Практическая работа
Тема. Определение размера торговых надбавок и розничных цен на товары.
Наименование работы: определение размера торговых надбавок и розничных цен на товары.
Учебное время: 2 часа.
Цели и задачи: закрепить методику анализа товарооборота по общему объему, ритмичности и равномерности реализации товаров, научиться рассчитывать влияние факторов на товарооборот предприятий торговли и общественного питания.
Приобретаемые умения и навыки:
- уметь рассчитывать показатели анализа товарооборота по общему объему;
- уметь анализировать ритмичность и равномерность реализации товаров;
- уметь определять влияние факторов на изменение товарооборота;
- уметь оценивать результаты анализа товарооборота.
Оснащение рабочего места: задания для практических занятий, наглядное пособие, микрокалькуляторы
Литература:
1. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2015. (с.505-540).
2. Фридман, А. М. Экономика предприятия общественного питания [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – М.: Дашков и К, 2014. (с.378-384).
Краткие теоретические сведения
Ценообразование – процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемые, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. При затратном ценообразовании в основу формирования цены закладываются издержки производства и обращения.
Основными принято считать следующие задачи ценообразования:
1. Покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя (посредника).
2. Учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены.
3. Решение социальных вопросов.
4. Реализация экологической политики.
С задачами ценообразования тесно связаны функции цен: учетная, перераспределительная, стимулирующая, функция балансирования спроса и предложения.
По сфере обслуживания национальной экономики дифференциация цен строится на основе учета особенностей различных сфер экономики.
Цены данной группы классифицируются следующим образом:
Закупочные цены - цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству и предприятиям.
Оптовые цены – цены, по которым промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию в больших объемах (оптом), не прибегая к услугам торговых розничных организаций.
Отпускные цены – цены, по которым реализуются товары народного потребления.
Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятиями-изготовителями этой продукции.
Цена розничная – цена товара, продаваемого в личное потребление в малых, единичных количествах.
Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяют на транспортные, бытовые и коммунальные.
В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и свободные.
Свободные цены (рыночные) – цены, свободные от прямого ценового вмешательства государства, устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения.
Цены регулируемые – цены, изменение которых допускается в определенных пределах и по определенной методике, устанавливаемой государством.
Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися в процессе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии.
Формирование цен в процессе движения товаров
Элементы цены | ||||||||
Себестоимость производства и реализации товаров | Прибыль изготовителя | Косвенные налоги | Посредническая надбавка | Торговая надбавка | ||||
Издержки посредника | Прибыль посредника | Косвенные налоги | Издержки посредника | Прибыль посредника | Косвенные налоги | |||
Цена оптовая изготовителя | ||||||||
Цена оптовая отпускная | ||||||||
Цена оптовая закупки | ||||||||
Цена розничная | ||||||||
Структура свободной оптовой и свободной отпускной цены состоит из следующих элементов: себестоимость, прибыль предприятия изготовителя товара, акциз и НДС.
Оптовая цена устанавливается на товары производственно-технического назначения. Отпускная цена устанавливается на товары народного потребления. Элементами отпускной и оптовой цены являются:
- себестоимость;
- прибыль;
- акциз, если товар подакцизный;
- НДС.
Цены на продукцию и товары, поставляемые через посредников (снабженческо-сбытовые организации, оптовые организации) розничным предприятиям торговли, помимо элементов свободной оптовой (отпускной) цены, включают снабженческо-сбытовую, оптовую и торговую надбавки, каждая из которых включает издержки обращения и прибыль соответствующего звена, а торговая надбавка еще и НДС.
Структура свободной цены при поставке товара от производителя непосредственно в розничную торговлю состоит из следующих элементов: отпускная (оптовая цена) плюс торговая надбавка.
При поставке товара через оптовое звено структура свободной розничной цены принимает такой вид: свободная отпускная цена плюс оптовая надбавка. Это цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей, плюс торговая надбавка.
Если товар в розничную торговлю поступает через посредника (снабженческо-сбытовую организацию), то структура свободной розничной цены будет такой: свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это будет цена закупки плюс торговая надбавка.
При движении товара в розничную сеть через посредника (снабженческо-сбытовую организацию или оптовую организацию) структура розничной цены будет такой: свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это цена закупки плюс оптовая надбавка, т.е. цена по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей плюс торговая надбавка.
Снабженческо-сбытовые и оптовые надбавки устанавливаются к свободной отпускной цене без НДС, а торговые надбавки - с НДС.
Содержание работы
Задание 1.
Рассчитать отпускную цену изделия, если его производственная себестоимость составляет 520 руб., внепроизводственные расходы, – 3 % производственной себестоимости, рентабельность – 25 %, НДС – 20 %.
Задание 2.
Определить оптовую (отпускную) цену товара при следующих исходных данных:
1) материальные затраты—700 руб.;
2) затраты на оплату труда—200 руб.;
3) отчисления на социальные нужды —80 руб.;
4) амортизация основных фондов —60 руб.;
5) прочие затраты —160 руб.;
6) уровень рентабельности —20%;
7) налог на добавленную стоимость (НДС) —20%.
Задание 3.
Определить минимальный размер торговой надбавки к розничной и оптовой цене.
Уровень расходов торгового предприятия на плановый год – 22,5 %, рентабельность – 5 %, ставка НДС – 20 %.
Задание 4.
Определить оптово-отпускную и розничную цену товара, если его полная себестоимость составляет 1700 руб. Рентабельность производства – 4,2 %, НДС – 20%. Торговая надбавка (с НДС) – 30 %.
Контрольные вопросы
Выберите вариант(ы) правильного ответа:
1. Какое определение цены наиболее верно применительно к современным условиям хозяйствования?
а) цена – денежное выражение стоимости товара;
б) цена – форма выражения ценности, полезности благ, проявляющаяся в процессе обмена;
в) цена – количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара или услуги;
г) цена – количество денег (других товаров или услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
2. Максимизация массы прибыли – это:
а) функция цены;
б) задача государственной ценовой политики;
в) задача ценовой политики фирмы;
г) задача ценовой стратегии фирмы.
3. Распределительная функция цены означает:
а) обеспечение сбалансированности между спросом и предложением;
б) государственное регулирование цены;
в) перераспределение национального дохода между социальными группами населения;
г) выявление финансовых результатов.
4. В чем главное различие понятий «оптовые» и «розничные» цены?
а) в наличии (отсутствии) розничной торговой организации;
б) в размере партии продажи товара;
в) в категории покупателя, ради которого организована продажа
5. В оптовую (отпускную) цену предприятия включаются:
а) прибыль промышленного предприятия;
б) налог на добавленную стоимость;
в) полная себестоимость продукции;
г) коммерческие расходы.
6. В розничную цену товара включаются:
а) оптовая цена промышленности;
б) торговая надбавка;
в) транспортные расходы;
г) налог на добавленную стоимость.
7. От чего зависят условия «франко»?
а) от типа товара;
б) от особенностей его транспортировки;
в) от рыночной стратегии продавца;
г) от государственной политики.
8. Какие расходы по доставке товаров несет поставщик при цене франко-станция отправления:
а) вагона до пункта назначения;
б) вагона до пункта назначения и погрузочно-разгрузочные операции;
в) товаров до станции назначения;
г) товаров до станции отправления.
9. Государственное регулирование цен наиболее развито и распространено:
а) в планово-централизованной системе управления экономикой;
б) в чисто рыночной системе управления экономикой;
в) в смешанной системе управления экономикой.
10. Прямые методы государственного регулирования цен означают:
а) регулирование денежного обращения;
б) установление предела торговых надбавок на отдельные товары;
в) утверждение размеров экспортных и импортных пошлин;
г) государственные закупки сельскохозяйственной продукции.
11. Назначение торговой надбавки:
а) возмещение издержек обращения;
б) социальные выплаты;
в) получение прибыли торгового предприятия;
г) возмещение операционных расходов.
12. Равновесная цена – цена, при которой равны:
а) объем спроса на товар и объем его предложения;
б) прибыль и затраты на производство товара.
в) объемы реального производства и потенциальные возможности производства.
13. Как начисляются налоги на отпускную цену?
а) сначала акциз, потом НДС;
б) сначала НДС, потом акциз;
в) очередность не имеет значения.