Управленческая ситуация 1




В управлении особую роль играет принятие правильных управленческих решений, поскольку от этого зависит успех в бизнесе. В практике встречаются следующие варианты:

— руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо;

— руководитель принимает решение и сообщает, почему он его принял;

— руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, приветствует их вопросы, получая, таким образом, возможность проверить решение и в случае необходимости внести изменения;

— руководитель принимает решение и представляет его группе на доработку;

— руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения, и, выслушав их, принимает решение;

— руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждение варианта.

Ответьте на вопрос:

Какой из предложенных вариантов Вы считаете предпочтительным? Обоснуйте свою позицию.

 

Деловая игра

по разработке управленческого решения методом коллективного генерирования идей («мозговой атаки»)

Этапы:

1. Разбить студентов на подгруппы по 5–6 чел.

2. Формулировать проблему с учетом ее актуальности и коллективных интересов (10–15 мин.).

3. Разминка (упражнение в быстром поиске ответов на поставленные ведущим вопросы и задачи) (10–15 мин.).

4. Разработка проблемы (предложение идей) (35-45 мин.).

5. Оценка, классификация и отбор наиболее совершенных идей (15–20 мин.).

6. Оценка деятельности подгрупп по следующим критериям: 1) правильность и оригинальность идеи; 2) комплексность и глубина анализа рассматриваемой проблемы; 3) соблюдение регламента в процессе дискуссии; 4) активность группы; 5) корректность взаимоотношений.

Задание:

Создайте модель управленческого решения по предложенному шаблону и аналогичную без него. Сравните принятые решения.

Контрольный листок:

Решение будет надежнее, если Вы ответите на следующие вопросы:

КТО?

Кто должен принимать решение?

Кто будет принимать решение?

Если ответ на эти вопросы не один и тот же, то как это поправить?

С кем посоветоваться по поводу принимаемого решения?

Кто должен участвовать в процессе принятия решения?

Какие сферы деятельности будут затронуты принимаемым решением?

Кого нужно проинформировать о решении?

Кто будет отвечать за принятое решение?

Кто будет отвечать за результаты?

ЧТО?

Что должно быть решено? (идеальная ситуация)

Что нужно решить? (минимум приемлемое положение)

Что можно решить? (что реально сделать сейчас с надеждой добраться до максимума, идеала)

Какая требуется информация?

Какие факты имеются в нашем распоряжении?

Каких сведений недостает?

Какие формальные коммуникации надо задействовать?

Какие неформальные коммуникации могут быть использованы?

Какие выгоды принесет решение?

Какие угрожающие последствия надо учесть?

Каков возможный риск?

Что может помешать действиям руководства и исполнителей?

ГДЕ?

Где найти необходимых людей?

Где найти недостающую информацию?

КОГДА?

Когда должно, нужно, можно принимать решение?

Когда следует объявить о нем?

Когда следует приступать к его выполнению?

КАК?

Как достать необходимую информацию?

Как найти нужных людей?

Как заручиться поддержкой, обеспечить участие и помощь персонала?

Как осуществлять решение?

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Алгоритм решения управленческих проблем

Цели: разработка алгоритма решения управленческих задач, приобретение практики коллективной выработки решений.

Задача перестройки мышления хозяйственных руководителей побуждает к поиску методического инструментария, который бы обеспечивал блокирование особенностей мышления, мешающих решению современных проблем, и способствовал бы ускорению мышления руководителей. Другими словами, необходимо создание своего рода алгоритма решения управленческих проблем (АРУП), то есть последователь­ности умственных действий руководителя, приводящих к решению проблем организационно-управленческой деятельности. Создание АРУП облегчит руководителям нахождение решения проблем, со­кратит поле поиска решений.

Предлагаемая деловая игра позволит ее участникам определить логически обоснованную последовательность действий хозяйствен­ных руководителей при выявлении, анализе и решении управлен­ческих проблем, освоить технологию групповой работы, выделить ситуационного лидера, убедиться, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.

Исходная информация:

В своей практической деятельности руководитель постоянно решает про­блемы организационно-управленческой деятельности. Предлагается перечень действий, выполняемых руководителем в ходе решения проблем, представить в виде алгоритма, то есть в определенной последова­тельности. Задача состоит в том, чтобы определить последовательность выполнения руководителем действий, пред­ставленных в бланке участника игры.

На бланке участника игры в гр. 3 «Индивидуальная оценка» нужно обо­значить очередность действий при решении проблем. При групповой работе то же обозначение проставить в гр. 4 «Групповая оценка». После объявления руководителем игры эталонной последовательности действий и заполнения гр. 5 «Эта­лон» рассчитать и заполнить гр. 6-8.

Бланк участника игры

 

№ п\п   Наименование действий руководителя инд. оценка групп. оценка   эталон ошибка    
          6 7
1. Построение проблемы          
2. Обратная связь и корректировка решения          
3. Документальное оформление задачи          
4. Определение разрешимости проблемы          
5. Определение отклонения фактического состояния системы от желаемого          
6. Признание проблемы          
7. Оценка степени полноты и достоверности информации о проблеме          
8. Оформление решения          
9. Разработка вариантов решения проблемы          
10. Оценка результатов реализации решения          
11. Определение существования проблемы          
12. Оценка новизны проблемы          
13. Контроль за выполнением решения          
14. Выбор решения          
15. Оценка вариантов решения          
16. Организация выполнения решения          
17. Постановка задачи исполнителю          
18. Управление реализацией решения          
19. Контроль за соблюдением сроков реализации          
20. Выбор критериев оценки вариантов решения          
21. Установление взаимосвязи с другими проблемами          
22. Выявление причин отклонений в ходе реализации          
23. Оценка фактической эффективности решения          
24. Формулирование проблемы          
25. Оценка качества управленческого решения          
26. Определение причин возникновения проблемы          
  Сумма ошибок          

Методические рекомендации и порядок проведения деловой игры

Преподаватель (организатор игры) ставит задачу на игру, объяс­няет исходные условия игры и задачи ее участников.

Каждый участник игры принимает самостоятельное решение по разработке АРУП, вырабатывает собственное мнение на основе прак­тического опыта решения проблем. Каждая играющая команда пу­тем взаимных консультаций составляет общее мнение по разработке АРУП. Один из членов играющей команды (ситуативный лидер) док­ладывает и отстаивает мнение своей команды.

Правила и процедура игры

•Из 26 действий, обозначенных в бланке играющего, надо после­довательно составить алгоритм решения управленческих проблем, для чего необходимо пронумеровать действия порядковыми но­мерами, начиная с 1 и до 26.

•Сначала каждый игрок принимает решение самостоятельно, без
каких-либо консультаций с остальными игроками. На все неяс­ные вопросы отвечает только руководитель игры. Окончание ра­боты игроки обозначают поднятой рукой.

•Затем все игроки разбиваются на команды по 5—7 человек в зави­симости от общего количества играющих и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное мнение относитель­но АРУП. Команды между собой мнениями не обмениваются. Решение задачи обозначается поднятием руки.

•Представитель команды, докладывая групповое решение, имеет
право защищать его логическими доводами.

•Руководитель игры фиксирует время принятия решений как индивидуальных, так групповых.

Модель игры

Игрокам раздаются бланки участника игры. Устно даются необхо­димые пояснения к ним. Участники игры принимают решения по поставленной задаче индивидуально, а затем коллективно по груп­пам. Представитель каждой группы докладывает о принятии ре­шения и его логическом обосновании. Руководитель на основании мнений анализирует работу играющих, объявляет ре­зультаты, поощряет победителей.

Регламент игры

Игра проводится в один цикл. Ориентировочное время этапов игры: введение в игру (объяснение руководителя)- 15 мин.; инди­видуальные решения участников- 30 мин.; коллективные решения участников— 30 мин.; подведение итогов и объявление результа­тов — 15 мин.

Подведение итогов деловой игры

Руководитель игры сравнивает индивидуальные и коллектив­ные решения по разработке АРУП с эталоном, объявляет резуль­таты игры, анализирует групповую деятельность ее участников, соотнося ее с результатами.

Критерии оценки:

•время решения задачи;

•правильность решения задачи – минимальная суммарная ошибка в решении
задачи при индивидуальной и групповой работе.

•за правильное решение принять эталонный алгоритм решения
управленческих проблем.

Каждая конкретная ошибка вычисляется как разница номеров действий (этапов) принятия управленческого решения (без уче­та знака).

Единым критерием является сумма очков. Одна ошибка в решении задачи дает 1 очко. В индивидуальном и коллективном зачетах побеждает тот, кто набирает наименьшее количество очков.

 

Практические занятия 9-10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: