Возникновение идеи народных предприятий




Идея народных предприятий в России, успехи и провалы

Идея народных предприятий работников наемного труда возникла в России и нашла свое выражение в «Законе о предприятиях», принятом в 1987 г.

Предприятия в СССР находились под жестким государственным надзором. Директивно им спускались все показатели производства, от плановых заданий по ассортименту и количеству продукции до нормативов расхода сырья, материалов, энергоресурсов.

Необходимость жесткой регламентации была вызвана тем, что с самого начала своего появления в результате коллективизации и индустриализации в 30-е годы народно-хозяйственный промышленный комплекс стал проявлять нежелательные свойства. То зарплата росла быстрее, чем производительность труда, то качество продукции было низким, то ассортимент не выдерживался, то наблюдался перерасход сырья и материалов. Можно сказать, что с момента своего появления государственный промышленный комплекс стал проявлять монополистические тенденции, когда интересы отдельного трудового коллектива оказывались выше общенародных интересов.

При Сталине эти негативные явления объяснялись подрывными действиями врагов Советской власти. Во времена Хрущева, в связи с ростом благосостояния, настроения в обществе смягчились, и репрессивные методы стали неприемлемы. Руководство страны начинает искать управленческие методы устранения негативных тенденций в экономике.

Несмотря на постоянные преобразования в управлении промышленностью рост объемов производства сопровождался ухудшением показателей эффективности, так что период 60-80 гг. оценивается экономистами, как период «серьезных сбоев».

Несостоятельность советской промышленности вскоре стала ясна ведущим ученым СССР, они обратили свое внимание на опыт стран с рыночной экономикой. Это привело к созданию в 1972 г. совместно с США Международного института прикладного системного анализа (МИПСА), который разместили в Австрии. В 1974 г. на базе МИПСА в СССР был образован Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований (ВНИИСИ, ныне Институт системного анализа РАН). Оба научных заведения были учреждены при участии членкора АН СССР Гвишиани Д. М.

Во ВНИИСИ стали разрабатываться теории рыночного социализма, когда предприятия принадлежат его работникам, а товарный обмен совершается по свободным рыночным ценам. Указанные наработки легли в основу «Закона о предприятии».

Согласно закону, собственниками государственных предприятий становились трудовые коллективы. Они получали право «владения, пользования и распоряжения этим имуществом»[1]. Высшим органом управления объявлялось собрание трудового коллектива, руководители объявлялись выборными. Доходом предприятия распоряжался трудовой коллектив. Государственное руководство сводилось к разработке для предприятий контрольных цифр и государственных заказов. В остальном предприятия сами разрабатывали производственные планы и заключали договора. Наряду с государственными ценами допускались договорные. Разрешались любые формы объединения как внутри страны, так и за рубежом, а также самостоятельная внешнеторговая деятельность. Кроме того, закон был методическим документом для организации всех сторон производственной деятельности народного предприятия.

Закон не отменял наемный характер труда, т.е. он был воплощением идеи государства народных предприятий работников наемного труда.

Оказалось, что эти народные предприятия имели свойства монополистических объединений. Вот характеристика, которую дал им экономист академик РАН Полтерович В. М.: «…резкое увеличение темпов роста доходов населения, которые намного превзошли (тоже несколько увеличившиеся) темпы роста выпуска потребительских благ и услуг»[2]. Так, прирост ВВП с 1986 по 1990 составил 2,4%, а зарплата приросла на 9,2%[3]. И это самое главное свойство государства народных предприятий, заработная плата в них росла быстрее, чем увеличивался объем производства.

В этом росте заработных плат наблюдались два момента. Во-первых, доход производственных рабочих рос не столько за счет объемов производства, сколько за счет сокращения прибыли, производственных фондов и налоговых платежей государству. Во-вторых, государство из своих сокращающихся доходов вынуждено было повышать зарплату в бюджетных отраслях, чтобы приостановить рост социального неравенства, а также поддержать низкие цены важнейших продуктов путем дотаций. Результатом внедрения «Закона о предприятиях» стало стремительное разорение государства. За три года с 1997 по 1990 гг. государственный внутренний долг вырос в 2,6 раза, с 219,6 до 566,1 млрд. руб.[4] Последовал экономический кризис, затем политический и революция 1991 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: