Судьба Дадона - концепция судьбы человека




Судьба Дадона - это своего рода модель человеческой судьбы — такой судьбы, которая складывается в результате необыкновенно распространенного типа поведения. Все, что делает Дадон, диктуется исключительно его желаниями, хотениями (в широком смысле слова) — желаниями властолюбия, сластолюбия, гордыни, — и больше ничем. Хотел соседям «наносить обиды смело» — наносил; после этого захотелось как ни в чем не бывало «отдохнуть от ратных дел», не неся ответственности за свои бесчинства, — потребовал отдыха, «покоя»; захотелось насладиться обществом «девицы» — наслаждается прямо в виду мертвых, друг друга убивших собственных сыновей; когда хочется — дает любые обещания, когда неохота их выполнять — отрекается; и «смолоду», и «под старость» ведет себя так, словно все на свете создано и существует в расчете только на него. Это судьба человека, который, существуя в не им созданном мире, тем не менее считает себя полным в этом мире хозяином и распорядителем, могущим беспрестанно от него брать, ничего не отдавая, ничего не платя, — и в конце концов полной мерой расплачивается за это злостное заблуждение.«Модель» эта, в сущности, универсальна: все мы — в своем роде Дадоны, почти для всех нас наши интересы и «хотения» — на первом месте, остальное, как правило, менее важно, а если жизнь встает поперек наших «хотений», мы обижаемся на невезение, а то и гневаемся на «коварство» судьбы, как разгневался Дадон на преградившего ему путь Звездочета…

 

Загадка финала с точки зрения категории времени

Но финал встает новой загадкой. Следует головокружительный звенящий полет сорвавшегося со своего места Петушка, мгновенная и устрашающе натуральная смерть Дадона: «Охнул раз, – и умер он»; и после этой безжалостной – и неожиданной, как гром среди ясного неба, – казни поток событий обрубается чуть ли не на полуслове. Все проваливается в пустоту – «Будто вовсе не бывало». Вся сказка в целом, а не только ее финал, – это издевка, суд и расправа.Возможно, основное содержание сказки -это не только клятвопреступление, нарушения «царского слова». Страшная беда – смерть обоих сыновей, их взаимное братоубийство – постигает Дадона гораздо раньше, чем он успел хоть в чем-нибудь провиниться перед владельцем Золотого петушка. У Пушкина мотив братоубийства становится одним из главных звеньев цепи событий, приведших Дадона к казни. Издевка и суд – в грозной иронии, с какою обращается внимание на загадочность всего происходящего со злополучным царем.

В «Золотом петушке» душа героя пуста, ее нет. Оттого и «чудеса» – против него; оттого он пассивная марионетка «судьбы», которая кажется такой загадочной, а на самом деле ясна как день.

Одной из центральных проблем сказки – сторон жизни, наиболее значимых для автора, - является проблема ответственности человека за судьбу окружающего мира."Сказка о золотом петушке" - это попытка глубочайшего авторского самоанализа, давшая, благодаря гениальности аналитика, точный прогностический результат.

Заключение

 

В период становления почти все авторские сказки испытали на себе чужое влияние. И здесь открывается большое поле для исследования.

Я провел исследовательскую работу, сравнив два произведения:"Легенду об арабском звездочете" В. Ирвинга и "Сказку о золотом петушке" А.С. Пушкина. Сопоставителный анализ показал, что в «Сказке о золотом петушке» наиболее чётко воплотились поиски Пушкина в области сказочного жанра. Можно сказать, что она наиболее моралистична, более «литературна» и наиболее отчётливо связывает сказки с другими произведениями Пушкина 1830-х годов. Пушкин с удивительным мастерством заменил сложный, запутанный, обремененныйпосторонними деталями ход повествования Ирвинга простой, четкой, художественно выразительной композицией, а условно литературные фантастические образы — образами русской народной поэзии. Но Пушкин, интерпретируя легенду, создает свою, неповторимую литературную сказку.

 

 

Список использованной литературы

1. Литература. 7 класс: Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. / Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н. А. Нефедова, Т. Г. Тренина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 480 с.

2. Бонди, С. Комментарий к «Сказке о золотом петушке». М., Издателство МГУ, 1975.

3. Русская литература XVIII – XIX веков: Справочные материалы. Книга для учащихся старших классов. /Сост. Л. А. Смирнова. – М.: Просвещение: АО “Учебная литература”, 1995. – 463 с.

4. Словарь русской литературы./Уртминцева М. Г. Нижний Новгород: “Три богатыря” и “Братья славяне”, 1997. – 560 с.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57000 слов. – Екатеринбург: “Урал-Советы”, 1994. – 800 с.

6. Ахматова, А.А. Сочинения в 2-х т. Т. 2. Проза. Переводы. – М.: Худож. лит., 1987, стр. 34 – 42.

7. Ахматова, А.А. «Сказкао золотом петушке" и "Царь увидел пред собой..." Коментарий. URL: https://hallenna.narod.ru/ahmatova_pushkin_sol_p.html.

8. Гущин, А. Из Статьи В.С.Непомнящего - "Сказка о золотом петушке" Пушкина. URL: https://andymeatch.livejournal.com/9619.html.

9. Тен, В. Последняя сказка Пушкина. URL:

https://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/06/01/poslednyaya_skazka_pushkina

10. Денисов, А.П. Попытка прочтения «Сказкао золотом петушке" А.С. Пушкина с точки зрения категории времени. URL: https://school-science.ru/4/10/389

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: