МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ




Раздел «Мир общения»

Уроки 1—2. Мир общения. Собеседники

Основные задачи: 1) расширить представление детей о функциях общения, средствах общения; 2) показать значимость речи в общении; 3) познакомить учащихся с другими возможными средствами общения — жестом, мимикой, рисунком; 4) развивать творческие способности учеников при составлении и расшифровке «рисуночного письма»; 5) развивать речь учащихся при составлении текста-доказательства преимущества звуко-буквенного письма.

Первый урок. 1) Определение роли общения в жизни людей: Как вы думаете, люди могли бы построить чудесные города, железные дороги, самолеты, если бы не умели общаться? А для чего людям нужно общение? (Передать информацию, выразить чувства, попросить о чем-нибудь.) Что помогает людям в общении? Какой может быть речь? Кто такие собеседники? Есть ли у вас собеседники в учебнике русского языка?
Чтение сообщения Самоварова о речи и собеседниках (с. 4).
2) Отработка умения рассказать о себе (по вопросам к упр. 11).
3) Работа со словами речевого этикета, выяснение норм вежливого поведения (на примере рисунка к упр. 1 из РТ2).
4) Определение помощников речи. Учитель предлагает подозвать собаку: Ко мне, Myxmap!; указать дорогу пожилому человеку: Надо дойти вон до того дома; попросить прощения у мамы: Прости меня, пожалуйста. Надо обратить внимание, что во всех этих случаях используются жесты и мимика.
5) Определение видов речи (письменной и устной) и помощников речи (жестов и мимики) на основе рисунка к упр. 2.
Второй урок. 6) Обращение к истории письма дает возможность показать преимущества звуко-буквенного письма (упр. 3): «Прочитайте» сообщения, определите, с помощью чего они составлены. Надо дать детям возможность пофантазировать при «чтении» такого письма, чтобы они убедились, что понять смысл подобного сообщения трудно. Вывод учащихся подтверждается чтением сообщения Самоварова (с. 7).
7) «Чтение» и самостоятельное составление слов по рисункам (упр. 4) должно убедить учеников в сложности такого способа передачи устной речи.
8) Игра «Шифровальщик». Предлагается расшифровать письмо Вани, записанное с помощью рисунков, и написать его словами (упр. 7 из РТ). При этом повторяются слова речевого этикета, которые в рисуночном письме никак отражены быть не могут. Затем важно сравнить получившиеся у ребят варианты: А если бы письмо Вани сразу было написано словами? Могли бы мы его тогда понять по-разному? Какой вывод сделаем?
9) Итог уроков: Для чего людям нужна речь? Какой может быть речь? Какие средства помогают людям в общении?
10) Домашнее задание. На отдельном листе записать рассказ с помощью рисунков.

Урок 3. Мир общения. Собеседники (продолжение)

Основные задачи: 1) повторить изученные в 1 классе орфограммы; 2) познакомить учеников с определением орфограммы.

1) Повторение изученных в 1 классе орфограмм (упр. 5).
2) Введение понятия орфограммы (сообщение Самоварова, с. 8). Определение орфограммы не требует обязательного заучивания.
3) Выполнение упр. 6.
4) Правило написания заглавной буквы в названиях городов и рек повторяется на материале упр. 7 с дополнительным вопросом: Вы рассказали о городе (селе и т. п.), в котором живете. А что вы знаете о своей стране?
Сначала выслушиваются ответы учеников, затем выполняется упр. 8.
5) Работа со словами с непроверяемым написанием: Посмотрите слова из упр. 4 в РТ. Что вы можете о них сказать? Можно ли проверить пропущенные буквы? Как узнать их написание? (По словарю.)
Надо вспомнить, как называется такой словарь, по какому принципу расположены в нем слова.
6) Итог урока: Что необходимо знать для того, чтобы пользоваться письменной речью?
7) Домашнее задание. Упр. 5 из РТ.

Урок 4. Мир общения. Собеседники (продолжение)

Основные задачи: 1) закрепить представление детей о грамотном письме как обязательном условии письменного общения; 2) повторить орфограммы, изученные в 1 классе.

1) Посмотрите, хорошо ли читать текст с ошибками.
Анализируется и исправляется неграмотная запись Ктототама (упр. 6 из РТ).
2) Обобщение повторенных орфограмм в форме комментированного письма (упр. 3 из РТ).
3) Домашнее задание. Вспомнить и записать пять слов с непроверяемым написанием.

Урок 5. Мир общения. Собеседники (продолжение)

Основные задачи: 1) формировать навыки устного и письменного общения; 2) закрепить навык написания повторенных орфограмм.

1) Орфографическая минутка. На доске и в тетрадях записываются предложения с комментированием орфограмм: Журавли кружились над деревней Чудовкой. Они хотели лететь в далекие теплые страны.
2) Составление устного рассказа о лете: Когда люди долго не видятся, они хотят рассказать о том, что они делали, что интересного у них произошло. А у вас есть желание рассказать друг другу о том, как вы провели лето? (Заслушиваются три-четыре рассказа.)
3) Работа со словами приветствия (на материале к упр. 2 из РТ): Ребята, то, что написал Ваня, — это письмо или просто рассказ? А с чего надо начинать письмо? (С приветствия, обращения.) А вы можете назвать эти слова?
Выбор слов-приветствий в зависимости от адресата (упр. 2 из РТ).
4) Составление коллективного письма Самоварову (записывается на доске и в тетрадях с комментированием орфограмм). Вспомогательные вопросы учителя: С чего надо начать письмо? Какое обращение лучше выбрать? Что мы напишем о своей школе? А о своем классе? Что мы скажем о себе и о своих товарищах-одноклассниках? Что мы напишем Самоварову о нашем учебнике? Как мы закончим письмо?
5) Домашнее задание. Написать свое письмо Самоварову.

Урок 6. Слово, предложение и текст в речевом общении

Основные задачи: 1) показать лексическое богатство русского языка; 2) активизировать и обогащать словарь учащихся при работе со словами разных тематических групп.

1) Создание проблемной ситуации. На столе разложены разные предметы: несколько карандашей, яблоко, чашка, телефон и т. п. Ученикам предлагается попросить какой-либо из предметов, объяснить, зачем он им нужен, без помощи слов (например, с использованием жестов): Посмотрите, как нам трудно объясняться без слов. А теперь выполните то же задание с помощью слов. (Дайте мне, пожалуйста, яблоко, я хочу его попробовать. Дайте мне, пожалуйста, телефон, я хочу позвонить маме и т. п.) Вывод: чем больше слов мы знаем, тем легче нам назвать все, что мы видим, о чем думаем, чего мы хотим.
2) Игра «Кто больше?» (упр. 8 из РТ).
3) Подбор обобщающего слова к предметам, изображенным на рисунках (упр. 9 из РТ), дополнение тематических групп новыми словами — названиями растений и животных (упр. 10 из РТ).
4) Распределение слов по грамматическим группам: слова — названия предметов, слова — названия действий и слова — названия признаков (упр. 11, 12 и 13 из РТ). При этом расширяется кругозор ребят: знакомство с профессиями (упр. 11 из РТ), с повадками животных (упр. 12 из РТ), с характеристиками различных предметов по форме, размеру, цвету, вкусу (упр. 13 из РТ).
5) Самостоятельное описание предмета без опоры на слова для выбора (упр. 14 из РТ).
6) Итог урока: Нужно ли человеку знать как можно больше слов? Для чего?
Чтение сообщения Самоварова (с. 10).
7) Домашнее задание. Записать из словаря пять слов на тему «Школа».

Урок 7. Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

Основные задачи: 1) активизировать лексический запас школьников при работе со словами тематической группы «Школа»; 2) повторить понятие «слова с непроверяемым написанием»; 3) закрепить навык написания таких слов.

1) Создание проблемной ситуации: Ктототам составил список вещей, которые ему надо купить в магазине. Мне кажется, что этот список составлен неверно. А вы как думаете? (На доске: 1. Обувьтапочки, сапоги, рубашка. 2. Одеждакуртка, брюки, чемодан. 3. Посудачашка, тарелка, шкаф. Дети находят лишние слова.)
2) Работа со словами тематической группы «Школа» (упр. 9). Запись в словарик слов учебник, тетрадь.
3) Повторение понятия «слова с непроверяемым написанием»: Как можно проверить безударные гласные в словах слова, доска, звонок? А в словах завтрак, учебник, тетрадь? Написание каких слов нельзя проверить? Какой словарь нам поможет?
Ответы детей уточняются при чтении сообщения Совенка (с. 11). По возможности учитель должен продемонстрировать несколько орфографических словарей разного объема: А в нашем учебнике есть такой словарь? Как в нем расположены слова?
4) Работа со словами с непроверяемым написанием из песенки И. Токмаковой (упр. 10).
В словарик записываются слова капуста, морковь, горох.
5) Продолжение работы со словами с непроверяемым написанием. Можно провести «рисуночный» диктант. Учитель показывает картинки с изображением предмета, а ученики записывают слова (морковь, капуста, карандаш, пенал, человек, собака, корова, ворона).
Учитель может предложить детям отгадать загадки и записать отгадки: 1. Расходится детина — удержу нет, уляжется спать — не видать, не слыхать. (Ветер.) 2. Стоит дерево кудряво, оно мир освещает, крик унимает, больных исцеляет, чистоту соблюдает. (Береза. Раньше из древесины березы делали лучины, из ее веток — розги и веники, березовые почки использовали как лекарство.) 3. В маленьком горшочке уха сладка. (Орех.) 4. Кабы я встала, я бы небо достала, кабы руки да ноги — вора б поймала, а глаза бы да уши — так все рассказала. (Дорога.) 5. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.) 6. Косой бес поскакал в лес. (Заяц.) 7. Сидит Марфутка в семидесяти семи шубках. (Капуста.) 8. Ни окошек, ни дверей — полна стайка лебедей. (Огурец.) 9. Сидит девица в темнице, коса на улице. (Морковь.) 10. На дворе стоит сена копна, спереди — вилы, сзади—метла. (Корова.) 11. Не зверь, не птица, петь не поет, а кто идет — хозяину знать дает. (Собака.)
6) Итог урока: Вспомните, что такое слова с непроверяемым написанием. Где можно узнать, как они пишутся?
7) Домашнее задание. Записать из словаря пять слов — названий растений и животных.

Урок 8. Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

Основные задачи: 1) показать различия в функциях слова и предложения; 2) закрепить умения верно оформлять предложения на письме; 3) развивать речь детей при объяснении смысла пословиц; 4) развивать логическое мышление учащихся при определении границ предложения в тексте.
Это важнo! Слово служит названием предмета, признака, действия, количества, состояния и т. д. Предложение же выражает законченную мысль, даже если состоит из одного слова (Домой! Зима!). Во 2 классе для анализа целесообразнее предлагать предложения двусоставные с простым глагольным сказуемым. Другие типы предложений (односоставные, неполные) приводятся для развития речи учеников, их практического ознакомления с разными синтаксическими конструкциями.

1) Выяснение различий между словом и предложением. Учитель указывает на вид за окном (деревья, птицы, транспорт и т. п.) или предлагает рассмотреть какую-либо сюжетную картинку: Что вы видите? Назовите. Что вы употребили для названия увиденных предметов? (Слова.) Теперь скажите, что делают люди, животные и т. п. (Составляются предложения типа Книга лежит на столе. Птица сидит на дереве.) Что вы составили? Как вы думаете, когда была выражена законченная мысль: при выборе слов или при составлении предложений?
Для уточнения выводов детей читаются «Узелки на память» (с. 13).
2) Отработка умения разграничивать слова и предложения (упр. 11).
3) Работа над связью слов в предложении (упр. 12).
4) Анализ предложений, в которых мысль до конца не выражена (упр. 13): Понятны ли такие предложения? Как их исправить? Как оформить на письме?
5) Надо показать значение правильного оформления границ предложения. На доске два предложения Казнить нельзя помиловать: Где поставить точку между ними? Всего одна неправильно поставленная точка может решить судьбу героя сказки.
Аналогичное задание в упр. 16 из РТ.
6) Выполнение упр. 14 или в форме комментированного письма, или работы в паре.
7) Домашнее задание. Упр.15 из РТ.

Урок 9. Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

Основные задачи: 1) познакомить учащихся с повествовательными, вопросительными и побудительными предложениями, показать цель их использования в речи; 2) развивать речь детей при составлении предложений к заданной ситуации; 3) работать над произносительной культурой учащихся при интонировании предложений разного типа.
Это важно! Основным критерием при разграничении повествовательных, побудительных и вопросительных предложений должна быть именно цель, с которой они создаются, а не знак препинания в конце предложения. Знакомство с восклицательными и невосклицательными предложениями предусмотрено на следующем уроке.

1) Наблюдение за предложениями, разными по цели высказывания (упр. 15). При чтении реплик Ани и Вани дети должны определить, зачем они произнесены, обратить внимание на знаки препинания в конце предложений. Выводы учащихся уточняются при чтении сообщения Самоварова (с. 15).
2) Самостоятельное составление предложений разного типа по опорным словам с непроверяемым написанием (упр. 16). Важно, чтобы учащиеся прочитали составленные предложения с правильной интонацией, поставили в конце каждого предложения нужный знак препинания.
3) Знакомство с терминами «повествовательное предложение», «побудительное предложение» и «вопросительное предложение» (сообщение Самоварова, с. 17). Предложения дети должны прочитать с нужной интонацией.
Закрепить термины помогает диалог Ани и Вани (с. 18).
4) Составление предложений разного типа к заданной коммуникативной ситуации (упр. 17). Важно обратить внимание на знаки препинания в конце предложений!
5) Восстановление «рассыпавшихся» предложений, определение типа каждого из полученных предложений (упр. 18).
6) Итог урока: С какими тремя типами предложений по цели высказывания мы познакомились? В чем их основное различие?
7) Домашнее задание. Составить и записать три предложения, разные по цели высказывания.

Урок 10. Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

Основные задачи: 1) познакомить детей с разными по интонации предложениями; 2) ввести термины «восклицательное предложение», «невосклицательное предложение»; 3) добиться осознанной постановки знаков препинания в конце предложения; 4) работать над верным интонированием восклицательных предложений.

1) Проверка домашнего задания может быть проведена в форме игры «Я отвечу за тебя»: один ученик читает свое предложение, а другой называет его тип по цели высказывания.
2) Проблемные вопросы: Какие знаки могут стоять в конце предложения? Как вы думаете, в конце какого предложения принято ставить восклицательный знак? Давайте обратимся к сообщению профессора Самоварова (с. 18—19).
Учитель обязательно должен прочитать предложения и показать, как по-разному может быть произнесено одно и то же предложение с восклицательной интонацией и без нее.
3) Определение типа предложений по цели высказывания и по интонации в стихотворении А. Плещеева (упр. 19) с последующей записью стихотворного отрывка по памяти.
4) Для закрепления знаний читаются «Узелки на память» (с. 19), выполняется упр. 20.
5) Резервное задание — упр. 21.
6) Итог урока: О каких типах предложений по интонации мы узнали сегодня? Могут ли в конце предложения стоять сразу и вопросительный, и восклицательный знаки? Как вы определите тип такого предложения?
7) Домашнее задание. Упр. 17 из РТ.

Уроки 11—12. Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

Основные задачи: 1) показать смысловую связь предложений в тексте; 2) развивать речь и логическое мышление учащихся при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения; 3) проверить уровень усвоения слов из словаря.

Первый урок. 1) Игра «Доскажи!»: Давайте вспомним, как устроен язык. Из звуков или букв образуются... (слова), из слов образуется... (предложение). А что может получиться из нескольких предложений? (Текст.) А можно ли считать, что любые несколько предложений образуют текст?
2) Определение основных свойств текста. Анализируя разные группы предложений (упр. 22), дети выясняют, что только вторая группа является текстом. Устно можно определить тип предложений по цели высказывания и по интонации.
3) На вопрос учителя: «А какое свойство текста мы еще не назвали?» — ученики или отвечают самостоятельно (Текст можно озаглавить.), или ищут ответ в сообщении Самоварова (с. 21).
Дети могут высказать свои предположения, как можно озаглавить текст, что должно отражать заглавие текста. Выводы учащихся уточняются при чтении сообщения Самоварова (с. 21).
4) Выбор заглавия к тексту басни Л. Толстого (упр. 23) помогает уточнить понятия «тема текста», «основная мысль текста». Можно предложить детям устно описать ситуацию, к которой тоже подошла бы пословица Друг познается в беде.
Второй урок. 5) Работа над логической последовательностью предложений в тексте (упр. 24).
6) Деление текста на предложения при работе в паре (упр. 25).
7) Анализ поэтических текстов А. Толстого и А. Плещеева (упр. 26). Рисунок к упражнению помогает ярче представить созданные поэтами образы: Понравился ли вам рисунок? Как вы думаете, художник верно изобразил то, о чем говорится в произведении? А какой рисунок сделали бы вы?
8) Словарный диктант по изученным во 2 классе словам с непроверяемым написанием.
9) Домашнее задание. Упр. 18 из РТ; по желанию — списывание стихотворения из упр. 26 с красочным оформлением.

Урок 13. Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

Основные задачи: 1) дать представление о разных типах текстов, показать, что выбор типа текста обусловлен целью автора; 2) научить детей определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов: 3) развивать речь учащихся при составлении устного рассказа; 4) развивать логическое мышление детей при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по рисунку.

1) Знакомство с типами текстов начинается с чтения вопроса Ани (с. 26). Варианты ответов на вопрос: «Для чего создаются тексты?» — выслушиваются, а затем уточняются при чтении сообщения Самоварова (с. 26).
2) Полученные сведения о типах текстов конкретизируются при выполнении упр. 27 и упр. 21 из РТ.
3) Составление детьми устных рассказов о своих домашних животных. Тексты могут получиться разные: и описание, и повествование, и рассуждение. Достичь такого разнообразия учитель может с помощью наводящих вопросов: Как котенок (щенок и т. д.) оказался у вас дома? Почему вам нравится ваш котенок (щенок и т. д.)? Как выглядит ваш котенок (щенок и т. д.)?
4) Составление текстов разных типов по рисункам (упр. 28). Рисунки подобраны таким образом, чтобы составить описание, повествование, рассуждение.
5) Прогнозирование типа текста по его заглавию (упр. 29) и составление текста по любому из заглавий с последующей его записью.
6) Итог урока: С какими типами текстов мы познакомились? Для чего используется каждый из них?
7) Домашнее задание. Составить текст-описание своей школы из трех-четырех предложений.

Уроки 14—15. Главный помощник в общении — родной язык

Основные задачи: 1) показать необходимость владения языком для успешного общения; 2) создать наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит); 3) показать преимущества лексически богатой речи; 4) обосновать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; 5) повторить алфавит.

Первый урок. 1) Работа с упр. 30, 31 и чтение сообщения Самоварова (с. 29) должны привести учащихся к выводу: чтобы использовать язык при общении, надо его хорошо знать.
2) Работа с рисунком (упр. 33) позволяет создать наглядно-образное представление о структуре языка: звуках и буквах, из которых складываются слова, предложениях, которые образуются из слов, и Царевне-Речи, которая приводит в движение все эти единицы.
3) Закрепление представления о составе языка (с. 31): Как вы думаете, что надо хорошо знать, чтобы выучить язык?
Второй урок. 4) Функции языка определяются при чтении пословиц (упр. 32): А какой должна быть речь, чтобы она могла выполнить все эти функции: возможность выражать мысли; получать информацию; вызывать у людей добрые чувства?
Ответ дети находят, сопоставляя примеры нечеткой, невыразительной речи (упр. 34) и речи мастеров слова (упр. 35).
Пример речи, бедной по своему словарному составу, предлагается для анализа после вопроса: А всегда ли мы с вами говорим красиво и выразительно? Прочитайте текст из упр. 34.
5) Чтение стихотворения А. Шибаева (упр. 35) дает возможность дополнить предложение о русском языке: Мой родной русский язык красив и могуч.
6) Повторение алфавита: Для чего нам надо знать буквы?
Предлагается по памяти назвать буквы алфавита. Знание алфавита закрепляется в игре — назвать животных, птиц или растения на каждую букву алфавита (упр. 20 из РТ).
7) Итог уроков: О каких богатствах языка мы с вами узнаем?
Записывается с дополнением последнее предложение из упр. 33: Богатства языка — это....
8) Домашнее задание. Упр. 19 из РТ.

Урок 16. Контрольная работа по разделу «Мир общения»

1) Работа по заданиям из раздела «Проверь себя» (с. 35). При письменном выполнении заданий сам вопрос не переписывается, ставится только его номер.
2) Письменно по вариантам выполняется задание разделить текст на предложения, вставить пропущенные буквы, выбрать нужную букву из скобок, записать текст в исправленном виде. Текст или пишется на доске, или печатается на карточках ираздается каждому ребенку.

Вариант 1. Т_гренка звали (В)(в)аськой его поймали з_мой на б_регу оз_ра р_дители т_гренка погибли охотник прине_ его д_мой т_гренок всем понравился.
Вариант 2. Т_гренок стал совсем д_машним он был послушнее к_тенка дети не б_ялись (В)(в)аську т_гренок часто убгал в са_ там он залезал на дер_во.

 

 

Раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение»

Уроки 17—18. Гласные и согласные звуки и буквы

Основные задачи: 1) систематизировать знания детей о звуках и буквах русского языка; 2) отметить различия между звуками и буквами; 3) развивать речь учащихся при составлении рассказа о звуках и буквах.
Это важно! В учебнике как синонимы использованы термины «гласные буквы» — «буквы гласных звуков», «согласные буквы» — «буквы согласных звуков».

1) Первый урок посвящается работе над ошибками, допущенными в контрольной работе.
Второй урок. 2) Беседа о роли звуков в общении: Без чего не могут существовать слова? Из чего они образуются? (Из звуков, а записываются с помощью букв.)
3) Классификацию звуков дети вспоминают самостоятельно с опорой на образ города Звукограда (упр. 36).
4) Нахождение букв парных (упр. 24 из РТ) и непарных (упр. 25 из РТ) согласных звуков.
5) Сопоставительная характеристика гласных и согласных звуков (самостоятельный рассказ учеников). В случае затруднения вопросы учителя помогают построить рассказ: Как образуются гласные и согласные звуки? При образовании каких из них возникает преграда? Какие звуки образуют слог? Чем различаются первые гласные звуки в словах водный — вода; первые согласные звуки в словах мама — мята; первые согласные звуки в словах почка — бочка?
6) Создать представление о системе букв помогает рисунок города Буквограда (упр. 37). Дети должны усвоить, что буквы не могут быть ударными и безударными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
7) Составление учащимися связного рассказа о буквах (с помощью учителя).
8) Самостоятельный поиск различий между звуками и буквами. Ответы детей выслушиваются, а затем систематизируются при чтении предложений из упр. 38.
9) Резервное задание — записать на доске и в тетрадях пословицы, объяснить орфограммы: Без наук как без рук. Ученому везде дорога. Дополнительные вопросы: Назовите гласные и согласные буквы в пословицах. Найдите буквы ударных и безударных гласных звуков. Объясните смысл пословиц.
10) Итог уроков: О чем вы сегодня узнали? Как вы расскажете об этом Ктототаму?
11) Домашнее задание. Упр. 41.

Урок 19. Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение)

Основные задачи: 1) добиться прочного знания алфавита; 2) работать над правильным называнием букв алфавита; 3) добиться понимания роли алфавита в различных справочниках; 4) повторить правило употребления заглавной буквы в именах собственных.

1) Повторение алфавита начинается с объяснения происхождения слов азбука и алфавит при чтении сообщения Мудрика (с. 39). Поясняется смысл пословицы Сначала Аз да Буки, а там и науки (упр. 39).
2) Закрепление умения называть буквы алфавита по порядку (упр. 43). Надо следить за правильностью называния букв, особенно К, Л, Ц, Ч, Ш, Щ, Ф! «Игра-путешествие» (с опорой на текст «Азбука-река» А. Шибаева из упр. 42). Задание: восстановить пропущенные буквы алфавита (упр. 40).
Запись алфавита в тетрадь по памяти можно провести в форме игры «Кто быстрее?». Затем записанное читается с верным называнием букв.
3) Необходимость знать последовательность букв в алфавите дети лучше осознают, выполнив следующее задание: Перед вами орфографический словарь (или толковый, или энциклопедический, или любой другой). В нем очень много слов. Как нам найти нужное? Что поможет быстро найти слово? (Закрепленный порядок букв.)
Надо отметить, что алфавит облегчает пользование энциклопедиями, различными справочниками, списками, например списком учащихся в классном журнале, записной книжкой. Этот ряд может быть продолжен самими учениками.
4) При выработке навыка располагать слова в алфавитном порядке внимание заостряется на случаях, когда первые буквы слов совпадают и надо учитывать вторые буквы: Сумеете ли вы расположить слова в алфавитном порядке? А как быть со словами астра, арка, азбука? Догадайтесь! Обратите внимание на подсказку Совенка (с. 42).
Распределение по алфавиту названий сказок К. Чуковского (упр. 44), имен ребят (упр. 45), в том числе и своих друзей (упр. 46). При этом повторяется правило употребления заглавной буквы.
Дополнительные задания — вспомнить и записать в алфавитном порядке десять слов из словаря (работа в паре или у доски), десять названий городов, рек. Самостоятельно выполняется упр. 48.
5) Итог урока. Чтение стихотворения Я. Козловского об алфавите (упр. 47); составление рассказа для мамы о полученных на уроке знаниях.
6) Домашнее задание. Упр. 49.

Урок 20. Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение)

Основные задачи: 1) повторить сведения об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков; 2) показать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи; 3) обсудить с учениками, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов.

1) Разницу в работе органов речи при образовании гласных и согласных звуков поможет определить обращение к условным обозначениям звуков. Учитель рисует эти обозначения крупно на доске и организует диалог с учащимися: Почему гласный звук обозначается просто кружком, а согласный — кружком с перекладинкой? (Отсутствие или наличие преграды для выдыхаемого воздуха.) А как это отражается на звучании? Как произносятся согласные звуки? А гласные? Может ли звучание гласных и согласных звуков напоминать нам звуки природы, животных? Приведите примеры.
2) Описание звучания гласных и согласных звуков учащиеся находят в стихотворении В. Берестова «Гласные — согласные» (упр. 50). Дети должны передать голосом нужное звучание (звонкую песенку гласных, крик и плач, убаюкивание ребенка, шелест листьев, шипение и т. п.), определить, какие именно гласные и согласные помогают передать звуки окружающего мира.
3) Анализ стихотворных отрывков с аллитерацией и звукоподражанием (упр. 54).
4) Самостоятельный подбор примеров со звукоподражанием и аллитерацией — передать стук копыт лошади: от топота копыт пыль по полю летит; звуки грозы: грохочет гром, раскаты грома; звон комара: з-з-з-з; жужжание пчелы: ж-ж-ж; звук спускающейся шины: ш-ш-ш и т. п. (упр. 55).
5) Закрепление знаний о различии гласных и согласных звуков при чтении «Узелков на память» (с. 46).
6) Нахождение звуков, которыми различаются слова (упр. 22 из РТ).
7) Учитель задает провоцирующий вопрос: «Как вы думаете, какие звуки в русском языке важнее — гласные или согласные?» — слушает предположения второклассников, затем дети выполняют упр. 51 и убеждаются, что согласные в большей степени позволяют «узнать» слово.
8) Итог урока: Чем различаются гласные и согласные звуки? Какие из них важнее для узнавания слова.
9) Домашнее задание. Придумать и записать по одному слову к каждой из пяти графических звуковых схем из упр. 53.

Урок 21. Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение)

Основные задачи: 1) показать неоднозначность соотношения «звук — буква»; 2) научить детей определять расхождение в количестве звуков и букв в слове; 3) показать случаи расхождения в написании и произношении звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные по звонкости-глухости согласные в конце слова).
Это важно! На этом этапе обучения внимание обращается только на самые общие случаи несоответствия звуков и букв (несовпадение их количества, звучания и написания). Главное — создать представление, что соотношение «звук — буква» не всегда простое и однозначное.

1) Создание проблемной ситуации: Определите, верно ли Ктототам решил такие языковые задачи: «В слове конь четыре буквы. Значит, и звуков тоже четыре. В слове яма три буквы, значит, и звуков три».
Исправляя ошибки Ктототама, дети должны вспомнить и записать в тетради буквы, которые не обозначают звуков (Ь, Ъ), и буквы, которые в определенных позициях (но не всегда!) могут обозначать два звука (Е, Ё, Ю, Я, И).
2) Сопоставление слов с одинаковыми согласными звуками в конце слова, которые на письме обозначаются по-разному (упр. 57). Модели слов и вопросы учебника приведут учеников к выводу, что в конце слов написание букв согласных звуков может совпадать, а может и не совпадать с их произношением (арбуЗ — ананаС).
3) Сравнение написания и произношения слов из упр. 59 помогает найти орфограммы: буквы парных по звонкости-глухости согласных в конце слова (в первой строчке), буквы безударных гласных (во второй строчке). Подчеркнуть надо слова рукав, зуб, гараж, лесник, родник, дела.
4) Записать на доске и в тетрадях слова: Юра, люстра, пень, ель. Определить количество звуков и букв в них, объяснить случаи расхождения.
5) Итог урока: Сколько в русском языке гласных букв? согласных букв? Всегда ли количество звуков и букв в слове совпадает? Всегда ли буква обозначает один и тот же звук?
6) Домашнее задание. Упр. 26 из РТ.

Урок 22. Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение)

Основные задачи: 1) развивать орфографическую зоркость учащихся при определении «ошибкоопасных» мест: написании букв безударных гласных звуков, парных по звонкости-глухости согласных звуков (в конце слова); 2) повторить правила проверки этих орфограмм; 3) развивать речь детей при работе с текстом «Первый снег».

1) Вводный диалог: Ктототам оставил мне записку: «Я приду дамой в 6 чисов» (на доске). Какие правила написания слов он забыл? Как мы произносим слова домой? часов? А почему пишем по-другому? (Ошибки на доске обязательно исправляются, чтобы в памяти детей сохранился верный зрительный образ слов.) Как называются буквы, написание которых нужно проверять правилами?
2) Найти орфограммы в словах, в которых буквы не пропущены, бывает достаточно сложно. Именно такое задание надо выполнить по тексту Л. Воронковой (упр. 59). Объясняются правила написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением (снежок, снежинки, двора, деревья), слов с непроверяемым написанием (дорога, деревня), буквосочетаний ЖИ — ШИ (лужицы, снежинки, ложились ), парных по звонкости-глухости согласных в конце слова (грязь, снежок, снег).
Работа с содержанием текста по вопросам учебника.
3) Наблюдение за написанием букв гласных звуков в словах (упр. 52). Анализируются случаи, когда написание и произношение гласных совпадает и не совпадает. Учащиеся должны различать написания, которые можно проверить (ломается, теснота), и непроверяемые написания, которые надо либо запомнить, либо посмотреть в словаре (портфель, пенал), либо объяснить правилом (бежит, лежит). Слова с пропущенными буквами выписываются в тетрадь после объяснения их написания.
4) Итог урока: Всегда ли обозначение на письме гласных и согласных звуков совпадает с их произношением? Когда написание буквы требует применения правил?
5) Домашнее задание. Упр. 23 из РТ; упр. 56.

Урок 23. Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение)

Основные задачи: 1) показать значение правильно звучащей речи для успешного общения людей; 2) закрепить представление детей о преимуществах звуко-буквенного письма; 3) закрепить умение находить в словах буквы безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных звуков; 4) развивать технику речи учащихся при работе со скороговорками.

1) Диалог с учителем позволяет повторить требования к устной и письменной речи: Как надо писать слова, чтобы их можно было легко прочитать? А как надо говорить, чтобы вас хорошо понимали? О том, какой должна быть хорошая устная речь, люди стали задумываться еще тысячи лет назад. Появилась специальная наука о хорошей речи — риторика. Мы с вами сегодня остановимся только на одной особенности звучащей речи. Подумайте над смыслом поговорки: У него каша во рту. О чем в ней говорится? Легко ли понимать устную речь, когда звуки произносятся нечетко или вообще заменяются другими звуками?
2) Устный анализ нечеткой речи, с заменой звуков [ч’] и [ц] (упр. 27 из РТ).
3) Исправление неверно употребленных слов в стихотворении И. Токмаковой «Невпопад» (упр. 29 из РТ).
4) Работа над четкостью артикуляции при произнесении скороговорок: Какие специальные предложения помогают нам научиться четко произносить звуки? Какие скороговорки вы знаете? Попробуйте произнести их быстро. (Приводятся примеры.)
5) Записывание на доске и в тетрадях скороговорок с объяснением орфограмм: На дворе трава, а на траве дрова. Идет с козой косой козел. Водовоз вез воду из водопровода. Отработка дикции при чтении скороговорок.
6) Вопрос учителя: «Может ли звучание слова помочь представить то, что называет слово?» — обращает внимание детей на связь благозвучности или неблагозвучности слова с называемым явлением: мамлыга мягкий, приятный и добрый, жаваруга — злой, неприятный (упр. 61). Эти особенности фантастических животных должны найти отражение в составленных детьми предложениях.
7) Резервное задание — упр. 60 вводится с помощью диалог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: