Полезные советы молодому педагогу




«Здравствуйте, дорогие коллеги!

Мы делаем еще только первые шаги в своем профессиональном становлении. Не всё, возможно, получается сразу. Но самое главное, что у нас есть – это горящие глаза, горячие сердца и непреодолимая тяга к творчеству и саморазвитию. А это, поверьте, очень много! Пожалуйста, храните в себе этот энтузиазм, пусть он дает вам сил и энергии и никогда не позволяет унывать. Педагог должен быть оптимистом. Экспериментируйте, пробуйте, анализируйте, переделывайте и пробуйте снова и снова. Только так можно накопить настоящий опыт. Ну а чтобы помочь вам на этом непростом пути, здесь были собраны советы на все случаи учительской жизни. Активно используйте то, что придется вам по душе, отбирайте то, что будет «работать» у вас на уроках, дополняйте эти списки своими находками. Пусть собранные здесь советы станут для вас настоящими точками опоры, «палочками-выручалочками» на каждый день».

Наговицына М.Е.

ТОЧКА ОПОРЫ№1: ПОДГОТОВКА

· Все начинается с цели. Бесцельно проведенный урок - как бесцельно прожитая жизнь. Да, возможно, звучит пафосно, но цель определяет все: мотивацию (для себя и ученика), содержание, методы, средства. Цель – это образ желаемого результата. И без задания нужного ориентира наша работа превращается в сказку… в смысле «иди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что».

Если говорить о цели в целом, то даже свою профессиональную деятельность надо начинать именно с такого вопроса: «Зачем я хочу стать учителем?». И честно ответить себе на этот вопрос. Существует одна важная закономерность: есть цель – есть энергия для ее достижения, нет цели – нет энтузиазма, нет энергии.

Известный российский специалист по ораторскому искусству Радислав Гандапас говорит о цели так: «Цель любой деятельности лежит за пределами этой деятельности. Какова ваша истинная цель? Для того, чтобы было понятно, задам главный вопрос: «Что должны СДЕЛАТЬ слушатели после вашего выступления?». В нашем случае можно переформулировать так: «Что должны сделать наши ученики после урока?». К каким действиям мы хотим их побудить? В прошлом Радислав Гандапас был учителем русского языка и литературы, и он определил для себя смысл и цель его учительской деятельности. Она заключалась в том, чтобы после его уроков ученики хотели читать.

Как вы уже поняли, простого перечня того, чему вы хотите научить детей на конкретном уроке (перечня знаний и умений из стандарта), не достаточно. Нужно нечто большее. Было бы замечательно ставить цели перед самим собой, как учителем. Чего на этом уроке хотите достичь лично вы. Самоанализ и рефлексия затем будут более продуктивными. А также пробуйте ставить цели в направлении конкретных учеников или групп учеников (одаренные дети, отстающие дети, «поведенческие» дети). Тут вам и индивидуальный подход, и дальнейшее детальное продумывание урока, которое повышает его эффективность и чаще всего снимает вопросы дисциплины.

Соглашусь с тем, что к каждому уроку и при большой нагрузке так готовиться и продумывать цели сложно, а точнее просто некогда. Но стоит понимать, что такой подход к делу существенно влияет на качество работы и на первых порах поможет в планировании уроков, приучит всё и всех держать во внимании, проще будет контролировать детей и корректировать их действия, ведь вы точно определили – чего от них хотите. Все это опять же положительно влияет и на установление дисциплины.

· Ваши требования

Часто, когда учитель берет новый класс, его приглашают на родительское собрание. Это делается не только для того, чтобы родители познакомились с учителем, но, в первую очередь, чтобы учитель познакомил родителей со своими требованиями к ученикам при изучении его предмета. А для этого свою систему требований нужно выработать. Учитель быстро теряет авторитет у учеников, если он сам не знает чего от них хочет.

Требования должны быть разумны, их не должно быть много, ведь так вам самим легче будет отслеживать их выполнение. Учитель сказал – учитель сделал. Этому правилу придется соответствовать.

Классы бывают разные. Такие, где для установления дисциплины совершенно не надо «напрягаться» (чаще уже в среднем и старшем звене), она уже сформирована, например, учителями начальных классов. Вам остается лишь поддерживать ее и наслаждаться процессом. Обычно в таких классах приятно работать, ведь там хорошо сформирована осознанная дисциплина и учебная мотивация. С ними иногда можно отойти ненадолго от темы, пошутить, посмеяться, потому что как только вы подадите детям знак «работаем дальше» - они снова включатся в учебный процесс. Но бывает и совершенно обратная картина. Классы, где мы не можем позволить себе расслабиться ни на секунду, потому что всех постоянно надо держать во внимании. Такие классы требуют от нас колоссальных энергетических затрат. Если ты отвлекся от темы или пошутил, то обратно «загнать» их в рабочий процесс бывает крайне сложно.

В двух этих случаях добиваться дисциплины в классе приходится совершенно по-разному. И к таким классам могут предъявляться разные требования. Но на что стоит обращать внимание в любом случае?

1) Установить для себя допустимый уровень шума.

Мой завуч все время говорит мне: «У вас должна быть такая тишина в классе, что муха пролетит – должно быть слышно». У всех свой стиль ведения урока, у всех свои предпочтения, кому-то может и правда комфортно работать, когда в классе полная тишина. Я же из своего опыта поняла для себя, что это нормально, когда идет самостоятельная или контрольная работа. Если же идет обычный рабочий урок, то такая мертвая тишина меня напрягает. Мы же все-таки с живыми людьми общаемся! Определенный уровень «шума» может и должен быть! Это говорит о том, что идет процесс, что дети включены в работу, что они думают, рассуждают, что-то делают. Главное понимать и отслеживать – то ли они делают и какой характер несет этот шум. Бывают случаи, когда параллельно с учителем два ученика что-то бурно обсуждают. Первая реакция учителя – сделать детям замечание. Но стоит прислушаться к их беседе, то сразу становится понятно, что один ученик другому пытается еще раз растолковать то, что вы только что объясняли. Они в процессе! Разве можно за это ругать? Да, можно попросить говорить потише или наоборот дать возможность тому, кто понял материал повторить его вслух (для лучшего закрепления). Т.е. «шум» в классе – это такая живая субстанция, за которой надо следить. И стоит заранее понять для себя – что вы считаете допустимым, а что нет. Если дети шумят не по делу, то это, разумеется, нужно пресекать.

2) Форма взаимодействия учитель-ученик.

Урок – это живое общение, но ограниченное определенными рамками. Во-первых, это субординация. Во-вторых, нормы морали. Все это нужно не только требовать от учеников, но и следить за собой. Далее, следить за выполнением элементарного правила «Отвечать по поднятой руке». Его выполняют в том случае, если учитель на это обращает внимание. По ходу урока в зависимости от того, чего вы хотите добиться, стоит пояснять ученикам как действовать в данный момент: «кто готов – поднимает руку», «кому нужна помощь – поднимает руку», «отвечаем по поднятой руке», «отвечаем хором», «молча следим за моими рассуждениями и по ходу думаем над вопросом…» и т.д. Таким образом задается правило – как действовать ученику. И чтобы дети привыкли выполнять задания именно так, как вы говорите, нужно за этим следить.

3) Выставление оценок. Исправление оценок.

Тут стоит для себя определить и пояснить учащимся с самого начала – за что вы ставите «5», за что «4», за что «3». Бывает так, что учителя завышают значение «5», говоря коронную фразу: «На «5» знает Бог, на «4» - я, а вы на «3». В этом случае ученик заведомо обречен на провал: «Что бы я ни делал, какие бы усилия ни прилагал, все равно это не будет оценено». Мотивация снижается, интерес к учителю и предмету тоже. Конечно, оценка «5» может быть нелегко доступной, но все-таки реальной. А если еще сопровождается искренней похвалой со стороны учителя, то тогда получить ее хочется сильней. Вообще, даже если ученик не получает 5-ок по вашему предмету, не стоит пренебрегать похвалой, отслеживанием успехов лично каждого, даже если они малы. Стоит говорить вслух о возлагаемых надеждах на определенных учеников. Только не надо потом, если они не справились, прилюдно их в этом обвинять. Лучше предложить подумать – как это можно исправить в следующий раз.

Дальше, в целях бережного отношения к своему времени и силам, а также предотвращения манипулирования со стороны детей, стоит сразу выработать для себя правила – когда можно исправлять оценки, а когда нет; как исправлять оценки и т.д. Некоторые дети, еще не приступив к проверочной работе, иногда заявляют «А можно будет исправить?». Если о проверочной работе было известно заранее и ученик пришел на урок неподготовленным без уважительных на то причин, то стоит сразу дать понять, что исправление невозможно, либо требования для пересдачи ужесточаются.

4) Правила выполнения работ.

Это, разумеется, относится к каждому предмету по-своему. Например, я, как учитель математики, считаю невыполненным задание, если выписаны только ответы без решения. Также я требую, чтобы в случае возникновения сложных примеров с вычислениями (то, что трудно посчитать устно) ученики прописывали вычисления рядом или на полях. Это позволяет мне видеть, что ученик считал сам, а не с помощью калькулятора. Т.о. у каждого учителя свои требования к оформлению и выполнению работ, и на это тоже стоит акцентировать внимание учеников.

· Планирование урока.

Как я уже говорила, урок – это живое общение с живыми людьми. И к подготовке урока нельзя подходить чисто технически. Также уже было сказано, что классы бывают разные. И мы заведомо знаем, что уроки в этих классах по одной и той же теме пройдут по-разному. Поэтому при подготовке к уроку, все это стоит учитывать.

Для этого хорошо подходит такая схема: Существительное-Главгол-Прилагательное.

На какие вопросы отвечают эти части речи?

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – Кто? Что?

ГЛАГОЛ – Что делать? Что сделать?

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – Какой? Какая? Какие?

Одна моя знакомая художница, прежде чем рисовать портрет человека, просит побольше рассказать о нем: чем он занимается, какой у него характер и т.д. Т.е. предварительно пытается как можно больше узнать о человеке, понять его и только после этого приступает к творению. Также и с уроком, прежде чем приступать к созданию урока, стоит ответить себе на ряд вопросов.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Прежде всего нам необходимо ответить на вопрос КТО? Кто будет в классе, что это за люди? Сколько им лет? Чем они занимаются кроме учебы? Каков их уровень воспитанности, развития, образованности? ЧТО? Чего они ждут от урока? Что им может понравится на уроке? Что их пугает (очень важно!!!)? Каковы их опасения? Что их радует? К чему они стремятся? Что они уже думают о вас и предмете?

ГЛАГОЛ. Самое главное, как вы понимаете, ЧТО ОНИ СДЕЛАЮТ? Что сделают эти люди после вашего урока? Или, точнее, что они должны сделать? А еще точнее, что бы вы хотели, чтобы они сделали? Здесь как раз и место недавно сформулированной вами цели предстоящего занятия.

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Следующий вопрос, разумеется, КАКИЕ? Какие аргументы могут их убедить? Какие методы и средства нужны именно для этого урока, именно для этого класса? Какие приемы и ловкие ходы допустимы, а каких стоит избегать? Какие слова и выражения не стоит использовать, а какие пригодятся?

Легко заметить, что ответ на каждую последующую группу вопросов будет возможен, только если вы ответите на предыдущую. Стоит сказать, что тут сформулированы лишь примерные вопросы. Главное - понять модель, и вы сами сможете сформулировать бесчисленное количество вопросов к самому себе, руководствуясь конкретной ситуацией. Главное, чтобы первая группа вопросов была об учениках, вторая – о цели урока, а третья – о том, какие инструменты для ее достижения использовать.

Чтобы было легче ответить себе на все эти вопросы и учесть интересы практически каждого ученика, я для себя эту информацию визуализирую. У классного руководителя каждого класса я всегда прошу план посадки. Дальше раскрашиваю весь класс разными цветами. Например:

- поведенческих учеников выделяю красным цветом,

- тех, что «слаб» по моему предмету – голубым,

- те, кто могут заниматься хорошо, но имеют проблемы с вниманием – зеленым,

- те, на кого я могу положиться – желтым.

Во-первых, после такой раскраски уже четко зрительно представляешь различные зоны в классе. И, планируя урок, делаешь себе пометки относительно каждой группы детей - на каком этапе и что делать. Например, в тот момент, когда один ученик что-то отвечает у доски и всем остальным его надо внимательно слушать, я нахожусь около тех, кто выделен зеленым и красным; когда дано задание для самостоятельной работы и все погружаются в свои тетради, я имею возможность подойти к детям, которые выделены голубым, помочь и вовремя дать индивидуальную консультацию.

Лично мне эта визуализация удобна. Но, если это необходимо, каждый учитель может выработать свою систему знаков.

Кому-то это может показаться лишним – тоже соглашусь, что можно обойтись без этих выдумок. Но опытные учителя и завучи отмечают, что первое время молодым педагогам трудно держать во внимании всех и каждого в классе, что по ходу урока молодые учителя иногда работают только с сильными учениками, как будто забыв про всех остальных, и где-то на задних партах незаинтересованные ученики уже начинают заниматься своими делами. Поэтому визуализация класса, разбиение на группы и планирование своих действий относительно каждой группы дает возможность никого не оставить без внимания и осуществить индивидуальный подход.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: