В августе 2007 года появилась новая редакция ст.12.15 КоАП. Наказание за разворот и поворот через встречную полосу отделили от обгона. Теоретические изыскания ГАИ повернулись против них. Пункт а) приведенного Постановления ВС вскоре отменят. Но пока этого не произошло его выполнение обязательно для ГАИ, хотя робкие попытки наказать без учета разметки 1.3 уже появляются.

На сегодня водителям при обгоне и объезде препятствий можно посоветовать строго выполнять п.9.2 ПДД вне зависимости, есть разметка или нет.

Ограничение видимости

«11.5. Обгон запрещен: … в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.» Вот это «ограничение видимости» и сбивает с толку водителей. Работники ГАИ утверждают, что «ограничение видимости» - это «недостаточная видимость» из п.1.2 ПДД.

В различных документах речь идет о «минимальном расстоянии видимости», о «наименьшем расстоянии видимости» и т.д. Чтобы исключить двоякое толкование, пришлось искать точное определение «ограничения видимости». Оно есть только в «Правилах учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах РФ», которые согласованы с ГУ ГАИ МВД РФ. В них приведена таблица для ограничения видимости на поворотах, но она достаточно сложная для неспециалистов.

По ограничению видимости для спусков-подъемов эти Правила отсылают к таблице 10 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В этой таблице «ограничение видимости» заменено «наименьшим расстоянием видимости», и в ней же приведена видимость для поворотов, но более жесткая, чем в «Правилах учета и анализа ДТП». И именно эта таблица повторена в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», в которой «ограничение видимости» названо «минимальным расстоянием видимости». Привожу эту таблицу, особое внимание на примечания.

Таблица 3 – Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости

Скорость движения, км/ч                    
Минимальное расстояние видимости, м:                    
- встречного автомобиля;                    
- для остановки перед препятствием                    
Примечания 1 Для строящихся дорог принимают скорость, соответствующую 70% расчетной скорости, а для эксплуатируемых дорог – скорость, которую на данном участке не превышают 85% транспортных средств. 2 Расстоянием видимости встречного автомобиля следует считать расстояние, на котором с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) можно увидеть предмет, находящийся на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части. 3 Расстоянием видимости для остановки следует считать расстояние, которое с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) обеспечивает видимость любых предметов высотой не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения.

Согласно ГОСТ Р 52289-2004 в таких местах должны быть установлены знаки «Крутой спуск», «Крутой подъем», «Обгон запрещен», «Опасный поворот» и (или) нанесена сплошная разметка. Два опасных поворота подряд обозначаются знаком «Опасные повороты», три и более тем же знаком, но с табличкой «Зона действия знака». Если ничего этого нет, то подразделение ГАИ, отвечающее за безопасную эксплуатацию дорог, не считает, что на этом участке имеет место «ограничение видимости».

Следующий рисунок иллюстрирует зону действия предупреждающих знаков, что бы можно было сориентироваться, когда заканчивается «ограничение видимости».

Следует всегда помнить, что Правила – это выжимка из ГОСТов. Случаев противоречия ПДД и ГОСТ быть не должно, это закреплено в законе «О БДД» ст.22 п.1 и 4 (см. За обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен»), причем приоритет отдается ГОСТам. Поэтому термины, не расшифрованные в Правилах, следует искать в ГОСТах. Если же, не смотря на это, инспектор твердит, что есть ПДД, а другие Правила и ГОСТы его не волнуют, скажите, что п.6.1.4 «Наставления по работе ДПС» обязывает его все это знать.

Вы когда-нибудь задумывались, почему бутерброд всегда падает маслом вниз? Для того, чтобы бутерброд, падая со стола, мог сделать полный оборот вокруг своей оси, стол должен иметь высоту около трех метров. Рост человека, которому было бы удобно завтракать за таким столом, составил бы около 20 метров.

Т.е., если бы столы были выше, бутерброды падали бы более удачным для нас образом. Но почему столы имеют именно такую высоту? Потому, что она удобна для людей. А почему люди имеют именно такой рост, какой имеют? А это зависит от силы гравитации. Если бы люди были много выше, они, во-первых, гораздо менее устойчиво держались бы на двух ногах, во-вторых, для прочности кости скелета должны были бы быть такими толстыми и тяжелыми, что эти великаны с трудом могли бы двигаться.

Таким образом, закон падающего бутерброда в конце концов определяется свойствами нашей Вселенной – силой гравитации. Прочность костей зависит от силы химических связей, а эта сила, в свою очередь, зависит от величины заряда электрона.

Примерно такое же соотношение между ПДД (бутерброд) и ГОСТами (постоянная гравитации и заряд электрона). Вы обязаны знать ПДД, но ответы, почему Правила именно такие, следует искать в ГОСТах. По большому счету ГОСТы отталкивается от тех же самых законов физики, и обоснование положениям Правил можно сделать и без ГОСТ, но тогда это будет очень объемный труд. Обоснуйте ограничение видимости в 300 м на скорости 90 км/ч на уровне 1,2 м от поверхности дороги. Не проще ли сослаться на ГОСТ?

Что делать, если обгон был, и отвертеться не получается? См. Схема № 2 п.3

Измеряйте ширину дороги

Как уже говорилось, по мнению ГАИ отсутствие разметки не дает разрешения на обгон (разворот, поворот налево) по встречной полосе на дороге с двусторонним движением с 4-мя полосами и более. Допустим, мы согласились с ГАИ. Давайте считать. Согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» ширина полос определяется категорией дороги и может быть 3,75 м, 3,5 м, и 3 метра. В СНиП 2.07.01-89 «Застройка городов» допускается полоса 2,75 для проездов. Об этом же сказано в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», «ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения.» Итого, при ширине дороги менее 12 метров (4*3 м) говорить о наличии 4 полос бессмысленно.

Много это или мало? Ширина ВАЗ-2110 с зеркалами 1875 мм, т.е. 4 автомобиля займут 7,5 метров. Пускай между ними промежуток 0,5 метра. Итого, для разъезда «вплотную» нужно примерно 9 метров. Вот этим и пользуются нерадивые инспектора: четыре машины разъедутся? Разъедутся! Значит 4 полосы, значит ст.12.15 п.4 КоАП (ст.12.15 п.3). Не стесняйтесь, меряйте ширину дороги.

Измерять следует реальную ширину. Например, зимой дорога сужена из-за снежных отвалов. Измеряйте ширину от отвала до отвала, а не откапывайте бордюр под ними. Не следует принимать во внимание и местные уширения с вашей стороны дороги, т.к. на количество встречных полос эти уширения не влияют. Если есть разметка по краям проезжей части, то измеряйте от разметки до разметки.

Вдогонку, а вы сможете «на глаз» определить середину дороги шириной 12 метров без разметки? А вот инспектора ГАИ могут! Причем, стоя на обочине за десятки, а то и сотни метров от места действа.

Кроме этого, ст.9.1 ПДД вам предоставлено право самостоятельно определять количество полос. Даже, если дорога оказалась 12 метров и более, пишите, что вы определили ширину не более 10 метров, а потому пошли на обгон (разворот, поворот налево).

Следует ссылаться и на Пленум ВС от 24.10.06 г.: нет разметки – нет нарушения, а также на Решение ВС 89-Ад07-5 от 24.07.07 г.

Что такое «встречка»?

Не уверен – не поворачивай.

Пересечение двойной разделительной полосы инспекторами теперь однозначно трактуется как выезд на полосу встречного движения. Противостоять сложно. Попробуем разобраться.

Определение встречки приведено в п.9.1 ПДД «При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева …» Ни перекрестка, ни дороги и т.д., а именно проезжей части. Причем именно одной проезжей части, а не проезжих частей.

Рассмотрим разворот через двойную разделительную (рис.1). Сторона слева:

1. до разворота - встречная (180 град);

2. при пересечении двойной разделительной - пересекаемая (90 град);

3. после разворота - попутная (0 град).

Отсюда вывод: Встречной сторона должна может быть только до разворота, поворота, обгона. Еще раз для лучшего понимания:

Встречка – элемент проезжей части.

Встречка – элемент проезжей части слева

Встречка – элемент проезжей части слева до разворота, поворота, обгона.

За маневры на рис.1 последует абсолютно справедливое наказание по ст. 12.15.3 КоАП. За маневр на рисунке 2 вас попытаются «развести» на 12.15.4 КоАП, хотя здесь имеет место нарушение разметки – ст.12.16 КоАП. Как бороться? Присмотритесь к пунктирным линиям. По определению перекрестка эти потоки – пересекаемые, а не встречные, как вам попытаются доказать. В противном случае на перекрестке один попутный поток, 3 встречных и ни одного пересекаемого. Такое решение вынес Мос.гор.суд 27.01.04 г. № 4гадм/5-21, и оно не противоречит ни Постановлению Пленума ВС от 24.10.06 г., ни новой редакции КоАП.

 

рис.1 рис.2

 

  рис.3 рис.4

Маневр, показанный черной стрелкой на рисунке 3, также попадает под ст.12.16 КоАП – на встречку вы не выезжали. При маневре на перекрестке, показанном черной стрелкой на рисунке 4, выезда на встречку также не происходит, потому что поток за двойной разделительной поворачивает, а наказывается «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».

Что делать, если вам вменяют ст.12.15 п.3 КоАП как это приведено на рис.3 и 4? Следует попросить ИДПС составить схему правонарушения в 2-х экземплярах (один для себя) с указанием полосы встречного движения. Отказался – пишите в протокол.

Наверняка ИДПС обозначит встречной одну из полос, показанной пунктиром.Если встречной обозначена полоса, показанная синей пунктирной линией, то на схеме ваш поворот будет нарисован так, как будто вы двигались по ней за пределами перекрестка – синяя стрелка на рис.3, т.е. двигались навстречу потоку. Исправьте схему, укажите, что границ перекрестка вы не покинули, и уложились в п.8.6 ПДД.

Рис.5 Если встречной обозначена полоса, показанная красной пунктирной линией, то логика инспектора будет следующая: на перекрестке вы обязаны двигаться направо – красная стрелка на рис.4, после поворота эта полоса должна была стать для вас встречной, а потому ваш маневр – выезд на встречку. Но как мы уже выяснили, определять встречку следует до маневра. В противовес рисунку 4 и нарушению разметки и знака привожу аналогичный рисунок 5. На нем встречный поток не поворачивает, двойная разметка на перекрестке отсутствует. Классический пример нарушения по ст.12.15 п.3 КоАП. Тут же показан классический въезд на одностороннее движение – ст.12.15 п.4 КоАП.

Возникает вопрос, а что делать, если разметка стерта? ГОСТ Р 52289-2004: «4.4 На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки.» Какой знак соответствует двойной разделительной разметке 1.3? Оказывается, только один – 4.1.1 «Движение прямо» (п.5.5.3 ГОСТ).

Соответственно, если разметки нет или не видна, то в отсутствие знака «Движения прямо» наказать вас не смогут. Более того, инспектор обязан составить рапорт о том, что разметка не видна, или вызвать дорожную технику (см.За обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен»).

С учетом важности знака «Движение прямо» он должен дублироваться – п.5.5.4 ГОСТ: «На дорогах с двумя и более полосами для движения в данном направлении дублирующие знаки 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 устанавливают над левой полосой, на дорогах с разделительной полосой – на разделительной полосе, а на дорогах без разделительной полосы при числе полос для встречного движения не более двух допускается устанавливать дублирующий знак на левой стороне дороги.» Другими словами, если нет дублирующего знака, а вы обогнали по встречной полосе, то состава по ст.12.15 п.4 нет.

В свою очередь знак 4.1.1 не ставится вместе с «Направления движение по полосам», «Поворот налево запрещен». Поворот налево в нарушение этих знаков приравнивается к нарушению 4.1.1 и как следствие к выезду на полосу встречного движения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: