Английская буржуазная революция и творчество Джона Мильтона




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА»

Кафедра литературы

История зарубежной литературы

Реферат на тему: Английская буржуазная революция

и творчество Д. Мильтона

Выполнила студентка:

3 курса, гр. 2842, ОЗО

Соловьёва В.Н.

Проверила:

Кандидат филол. наук, доцент

Пахомова И.В.

 

 

Рязань 2021


Содержание

1. Введение ………………………………………………………… 3

2. Своеобразие лексики "сказа" в «Очарованном страннике»

Н.С. Лескова ………………………………………….……………. 4

3. Заключение ……………………………………………………... 10

4. Список используемой литературы ……………………………. 11


Введение

Первая буржуазная революция произошла в ХVI веке в Голландии, но общественное значение имела английская буржуазная революция ХVII в. Основной предпосылкой было бурное развитие капитализма в ХVI- ХVII вв. Этот процесс в Англии принял своеобразную форму огораживания. Движущей силой революции была не только буржуазия, но и джентри (новое дворянство). Другая особенность – политические требования облекались в религиозную форму. Это объяснялось тем, что реформация церкви в Англии была незавершенной. Сохранилась иерархическая структура церкви во главе с королем, сложились обряды и привилегии для священников. Поэтому в Англии возникло мощное движение за «очищение церкви от остатков капитализма». Учитывая, что главой английской церкви был король, движение пуритан было направлено и против него. Своего абсолютизма в Англии достиг в годы правления Елизаветы I. После ее смерти в 1603 г. на престол вступила новая династия Стюартов. Короли продолжали править как абсолютные монархи, что сдерживало развитие капитализма в Англии. Король самовольно установил налоги и раздавал своим приближенным монополии исключительные права торговать определенными товарами с той или иной страной, или колонией. Это нарушало коммерческие начала буржуазной экономики. Против недовольных король развернул жестокие репрессии. Активно действовали звездная палата и высокая комиссия. Своеобразие абсолютизма в Англии в том, что продолжался созываться сословный орган, поэтому революция началась с открытого конфликта короля и палаты общин. Первое столкновение в 1628 г., когда парламент предъявил королю Петицию о праве, в которой выдвигалось требование устранить злоупотребление королевской властью. В ответ на это Карл I распустил парламент и решил править единолично. В 1640 г. король начал неудачную войну с Шотландией и был вынужден созвать парламент, и пошел ему на уступки. Так началась английская буржуазная революция.


Английская буржуазная революция и творчество Джона Мильтона

Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура если не была отменена, то, во всяком случае, потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких – либо цензурных стеснений.

Однако 14 июня 1643 года парламентом был издан закон, согласно которому вновь устанавливалась строгая цензура: “… ни одна книга, памфлет или газета отныне не могут быть напечатаны иначе, как после предварительного просмотра и одобрения лиц или, по крайней мере, одного из лиц для того назначенных”.

Несмотря на появление этого закона, один из выдающихся английских поэтов и мыслителей Джон Мильтон выпустил свое сочинение “О разводе” без представления в цензуру и по жалобе компании книга продавцов Stationer’s Company, был привлечен к суду. Хотя суд и не имел неблагоприятных последствий для Мильтона, этот процесс послужил внешним толчком, побудившем написать его памфлет о свободе печати, обращенный к английскому парламенту – “Ареопагитику”.

Джон Мильтон родился в 1608 году в Лондоне, в семье нотариуса, близкого к пуританским кругам. Окончив Кембриджский университет, он выпустил несколько сборников стихов, которые по содержанию были близки к философским воззрениям Френсиса Бэкона. Возвратившись на родину после путешествия в Италию, Мильтон включается в борьбу против так называемой епископальной церкви, которая явилась прелюдией борьбы против монархии.

Самым известным публицистическим произведением Мильтона можно назвать “Ареопагитику” (“речь о свободе печати парламенту Англии”), которая была опубликована в конце ноября 1644 года. Обращенная к парламенту, она ставит своей задачей “… доказать, что цензурный порядок совершенно не ведет к той цели, ради которой он был установлен”.

Довод за доводом приводит Мильтон против врагов свободного слова.

“Люди по природе свободны. Свобода – это прирожденный нам дар Божий”, – говорит он. И нельзя ее чем-либо ограничивать. Если цензура и будет действовать против “соблазнительных революционных и клеветнических книг”, т. е. ставит своей целью улучшение нравов, “то должны поступать так же и со всеми увеселениями и забавами, со всем, что доставляет человеку наслаждение”.

Борьба при помощи цензуры со злом, которое может произойти от свободного обращения дурных книг, не принесет никакого результата.

Ведь добро и зло растут в этом мире вместе и почти неразлучны друг с другом, и из-за обманчивого сходства одно от другого отличить бывает иногда столь же трудно, как те смешанные семена, которые должна была разобрать по сортам Психея. Или же цензоры должны быть непогрешимы, – или цензура должна отказаться от выполнения своей задачи.

Принести пользу могут только “…непринудительные законы добродетельного воспитании, религиозной или гражданской культуры…“, – говорит Мильтон. Закон же о цензуре можно отнести к тем законам, которые “стремятся наложить ограничения на то, что, не поддаваясь точному учету, тем не менее, может способствовать как добру, так и злу”, поэтому было бы справедливее признать его дурным законом.

А кто же будет его исполнителями? Для Мильтона не ясно, как кто-нибудь из действительно образованных людей согласится тратить свое время на такое пустое и бесплодное занятие. Приходя к заключению, что исполнителем такого закона может быть только явный расточитель своего времени, Мильтон отмечает: места цензоров займут “люди невежественные, властные и нерадивые или явно корыстолюбивые”, которые будут “выедать” из книги все то, что не соответствует их невежественному пониманию. По мнению Мильтона, “невозможно найти цензоров, способно безошибочно определить жить или не жить книге”.

Значит, в их руках будет судьба книги. Тогда как “… хорошая книга – драгоценный жизненный сок творческого духа, небальзамированный и сохраненный как сокровище для грядущих поколений”. И “… убить хорошую книгу значит почти тоже самое, что убить человека… кто уничтожает хорошую книгу, убивает сам разум, убивает образ божий как бы в зародыше”.

Цензура бесполезна и вредна, она уничтожает человеческое достоинство, она воспитывает в душе творца раба, и ее “установление мы обязаны не какому-либо государству правительству или церкви, ни какому-либо закону, изданному некогда нашими предками, а самому антихристианскому из соборов и самому тираническому из судилищ – судилищу инквизиции “, – пишет Мильтон. Но не в Италии и не в Испании не сделались не намного” лучше, честнее, мудрее и целомудреннее с тех пор, как инквизиция стала немилосердна преследовать книги” – Этот пример, а также то, что ни один народ и государство, ” если они вообще ценили книги никогда не вступали на путь цензуры”, по мнению Мильтона должны заставить парламент Англии пересмотреть этот закон, ибо он посягает на свободу, знание, истину.

Лорды и Общины Англии! – обращается Мильтон к парламенту, – подумайте, к какой нации Вы принадлежите, и какой нацией Вы управляете: нацией не ленивой и тупой, а подвижной, даровитой и обладающей острым умом… Вы не можете сделать нас теперь менее свободными, если Вы сами не станете меньше любить и насаждать истинную свободу”.

В подтверждение своих слов Мильтон вспоминает виденное, ниспосланное от Бога Дионисию Александрийскому (около 240 г. н. э.), раздумывавшему, следует ли читать языческие книги: “Читай всякие книги, которые попадут в твои руки, ибо ты можешь сам все правильно обсудить и исследовать”, – таков завет Дионисия.

Для развращенного ума даже самые лучшие книги могут послужить поводом к основе, тогда как благоразумный читатель сможет взять для себя необходимое важное из развращенной книги. Мильтон признавал вредность плохих книг, но цензура, на его взгляд, еще вреднее, чем плохие книги. Так как, запрещая дурные книги, цензура вредит умному читателю, не принося никакой пользы глупцу.

Христос ссылался в свое оправдание, что, он не прятался, а проповедовал публично, “… но письменное слово еще более публично, чем проповедь, и опровергать его в случае нужды гораздо легче”. Мильтон почти уверен в том, что парламент не замедлит отменить закон, “который мы считали умершим вместе с прелатами и их братьями”.

“Я знаю”, – говорит он – “что, как и хорошие, так и дурные правители могут ошибаться, – ибо какая власть не может быть ложно осведомлена, – в особенности, если свобода печати представлена немногим? Но исправлять охотно и быстро и, находясь на вершине власти, чисто сердечные указания ценить дороже, чем иные ценят пышную невесту, это, высокочтимые лорды и общины, – добродетель, соответствующая высшим доблестным деяниям, доступным лишь для людей самых великих и мудрых”. Надо сказать, что Мильтон не жалеет похвал в адрес парламента.

Может, он искренне верил в его прогрессивность?

Однако эта уверенность оказалась напрасной, и закон о цензуре был отменен парламентом лишь 50 лет спустя, в 1689 году, в 9 пункте “Билля о правах”. Публикация материалов согласно этому пункту не может подать повода к преследованию или рассматриваться в каком-нибудь месте, кроме парламента. Уже 304 года в Англии не ограничивается свобода печати, но парламент все же может решить судьбу газет и журналов.

Мильтон оказал большое влияние на развитие журналистики как в Англии, так и в европейских странах.

Мильтон не оставил политической борьбы. В 1649 году была опубликована его книга “Иконоборец”, в которой он обосновывал осуждение и казнь короля Карла I как тирана, убийцы и откровенного врага английского государства.

В личности Мильтона слились воедино поэт, мыслитель и политический деятель. Его произведениям свойственны дух борьбы и протеста, политическая острота; поэт обращается к тираноборческим мотивам, создает образы мятежных и мужественных героев. По своим масштабам и многогранности личность Мильтона сродни его предшественникам - деятелям эпохи Возрождения. В XVII в. он выступил продолжателем гуманистических традиций культуры Ренессанса и писателем, близким к просветительским идеям. Человек фундаментальной образованности, он впитал достижения философской и научной мысли своего времени и прославился среди современников как один из крупнейших поэтов и ученых. Ему принадлежат произведения различных жанров, написанные на нескольких языках. Мильтон является автором философских, исторических и политических трактатов, лирических стихотворений, сонетов, поэм и драматических произведений. Связанный с пуританскими кругами, Мильтон, как и другие деятели английской буржуазной революции, воспользовался в своем творчестве библейскими мотивами и образами, придав им глубоко современное и политически острое звучание.

Периодизация творчества Мильтона связана с важнейшими этапами в истории Англии его времени. Первый, ранний, период творчества Мильтона начинается в конце 20-х годов и завершается в 1640 г., когда, вернувшись из Италии, Мильтон включается в политическую борьбу.

 

Второй период относится к 40-60-м годам. Это годы непосредственной подготовки и проведения буржуазной революции и установления республики. Третий период - 60-е-начало 70-х годов - совпадает с эпохой реставрации, монархии.

 

Ранний период творчества Мильтона относится к годам его учения в Кембридже и жизни в Хортоне. Особенность творчества молодого Мильтона составляет сочетание ренессансных мотивов с пуританской дидактикой. В 1630 г. написано стихотворение «Шекспиру» (On Shakespeare), раскрывающее отношение Мильтона к его великому предшественнику. Он славит Шекспира и его творчество; отмечает связь, существующую между поэтами Возрождения и писателями XVII в.:

... Из драгоценных книг

Твой дух глубоко в сердце к нам проник.

(Пер. С. Н. Протасъева)

Стихотворение «Шекспиру» - одно из свидетельств близости Мильтона ренессансному гуманизму; в нем звучит мысль о том, что для поэтов последующих поколений творчество Шекспира остается недосягаемым образцом. В 1632-1634 гг. написаны стихотворения «L'Allegro» («Жизнерадостный») и «II Penseroso» («Задумчивый»), органически связанные друг с другом и составляющие лирический диптих. Они объединены образом героя-юноши, наделенного некоторыми чертами, присущими самому автору. В противоположность поэтам-«метафизикам» Мильтон стремится к утверждению идеала цельной и гармоничной личности, сочетающей силу разума с глубиной чувств. Не случайно в «L'Allegro» вновь звучат слова, обращенные к Шекспиру. Каждая из частей диптиха представляет собой поэтическую картину одного дня из жизни героя. Жизнерадостному юноше из стихотворения «L'Allegro» присуще светлое мировосприятие. Его чарует красота природы, восхищает прелесть лугов и лесов, он радуется пению птиц и с удовольствием наблюдает за полевыми работами. Но и жизнь в городе ему столь же приятна, и с не меньшей радостью он погружается в чтение Шекспира. В «II Penseroso» этот же юноша показан в состоянии глубокой меланхолии. Вполне соответствует его настроениям пейзаж: вечерние сумерки, сменяющиеся мраком ночи, и хмурое дождливое утро.

Новый период в жизни и творчестве Мильтона начинается в 40-е годы, когда он включается в борьбу за республику. Лирические жанры пасторально-элегической поэзии сменяются боевой публицистикой. Основные жанры 40-50-х годов - памфлет и трактат. В них складывается отточенный афористический стиль Мильтона - крупнейшего публициста революционного пуританства.

Один за другим появляются памфлеты Мильтона «Ареопагитика» (Areopagitica, 1644), «О воспитании» (On Education, 1644), «Иконоборец» (Eikonoklastes, 1649), «Защита английского народа» (Pro Populo Anglicano Defensio, 1650), «Вторая защита» (Defensio Secunda, 1654). Мильтон выступает убежденным противником монархизма и сторонником буржуазной республики. В «Ареопагитике» вырисовывается образ гражданина республики, каким представляет его себе Мильтон. Это прежде всего человек-борец, смело отстаивающий свои убеждения.

В своей политической деятельности Мильтон исходил из твердого убеждения в том, что источником власти является народ, который имеет полное право устанавливать необходимую с его точки зрения форму правления. В трактате «Иконоборец» Мильтон обосновывает казнь короля как акт вполне справедливый. Он доказывает, что Карл I предавал интересы Англии и ее народа, а потому народ имел полное право подвергнуть его самому суровому наказанию. Гражданские идеалы Мильтона определяли и его отношение к Кромвелю. Поддерживая его как борца за республику и главу республиканского правительства, Мильтон призывал Кромвеля не злоупотреблять личной властью. В «Защите английского народа» и в сонете «Лорду-генералу Кромвелю» (То the Lord General Cromwell, 1652) Мильтон прославлял его как противника монархизма и поборника свободы. Но уже тогда Мильтон предупреждал, сколь тяжелыми последствиями для республики может обернуться стремление к личной диктатуре. После провозглашения Кромвеля лордом-протектором Мильтон больше не писал о нем, понимая, что диктатура Кромвеля нарушала республиканские принципы правления и содействовала крушению республики.

Взгляды Мильтона не были лишены серьезных противоречий и ограниченности. Это проявилось в свойственном ему преувеличении роли английской нации среди других европейских наций, в непонимании реакционного характера проводимой Кромвелем захватнической политики в Ирландии, в попытках примирить науку и религию. Однако и заблуждаясь, Мильтон оставался неизменно честным и глубоко преданным делу республики поэтом и публицистом.

Крушение республики и реставрацию королевской власти Мильтон пережил тяжело. По указу короля были преданы сожжению его памфлеты «Иконоборец» и «Защита английского народа». Жестоким гонениям подвергся и он сам. И все же Мильтон продолжал свою литературную деятельность, и тема революции, тема борьбы с монархической властью оставалась ведущей в его произведениях. В последний период, совпавший с Реставрацией, были созданы крупнейшие произведения: поэмы «Потерянный рай» (Paradise Lost, 1667) и «Возвращенный рай» (Paradise Regained, 1671), драматическая поэма «Самсон-борец» (Samson Agonistes, 1671). Эти поэмы воскрешают мятежный дух революционного крыла английского пуританства. Обращаясь к библейским сюжетам и образам, Мильтон придает им острополитическое, современное звучание.

Поэма «Потерянный рай» - это эпос пуританской революции, прозвучавший смелым вызовом реакции: в восстании мятежного Сатаны против могущества Бога отражен острый конфликт современной поэту эпохи. Это обстоятельство дало основание Белинскому назвать поэму Мильтона «апофеозой восстания против авторитета». Белинский вполне справедливо отметил и присущие поэме противоречия. Пуританские взгляды Мильтона вступают в противоречие с его убеждениями революционера. Религиозные взгляды требовали подчинения «божественной воле», убеждения революционера звали на борьбу с деспотизмом.

Весьма характерно, что основным героем поэмы становится не Бог, который «один царит, как деспот, в небесах», а восстающий против него Сатана, предпочитающий оказаться в аду, «чем быть слугою в небе». Свободолюбие Сатаны противопоставлено деспотизму небесного владыки. Лишаясь блаженства небесной жизни, Сатана обретает свободу, и это для него дороже всего. В изображении Бога и Сатаны Мильтон расставил все акценты таким образом, что, как заметил Шелли, «не дал своему богу никакого нравственного превосходства над своим дьяволом».

Поэма «Потерянный рай» написана белым стихом и состоит из двенадцати книг (частей). В ней рассказывается о поражении мятежных ангелов, поднявшихся под предводительством Сатаны против Бога, об их изгнании с небес в преисподнюю. Здесь, на берегу горящего пламенем озера, Сатана собирает свои неисчислимые полчища. В его дворце - Пандемониуме - происходит совет военачальников. Сатана призывает своих соратников двинуться на завоевание неба.

Сатана проникает в рай и решает погубить сотворенных Богом Адама и Еву. Обернувшись птицей, сидящей на ветвях «древа жизни», он узнает о том, что под угрозой смерти людям запрещено вкушать плоды от «древа познания добра и зла». Сатана искушает Еву. И хотя архангел Рафаил рассказывает Адаму и Еве о коварстве Сатаны, она преступает запрет. Вслед за ней плод с «древа познания» вкушает и Адам. Теперь они вместе должны понести всю тяжесть наказания: их ждет изгнание из рая. Как и все смертные, они должны познать жизнь, состоящую из повседневного труда, кровопролитных войн, многих бедствий и радостей. Навстречу этой жизни, утратив райское блаженство, идут Адам и Ева.

В образах Адама и Евы воплощены представления Мильтона об идеальных мужчине и женщине. В их изображении Мильтон выходит за пределы пуританских представлений о добродетели. Его Адам и Ева напоминают образы, созданные гуманистами Возрождения. Адам - воплощение силы, мужества и красоты, Ева - женского совершенства и обаяния. Им свойственно стремление к знанию, к жизни, исполненной любви и деятельности.

Исследователи справедливо отмечают свойственное автору «Потерянного рая» стремление к синтезу эпоса, драмы и лирики [4]. Эпические картины истории, драматическое изображение судьбы Адама и Евы, страстные лирические монологи, сливаясь в едином русле, составляют специфику поэтического стиля «Потерянного рая».

Поэма «Возвращенный рай» написана уже в иной тональности и отражает переживаемые поэтом в конце 60-х годов настроения разочарования, вызванные примирением народа с реставрацией монархии. Утратив веру в свободолюбие народа, писатель возлагает надежды на самоотверженность стойкой одинокой личности, способной противостоять силам зла и несправедливости и своим примером побудить народ к действию.

В «Возвращенном рае» идеалом стойкости представлен Христос, отдающий себя служению народу. Основная тема поэмы -искупление «греха», которое может быть достигнуто борьбой с искушениями. Сатана оказывается посрамленным стойкостью Христа. Этой поэме не свойствен дух активного протеста и действенной борьбы, пронизывающий «Потерянный рай».

Творческий путь Мильтона завершается драматической поэмой «Самсон-борец», в которой вновь прозвучал призыв к действию и мести. Герой поэмы - библейский герой Самсон, преданный своей женой Далилой и оказавшийся в плену у филистимлян. Ослепленный врагами, одинокий, в стане недругов, безоружный, Самсон оказывается несломленным и вступает в смертельную схватку с противником. Ценою своей жизни он готов приблизить победу народа над притеснителями. В образе Самсона, поднимающегося, «чтоб укротить властителей земли и свергнуть иго произвола», воплотились неукротимый дух и энергия Мильтона-борца, его ненависть к режиму Реставрации.

«Самсон-борец» имеет подзаголовок «драматическая поэма» (A Dramatic Poem). Мильтон предпослал этому произведению предисловие, озаглавленное: «О том роде драматических поэм, которые зовутся трагедиями» (Of That Sort of Dramatic Poem Called Tragedy), тем самым определяя жанр «Самсона-борца» как трагедию. Для этого имеются основания. Интерес к театру и драме у Мильтона был всегда. Мильтон не разделял отрицательного отношения пуритан к театральным представлениям. Но состояние современной ему английской драмы его не удовлетворяло. Особенно решительно выступал Мильтон против драматургии и театра эпохи Реставрации, имевших подчеркнуто развлекательный характер. Сам Мильтон представлял себе задачи драматического искусства иначе.


Заключение

В своем понимании трагедии Мильтон опирается на Аристотеля. Подлинной трагедией он считает произведение «серьезное, нравственное и полезное», вызывающее сострадание и страх. Своими учителями он называл Эсхила, Софокла и Еврипида и, создавая свою трагедию, ориентировался на классические образцы древнегреческого искусства. Он ввел хор, комментирующий происходящее, и установил единство времени: длительность событий не превышает двадцати четырех часов. Строго выдержаны единства места и действия. Обращение к античности, ориентация на поэтику Аристотеля, установление определенной нормативности, классическая стройность стиля свидетельствовали о сближении творчества Мильтона с искусством классицизма, который возникает в Англии в 70-80-е годы XVII в.

Творчество Мильтона явилось выражением прогрессивных идеалов своего времени. В истории английской литературы образ мильтоновского Сатаны предваряет появление образов мятежных борцов, созданных романтиками Байроном и Шелли.

Жизнь Мильтона резко изменилась после реставрации монархии в Англии в 1660 году. Сочинение Мильтона “Иконоборец” и “Защита английского народа” были публично сожжены. Последние годы жизни поэта были тяжелыми, но надвигавшаяся слепота не помешала ему написать в 1667 году поэму “Потерянный рай”, в 1671 – “Возвращенный рай”, а в 1670 “Историю Британии”. Последним произведением Мильтона стала трагедия “Самион борец” (1671), и через три года Джон Мильтон умер в Лондоне.

И в наше время произведения Мильтона не утратили свою актуальность.


Список литературы

Элиот Т.С. Мильтон; Мильтон-2. В кн.: Элиот Т.С.Избранное. Т. 1—2. Религия, культура, литература. — М., 2004.

Аникст А.А. Джон Мильтон. В кн.: Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. — М., 1976.

Чамеев А.А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай». — Л., 1986.

Пушкин-критик. - С. 523.

Белинский В. Г. Поли. собр. соч.: В 13 т. - М, 1956. - Т. 10. - С. 305.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: