Оглавление
Введение 3
Глава 1 Психологическое развитее в среднем детстве.
1.1 Теоретический подход к развитию психики в среднем возрасте. 4
1.2 Я-концепция в среднем возрасте. 6
1.3 Влияние семьи на ребенка. 8
Глава 2 Социальное знание.
2.1 Развитие социального познания в среднем школьном возрасте 11
2.2 Представления детей о дружбе 13
2.3 Моральные суждения и их аргументация 16
Глава 3 Отношение со сверстниками
3.1 Функции дружбы. 24
3.2 Группа сверстников 26
3.3 Конформность. 30
3.4 Предубеждения детей среднего возраста 32
Заключение. 36
Библиография. 37
Введение
Актуальность темы определяется тем, что в среднем детстве закладывается основы психологического развития, необходимого для прохождения школьного обучения. Особое значение в развитии ребенка имеет отношения родителей к ребенку на протяжении раннего и начала среднего детства и отношение со сверстниками, которые на него влияют как положительно так и отрицательно.
Цель работы: изучить влияние сверстников на психологическое развитие ребенка.
Основные задачи:
1. Провести аналитический обзор специальной литературы по вопросам развития психики детей.
2. Изучить особенности понятия социальное знание.
3. Выявление особенностей влияния отношений со сверстниками на развитие ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования: Психосоциальное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет: Особенности влияния сверстников на развитие детей.
Метод исследования: теоретическое изучение и анализ научной литературы.
Гипотеза: Отношения со сверстниками является одним из краеугольных камней психосоциального развития ребенка в дошкольном возрасте.
Глава 1 Психологическое развитее в среднем детстве.
Теоретический подход к развитию психики в среднем возрасте.
Мы знаем о существовании 3-х теорий: психодинамическая, когнитивная и теория социального познания, которые много определили наши представления о развитии ребенка в раннем детстве. Большинство исследований и теоретических построений, касающихся этой стадии развития, было вызвано к жизни под влиянием этих же 3-х теорий. Фрейд называл среднее детство латентной стадией. Он считал, что для большинства детей возраст от 6 до 12 лет – это время когда их ревность и зависть, вызванная запутанностью в семейных отношениях, отступают на задний план или становятся латентными. Поэтому большинство детей могут перенаправлять свою эмоциональною энергию на отношение со сверстниками, творчество, школьная самодеятельность.
Эриксон, развивая идеи Фрейда, пришел к убеждению, что центральным событием среднего детства является психосоциальный конфликт – трудолюбие против чувства неполноценности. Эриксон утверждал, что в этот период значительная часть времени и энергии детей направляется на приобретение новых знаний и навыков. Их отношение со сверстниками и взрослыми вне семьи становятся более устойчивыми и значимыми. Теперь они более способны сосредоточить свои силы на учебе, решении проблем и достижениях. В тех случаях, когда дети в состоянии добиться успеха, они включают трудолюбие в качестве составной частив свой Я-образ, - они понимают, что усердная работа приводит к достижению желаемых результатов, и продолжают попытки освоит окружающую среду. И, наоборот, дети, не успевающие в школе могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками. Это чувство может остаться на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде: в спорте, в музыке, искусстве или иных занятиях – у них есть шанс сохранить трудовой настрой, положительный Я-образ и желание доводить дела до конца [8][1].
Вторая теоретическая перспектива – когнитивная теория развития – находит все более применения в объяснении развития личности и социального развития ребенка. Жан Пиаже и Лоуренс Колберг много времени посвятили изучению развития моральных понятий у детей, например детским представлением о честности и справедливости и способом разрешения моральных дилемм. Другие исследователи, среди которых можно назвать Сьюзен Хартер, занимались изучением роли Я-концепции как медиатор поведения детей.
И наконец, теория социального научения внесла важный вклад в понимание того, как происходит научение конкретным формам поведения и к тому же подкрепляет его.
Все три теоретические перспективы помогают нам понять как дети в процессе социализации становятся членами своей культуры. Способы взаимодействия детей со сверстниками, взрослыми и членами семьи меняются по мере их продвижения от раннего детства к отрочеству.
Ребенок, нетерпеливый и не терпящий возражений в 4 года, начинает сотрудничать с другими детьми и взрослыми к 8годам, а в 13 лет может стать упрямым и непослушным. Эти изменения происходят под воздействием многих факторов. И хотя по отдельности ни одна из 3-х упомянутых теорий не в состоянии адекватно объяснить все линии социального развития ребенка в среднем детстве, вместе они помогают нам понять, каким образом дети становятся социально зрелыми.
В частности, изучение Я-концепции помогает нам понять личность или социальное развитие ребенка, потому что именно благодаря развитию Я-концепции у детей формируется более устойчивое представление о себе, как отражение отношения со стороны окружающих. По мере того, как представление ребенка о себе становится все более реалистичным, он начинает его учитывать при организации своего поведения.