Практические ситуации (задачи)




Тема 4. Объекты торгового оборота и способы их индивидуализации

Цель занятия: углубить и закрепить теоретические знания об объектах оптового товарооборота, их классификации и способах их индивидуализации, о товарораспорядительных документах.

Основные вопросы

1. Понятие и виды объектов оптового торгового оборота, их правовой режим.

2. Понятие и квалифицирующие признаки товара. Классификации видов товаров.

3. Правовое регулирование обращения товаров, ограниченно допущенных к обороту.

4. Государственное лицензирование деятельности по производ­ству и торговле отдельными видами товаров.

5. Маркировка товаров и тары. Товарный знак, знак обслуживания. Наименование места происхождения товара. Право на фирменное наименование.

6. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия продукции.

 

Дополнительные вопросы

1. Каковы критерии признания товара признается объектом торгового оборота?

2. Может ли интеллектуальная собственность участвовать в торговом обороте? Дайте обоснованный ответ.

3. Что относится к коммерческой информации? По каким признакам коммерческая информация отграничивается от иной информации?

4. Какие точки зрения относительно использования информации в коммерческой деятельности встречаются в юридической литературе?

5. Как соотносятся понятия «коммерческая информация» и «коммерческая тайна»?

6. Как осуществляется регистрация товарного знака за рубежом? Какие действуют международные соглашения в этой области?

7. Что такое коммерческое обозначение? Назовите отличительные признаки коммерческого обозначения от товарного знака и фирменного наименования.

8. Какую информацию содержит ТН ВЭД России? Как происходит кодирования товара по ТН ВЭД России? Какое экономическое и правовое значение имеет код товара?

9. Какие общегосударственные классификаторы товаров вам известны? Для каких целей они используются?

10. Что понимают под индивидуализацией товаров?

11. Какие сведения содержит маркировка товаров?

12. Что представляет из себя штрих-код и какую он несет информацию?

13. Какие товары являются контрафактными? Отличается ли понятие «контрафактная продукция» от понятия «фальсифицированная продукция»?

14. Какие товары продаются в настоящее время через Интернет в Российской Федерации?

15. Какие органы уполномочены проводить государственную регистрацию товаров?

16. Назовите сферы народного хозяйства, в которых установлена государственная монополия на производство и продажу отдельных видов товаров.

17. Каково значение антимонопольного законодательства в регулировании торгового оборота?

18. Какие виды товарораспорядительных документов предусмотрены действующим законодательством?

19. Как товарораспорядительные документы используются в коммерческой деятельности?

20. Каковы правовые последствия несоблюдения требований, предусматривающих специальное правовое регулирование при производстве и реализации определенных видов товаров?

21. Что понимают под знаком обращения на рынке? Для чего он нужен?

22. В чем состоит отличие знака обращения на рынке от знака соответствия?

23. Чем может быть подтверждено соответствие продукции в случаях добровольного и обязательного подтверждения соответствия продукции?

24. Каков порядок регистрации декларации соответствия?

Темы рефератов (5-7 страниц формата А4 шрифтом 14) и докладов (5-6 минут)

1. Товарораспорядительные документы как объекты коммерческой деятельности.

2. Обязательная государственная регистрация товаров.

3. Обеспечение сравнимости качественных характеристик товаров.

4. Коммерческая информации. Институт коммерческой тайны.

5. Структура, значение, порядок применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности России (ТН ВЭД РФ).

 

Практические ситуации (задачи)

1. ЗАО «Стройломай» заключило с фермерским хозяйством «Плюшкин» договор на сброс в овраг на террито­рии фермерского хозяйства строительного щебня и материалов от сносимых домов на месте будущего строительства. Вывоз щебня и материалов осуществлялся транспортом строительной организации. За вывоз щебня и материалов ЗАО «Стройломай» вносило фермерскому хозяйству плату из расчета за каждый ку­бический метр груза. При выполнении работ ЗАО «Стройломай» стало известно, что фермерское хозяйство извлекает из свален­ных материалов металлическую арматуру, трубы и другие ме­таллические детали и продает организации по подготовке вто­ричного сырья. ЗАО «Стройломай» заявило иск фермерскому хозяйству о возмещении доходов, неосновательно полученных за счет другого лица.

Может ли в данном случае строительный щебень признавать­ся товаром? Правомерно ли требование ЗАО «Стройломай»?

2. В ходе проведенной сотрудниками Федераль­ной налоговой службы проверки в торговой точке, принадлежащей ООО «Надежда», был установлен факт реали­зации настойки «Рябиновая на коньяке» без документов, тре­буемых для реализации указанного товара. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого последовало обращение в суд с заявле­нием о привлечении ООО «Надежда» к административной от­ветственности в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб­лей с конфискацией алкогольной продукции. Возражая против предъявленного требования, ООО «Надежда» заявило, что им не нарушены требования действующего законодательства, ус­тановленные для оборота алкогольной продукции, согласно которым при реализации алкогольной продукции необходимо только наличие сертификата соответствия, копия которого у него имеется.

Допущено ли в данном случае законодательство об обороте алкогольной продукции? Какое решение вынесет арбитражный суд, если постановление налогового органа о наложении штрафа будет обжаловано?

3. 12.05.2011 Общество с ограниченной ответственностью «Авто» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) с заявлением о защите интеллектуальной собственности, указав, что ввозит в РФ для продажи чехлы для автомобильных кресел и автомобильные коврики. На их упаковках имеются этикетки, являющиеся авторскими произведениями, исключительными правами на которые обладает ООО «Авто-Профи».

Однако предприниматель А. ввозил аналогичные товары, на упаковке которых размещал этикетки, аналогичные этикеткам, размещаемым на продукции ООО «Авто», то есть ввел в оборот этикетки, незаконно используя результаты интеллектуальной деятельности Общества. В связи с этим Общество заявило о недобросовестной конкуренции со стороны предпринимателя. ООО «Авто» представило антимонопольному органу документальное подтверждение возникновения у него права на результат интеллектуальной деятельности.

По двум договорам авторского заказа от 27.04.2009, заключенным с предпринимателем С., последний обязуется создать и передать заказчику (ООО «Авто») фотографические изображения в цифровом формате и на бумажном носителе (фотографии) автомобильных кресел, а также право на произведение на срок всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Исключительное право на использование фотографических изображений передано ООО «Авто» согласно авторским договорам от 03.05.2009. Выполненные работы приняты заказчиком по актам приема-передачи от 03.05.2009 и от 28.03.2010, расчеты по указанным договорам подтверждены документально.

ООО «Авто» заключило с предпринимателем Т. договоры авторского заказа от 05.05.2009, от 29.03.2010, от 04.04.2010, от 08.09.2009 на создание дизайн-макета этикеток для упаковок чехлов автомобильных кресел различных комплектаций и дизайн-макета этикеток для упаковок автомобильных ковриков, которыми также предусмотрена передача заказчику исключительных прав на использование произведений. Согласно Заданиям (приложения к договорам авторского заказа) дизайн-макет должен быть изготовлен по представленным заказчиком оригиналам фотографий и макетам чехлов.

Согласно актам приемки от 12.05.2009, от 04.04.2010, от 14.09.2009 работы по указанным договорам приняты, оплачены по квитанциям к приходному кассовому ордеру от 05.05.2009 № 41, от 29.03.2008 № 25, от 08.09.2007 № 89 (аванс) и платежным поручениям от 16.03.2009 №№ 56, 54, 55, 58, 59. По авторским договорам от 12.05.2009 № 19/07, от 14.09.2009 № 29/07 пользователю (ООО «Авто») переданы исключительные права по использованию дизайн-макетов.

Этикетки, дизайн-макеты которых разработаны предпринимателем Т. и приняты ООО «Авто», нанесены на упаковку ковриков автомобильных и чехлов для автомобильных кресел, изготовленных в КНР и ввезенных на территорию РФ по внешнеторговому контракту от 06.08.2009 № 07RU01JSC агентом Общества - ООО «Импэкс» (агентский договор от 01.08.2009).

Поэтапно раскройте действия антимонопольного органа по результатам рассмотрения поданного заявления.

4. Сазонова и Руднева обратились в Арбитражный суд Астраханской области с иском об исключении Макаровой из числа участников ООО. В основании иска были положены обстоятельства, связанные с разглашением ответчицей конфиденциальной информации. В частности, по заявлению истцов ответчица распространяла третьим лицам сведения, закрепленные в уставе общества, в частности об их местожительстве, размере долей. В результате посторонние лица приходили к истицам домой с предложениями покупки долей в уставном капитале. Данные действия, по мнению истцов, препятствуют нормальной работе общества.

Есть ли в действиях ответчицы нарушение коммерческой тайны? В каких случаях можно исключить участника из общества с ограниченной ответственностью? Относятся ли обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, к данным случаям?

5. В арбитражный суд обратилось ООО «Вистум» с иском к ООО «Добрый доктор» о пресечении нарушения исключительных прав истца на товарный знак и взыскании денежной компенсации в качестве возмещения убытков. Исковые требования были мотивированы тем, что ответчик, осуществляя сходную с истцом деятельность (торговля медикаментами), использует товарный знак «Добрый доктор» без разрешения правообладателя – ООО «Вистум». Истец сослался на то, что на вывесках, расположенных на фасадах принадлежащих ему аптек, в рекламе своей деятельности, на официальных бланках ответчик везде указывает словосочетание «Добрый доктор». В своих возражениях ответчик указал на то, что применение словосочетания «Добрый доктор» является правомерным в силу статьи 54 ГК РФ, предусматривающей исключительное право юридического лица на использование своего фирменного наименования.

Дайте правовую оценку возникшей ситуации.

6. В ходе проверки сотрудниками УВД склада магазина ООО «Транзит» был выявлен факт хранения рулеток «Луноход» с товарным знаком «Облом», которые, как показала проведенная экспертиза, являются контрафактными. По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении по факту незаконного использования чужого товарного знака и заявлен в арбитражный суд иск о привлечении ООО «Транзит» к административной ответственности. В отзыве на исковое заявление ООО «Транзит» указало, что его действия не являются незаконным использованием чужого товарного знака, так как общество не является изготовителем данного товара, приобрело товар с уже размещенным на нем товарным знаком «Облом» и не вводило товар в гражданский оборот.

Что понимается законодателем под незаконным использованием товарного знака? Какие действия относятся к введению товаров в гражданский оборот на территории РФ? Какое решение должен вынести суд?

 

Практические задания

1. Составьте таблицу «Правовой режим товаров». В таблице укажите особенности правового регулирования в отношении каждого вида правового режима и нормативные акты, его устанавливающие.

2. Составьте схемы:

1) классификация товаров по критерию возможности обращения в торговом обороте;

2) классификация товаров по критерию направления использования;

3) классификация товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции;

4) маркировка товаров;

5) штрих-код;

6) виды товарных знаков (с примерами).

\



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: