к заполнению логопедического представления учителем-логопедом




 

Основой определения тяжести речевого нарушения является степень проявления составляющих его структуры и их комбинация. Методические рекомендации к заполнению логопедического представления представляют диагностические показатели в соответствии с принципом усложнения речевого нарушения.

Анатомическое строение органов артикуляции:

Строение не нарушено (без особенностей): форма, размер и местоположение зубов в зубных рядах без особенностей; строение и размеры языка без особенностей; нормальная длина и строение уздечки языка; твердое нёбо без особенностей; мягкое нёбо без особенностей; строение губ без особенностей.

Строение нарушено: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прикус прямой, глубокий, передний открытый; двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов; короткая, укороченная, толстая, утолщенная подъязычная связка; твёрдое нёбо куполообразное, высокое, «готическое», низкое, плоское; мягкое нёбо укороченное; губы тонкие, утолщённые.

Строение грубо нарушено: прикусбоковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный; прогения, прогнатия; наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы; раздвоенный кончик языка, макроглоссия, микроглоссия; расщелина твердого нёба – сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы – частичная / полная, односторонняя/двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней / нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

Состояние артикуляционной моторики:

артикуляция не нарушена: артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме;

артикуляция нарушена: артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движения, которые воспроизводятся не в полном объеме, отмечается снижение амплитуды движение артикуляционных органов, а также слабовыраженная неврологическая симптоматика;

артикуляция грубо нарушена: объем и амплитуда движения артикуляционных органов строго ограничены, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах.

Состояние просодической стороны речи:

не нарушена: темп речи нормальный; мелодико-интонационная сторона речи не нарушена; ритм нормальный; расстановка пауз в речевом потоке правильная; речь выразительная;

нарушена: слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); нарушение интонационного оформления речи; темп речи ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); дисритмия; паузация нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки); голос слишком громкий или тихий; маловыразительная речь;

грубо нарушена: отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный); ритм растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов; излишне частая паузация, излишне редкая паузация; голос затухающий; гиперназализация; дизартрия; ринолалия, речь монотонная.

Состояние слоговой структуры слова:

не нарушена: звуконаполняемость и слоговая структура слова не нарушена; ритмический рисунок словавоспроизводит правильно;

нарушена: наблюдаются замены, пропуски, повторения звуков и слогов; ритмический рисунок словавоспроизводит с ошибками;

грубо нарушена: часть одного слова соединяется с частью другого, наблюдаются замены предшествующих звуков последующими, отсроченное повторение; ритмический рисунок словане воспроизводит.

Звукопроизносительная сторона речи:

не нарушена: звуконаполняемость слова не нарушена, воспроизводится правильно, разборчиво;

нарушена: нарушено произношение отдельных звуков или одной группы звуков;

грубо нарушена: нарушено произношение двух или более групп звуков.

Фонематические процессы:

не нарушены: ребенок дифференцирует все звуки речи, определяет наличие гласного и согласного звука в слове, выделяет ударный гласный в начале слова, подбирает слова с заданным звуком;

нарушены: ребенок не дифференцирует звуки речи, смешиваемые в произношении; не определяет наличие гласного и согласного звука в слове, не выделяет ударный гласный в начале слова, не подбирает слова с заданным звуком;

грубо нарушены: ребенок не дифференцирует звуки речи, не смешиваемые в произношении, а также правильно и искаженно произнесенные звуки, не определяет наличие гласного звука в слове; не подбирает слова с заданным звуком.

Состояние лексического строя речи:

Примечание. Для исследования состояния лексического строя речи предъявляются только те слова, которые в соответствии с возрастом ребенок может понимать и употреблять в речи. Словарь детей не всегда является достаточным показателем недоразвития речи. В зависимости от среды, воспитания и других причин словарный запас может быть богатым или ограниченным. Поэтому его состояние учитывается в совокупности с другими факторами, в частности, особенностями развития фонематического и грамматического строя речи.

Состояние импрессивной стороны речи:

понимание обращенной речи сформировано в полном объеме: объем пассивного словаря соответствует возрасту, ребенок умеет слушать и понимать обращенную речь, выполняет речевые инструкции в полном объеме;

понимание обращенной речи на бытовом уровне: объем словаря ограничен рамками конкретной бытовой лексики (проявляется в незнании слов, обозначающих различные части тела: туловище, локоть, плечи, шея и т.д.), названиях животных и их детенышей, профессий, предметов мебели и т.д., а так же слов, обозначающих действия и признаки;

понимание обращенной речи ограничено (в пределах ситуации): ребенок понимает конкретные слова и выражения, отражающие знакомые ситуации или явления, может ориентироваться на жесты или тон голоса взрослого, может выполнять простые поручения по словесной инструкции;

непонимание обращенной речи: ребенок не понимает обращенную к нему речь, не может связать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами, не выполняет простые поручения по словесной инструкции.

Состояние экспрессивной стороны речи:

объем словаря соответствует возрастной норме: ребенок правильно называет окружающие предметы и явления, владеет достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, старается активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположным значением, словами-синонимами;

словарь ограничен бытовой лексикой: ребенок владеет обиходным словарным запасом, наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неточное употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения). Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т.д. (муха – муравей, жук, паук; туфли – тапочки, кеды, кроссовки); выявляются трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных); трудности классификации слов на основе семантических признаков. Неточное понимание и употребление обобщающих понятий (вместо одежда – пальты, кофнички; вместо мебель - разные столы;

словарь ограничен лепетными словами: доступны вербальные средства коммуникации в виде звуковых комплексов, звукоподражаний, обрывков лепетных слов (кока – петушок, кой - открой, пи - пить). Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. Наблюдается многоцелевое использование ограниченных средств языка. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например, слово кока, произносимое с разными интонацией и жестами, обозначает «петушок», «кукарекает», «клюет», что указывает на ограниченность словарного запаса.

Состояние грамматического строя речи:

Материал для обследования грамматического строя речи предусматривает изучение грамматических навыков в трех разделах: синтаксис (законы построения предложения и словосочетания); словообразование (образование новых слов от однокоренных слов); словоизменение (изменение формы слова – склонение по падежам, спряжение по лицам, изменение по родам).

Степень выраженности аграмматизма при его наличии:

негрубый аграмматизм: у ребенка выявляется недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, например, случаи образования увеличительных и некоторых уменьшительно-ласкательных существительных (ручище, коровушка), относительных и притяжательных прилагательных, единичных предметов (волосинка), некоторых приставочных глаголов, неправильного употребления некоторых сложных предлогов;

грубый аграмматизм: у ребенка резко ограничен набор грамматических средств: неправильное употребление окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях; нарушение согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность процессов словообразования и словоизменения;

начатки грамматического оформления: ребенок использует простые по конструкции искаженные фразы;

отсутствие грамматических форм: в речи ребенка отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений; речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.

 

Литература

 

1. Грибова О.Е. Технологии организации логопедического обследования: Методическое пособие – М., АРКТИ, 2014.

2. Диагностический справочник логопеда. Н.Н.Полушкина, М., АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.

3. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Авт.-сост. сб. Г.В.Чиркина – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2014.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1082 от 20.09.2013г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

5. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: