Психические процессы, управляющие трудовой деятельностью




Во время работы человек постоянно воспринимает целый ряд окружающих его факторов, но в то же время предмет его внимания составляют некоторые, наиболее важные моменты трудового процесса. Внимание. Понятие внимания относится к числу наиболее важных понятий психологии безопасности труда. Для безопасности труда в одинаковой мере важно как непроизвольное, так и произвольное внимание. Выполнение работы требует произвольного внимания. Это значит, что психическая деятельность рабочего должна быть направлена на конкретное трудовое задание. Если в ходе работы возникнут неожиданные, сильные воздействия на рабочего (например, звуковые или световые), то непроизвольное привлечение ими внимания может изменить направленность нервных процессов, деятельности психики. А это, в свою очередь, может вызвать временное торможение, своеобразные помехи в соответствующих центрах нервной системы. В таких случаях легко может возникнуть бездействие или неправильное действие, ведущие к несчастным случаям. Для правильной организации труда, создания благоприятной окружающей обстановки следует оберегать трудящихся от неожиданных, отвлекающих внимание воздействий. Источниками такого отвлечения внимания могут быть неорганизованность, суетливость, чрезмерная теснота, а также недисциплинированность работающих. С другой стороны, необходимо вырабатывать у рабочих способность при возникновении каких-либо помех сохранять должную концентрацию произвольного внимания.

 

 

Работа будет безопасна лишь при условии, если психической деятельности во время труда будет обеспечено такое равновесие, которое позволит работнику в любой момент подключить вторую сигнальную систему для принятия срочного решения. Условие это заключается в том, чтобы даже в случае автоматического выполнения рабочим операции не занимать себя полностью посторонними мыслями.

Память. Воздействие раздражителей не исчезает бесследно из нашей нервной системы. Очаги возбуждения, возникающие в головном мозге в результате раздражений, оставляют после себя своеобразные следы, сохраняющиеся в течение долгого времени. Эти следы и образуют нервно-физиологическую основу памяти.

При обучении трудовым движениям и операциям действуют сложные процессы памяти. Двигательная память играет особо важную роль в профессионально-технической подготовке. Статистика несчастных случаев убедительно покрывает, что среди рабочих, не имеющих достаточного опыта, процент несчастных случаев несравненно выше.

Воображение. Воображение – своеобразная форма отражения человеком действительности, это преобразование имеющихся в памяти понятий и представлений в новые образы, воплощаемые затем в практической деятельности человека, это такой психический процесс, который проявляется на каждой фазе работы. Чтобы рабочий осознал возникающую опасность, он, прежде всего, должен знать взаимосвязь между самой опасностью и признаками, сигнализирующими о ней. В сознании рабочего неожиданно возникает возможное следствие опасности. Это вызывает такие действия, которые способствуют устранению опасности.

 

 

Мышление. Элементарное мышление неразрывно переплетается с ощущением и восприятием, с памятью и воображением, и его важнейшая роль заключается в синтезе, упорядочении и координации этих процессов.

Мышление, таким образом, означает решение задачи. Всеобъемлющий характер мышления проявляется в его обзорности, широте, то есть в том, какое количество впечатлений органов чувств и знаний мы можем использовать в мыслительном процессе для обоснования своих выводов. Гибкость и критичность мышления заключается в способности при рассмотрении возможных способов решения задания управлять своим мышлением, сообразуясь с действительностью.

Задача психологии труда состоит в первую очередь в том, чтобы сделать мышление трудящегося пригодным к выполнению круга заданий данной работы.

Эмоции. Эмоции играют важную роль в управлении трудовой деятельностью. Различают общее и специфическое эмоциональное отношение к труду. Положительное эмоциональное отношение позволяет ему мобилизовать свои силы, мастерство, умение. Сознательное упорядочение эмоциональных процессов имеет большое значение, так как нарушения внимания и перебои в действиях часто приводят к несчастным случаям. Поэтому для обеспечения безопасности труда чрезвычайно важно самообладание, являющееся само по себе не чем иным, как способностью человека влиять на свои чувства.

Воля. В трудовой деятельности важное значение имеет целенаправленность психических процессов. Несчастный случай, вызванный ошибкой рабочего, может рассматриваться как результат нарушения нормального процесса предметной деятельности».

· Опасные действия работников в процессе труда

В реальных производственных условиях, где участвует человек, обеспечить идеальное протекание трудовой деятельности пока не удаётся. В силу уже обозначенных и более детально рассмотренных ниже причин, человек допускает неправильные (неточные, ошибочные, несвоевременные) действия, пропуск необходимых действий, опрометчивые поступки и т.д. Часть из них не оказывает заметного влияния на показатели труда; другая часть сказывается на качестве продукции; третья – создаёт опасную ситуацию, от которой до несчастного случая или аварии один шаг. Эту часть неправильных действий определяют как опасные действия.

Причины опасных действий

Любое опасное действие, как показали исследования, может быть следствием одной или группы причин. Например, неправильная оценка состояния обслуживаемой установки может быть результатом недостатка профессиональных знаний или болезненного состояния работника, или отсутствия нужного времени для этой операции, или просто игнорирования работником требований о проверке состояния установки.

А. Не умеет - это означает, что работник не владеет необходимыми для данной работы знаниями; не овладел соответствующими навыками, методами, приемами, способами.

Б. Не хочет, то есть работник умеет качественно и безопасно выполнять данную работу (операцию), однако у него нет желания соблюдать требования безопасности, иначе говоря, - нет мотивации, не развита психологическая установка на соблюдение этих требований.

В. Не может - это означает, что работник находится в таком физическом или психологическом состоянии, что, несмотря на умение, несмотря на желание, допускает опасное действие.

Г. Не обеспечен. Работник не исполняет предписанное действие из-за необеспечения его необходимыми условиями – инструментами, материалами, приборами, информацией и т.д.

Первые три группы причин (А, Б, В) обусловлены индивидуальными и личностными особенностями (качествами) работника. В целом, эти причины именуются человеческим фактором. Четвертая группа непосредственных причин является внешним по отношению к работнику фактором, иначе говоря, – это производственная среда, в которой протекает деятельность работника. Все четыре выделенные группы непосредственных причин опасных действий, в свою очередь, следствие причин более высокого уровня, который следует отнести к сфере организации и управления производством. Обычно эти причины определяют как организационные.

· Профессионально важные качества

Известно более 400 терминов, характеризующих человека как индивида, как личность. На основании проведенных профессиографических исследований условий, содержания и опасностей труда на предприятиях промышленности, транспорта и строительства для оценки профпригодности работников выделено 30 профессионально важных качеств, подразделяемых на 3 группы:

А. Профессиональные знания и умения;

Б. Социально-психологические качества;

В. Физиологические и психофизиологические качества.

У конкретного работника каждое качество может иметь разную степень выраженности, например, профессиональные умения – от мастерства до его полного отсутствия. Шкалу оценок выраженности качеств можно представить как ось, на которой выраженность качества убывает слева направо и постепенно переходит в «антикачество». Например, осторожность переходит в свой антипод – беспечность. В таблице 5 приведена группировка профессионально важных качеств – «антикачеств» по названным группам.

Перечень профессионально важных качеств и «антикачеств» работников

Таблица 5

№№ п/п Качества «Антикачества»
А. Профессиональные знания и умения    
  Знания, умения и навыки безопасного выполнения рабочих операций Недостаточные профессиональные знания, невладение специальными методами, приемами, навыками
  Знания и умения действовать в опасных ситуациях Невладение специальными знаниями и навыками действий в опасных ситуациях, растренированность
  Способность к обучению, самообучению Неспособность к обучению, самообучению
Б. Социально-психологические    
  Добросовестность, oтветственность Недобросовестность, безответственность
  Воздержанность от алкоголя, наркотиков Склонность к алкоголю, наркотикам
  Готовность помочь, готовность к сотрудничеству Индивидуализм
  Дисциплинированность Недисциплинированность
  Целеустремленность, настойчивость Пассивность, недостаточная сила воли
  Осторожность, предусмотрительность Склонность к риску, импульсивность, беспечность
  Самостоятельность Конформизм
  Решительность, смелость Неуверенность, растерянность, трусость
  Наблюдательность Неосмотрительность
  Аккуратность Неаккуратность, неряшливость
  Коммуникабельность Замкнутость
  Дружелюбие Агрессивность
  Способность к адаптации Неспособность к адаптации, привыкание к опасности
В. Физиологические, психофизиологические    
  Работоспособность, выносливость Физическая слабость, низкая выносливость
  Быстрота психомоторных реакций Замедленность психомоторных реакций
  Острота зрения Близорукость (и другие отклонения)
  Глазомер Не развитый глазомер
  Цветовосприятие Дальтоник
  Острота слуха Тугоухость
  Дифференциация звука Неспособность к дифференциации звука
  Эмоциональная устойчивость Эмоциональная неустойчивость, чрезмерная тревожность
  Устойчивость внимания Рассеянность
  Распределение внимания Неспособность к распределению внимания
  Оперативная память Недостаточная оперативная память
  Долговременная память Слабая долговременная память
  Оперативное мышление Неспособность к оперативному мышлению
  Логическое мышление Неспособность к логическому мышлению

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: