Летопись. Великой Отечественной.




Военный плакат 1941 – 1945 г.

  1. История плаката
  2. Летопись. Великой Отечественной
  3. Советская пропаганда 1941 – 1945
  4. Женское лицо войны. История создания плаката «Родина – мать зовет!»

 

 

История плаката

Человечеству плакат известен с давних времен. Ещё в древнем Египте. Греции и Риме его широко использовали для сообщений о спектаклях и коммерческих сделках. Иллюстративный плакат появился в 1830 г. и был в начале чаще всего черно- белым. До 1860- х годов плакат оставался монохромным и почти не отличался от других видов иллюстраций. Только в последние годы XIX века появился плакат, отличающийся от других видов иллюстраций.

 

Считается, что первый в истории рекламный плакат напечатал книготорговец Батдольд в 1482 году для рекламы нового издания «Геометрий» Эвклида. Он не сохранился. До нас дошел плакат 1491 г., который предлагал почтенной публике рыцарский роман «Прекрасная Мелузина». Этот графический лист примечателен еще и тем, что здесь впервые использовались эротические мотивы.

 

Новая жизнь плаката, в том числе и рекламного, началась в XIX веке. Собственно, тогда появилось и само слово Русский вариант – калька с немецкого «das Plakat». В Англии и США использовалось название «Poster», происходящее от слова «почта». Считается, что в этих странах подобные листы вывешивали прежде всего около многолюдных почтовых станций.Во Франции прижилось слово «affich» - афиша.

 

1796г. немец Алоиз Фенофельдер изобрел новый способ печатанья изображений. на специальный камень химическим составом наносился рисунок затем камень покрывался краской ложившейся только на след состава. С камня печатался тираж на бумаге, что принципиально удешевило тиражирование графических листов. Плакаты быстро стали крупно форматными, но до1930 г. они оставались однойветными печатались черным по белому или цветному фону.

 

Открытие метода хромолитографии приписывают парижанину Годфруа Энгельману, который получил за него в 1838 г. в 2000 франков. Но Энгельман не был первым. Достоверно известно, что русский художник Корнилий Яковлевич Тремений в 1832г. уже отпечатал тем же методом иллюстрации к книге о князе Святославе тиражом 600 экземпляров. Он же начал первым издавать альбомы с цветными репродукциями произведений искусства и орнамента.

 

Еще более упростился технологический процесс, когда в 1965г. австрийский борон фон Речсонет изобрел метод фото хромолитографии, основанной на применении фотографического изображении и позволяющие получать плакаты любого цвета за счет трех красок - синей, красной и желтой. Появилась возможность изготовления относительно дешевых, но передававших натуральные краски цветных репродукций массовым тиражем.

 

«Отцом» рекламного плаката в современном его виде считается француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основавший в 1966г. небольшую литографию в Париже. Именно он сформулировал основные принципы современного плаката - броскость (В первую очередь за счет контрастных и ярких цветов), возможность воспринять изображение и текст на ходу, лаконичность, концентрацию внимания на одной главной фигуре. Шере создал больше 1000 плакатов, в основном это реклама кафешантанов маскарадов и выставок.

 

Недосягаемыми образами рекламного искусства стали афиши парижских кабаре, созданные великим А. Тулуз-Лотрезом в 90-х годах XIX века. Известным широкой публике Тулуз-Лотрз стал именно благодаря рекламным листам на афишных трибунах, появившихся в те годы на Парижских тротуарах. Первый же из них плакат, сохранившийся в 1889г. «Мулен Руж» со скандально известной танцовщицей Ла Гулю (ненасытная) – произвел фурор.

 

На протяжении полутора веков рекламные художники неоднократно использовали актуальные художественные стили, направления, темы. Делали они это зачастую столь талантливо, что рекламный плакат оказался, в конце концов, особой областью изобразительного искусства. Речь идет о стиле «модерн», занимающим весьма значительное место в искусстве конца ХIХ - начала ХХ века.

 

Основанием модерна считается малоизвестный финский художник Аксель Галлен-Каллела, впервые оформивший в новой эстетике финский эпос «Калевала». Примечательно, что среди лучших представителей этого стиля фактически нет художников «первого ряда». Иногда правда пишут, что в его становлении значительную роль сыграл Поль Гоген, иногда пытаются найти «корни» модерна у Тулуа- Потрека. Но это не более чем «корни».

 

Модерн-стиль, прежде всего дизайнерский. В основе его тезис, согласно которому форма в искусстве важнее содержания. Ему свойственны утонченность, изысканность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов блеклые, приглушенные, Преобладание плавных, сложных линий, набор символов причудливые цветы, морские редкости, волны. Близок модерну и сам женский образ.

 

Среди всемирно известных мастеров кисти к модерну можно, безусловно, отнести разве что венского художника Густава Климта, чьи «Поцелуй» и «Юдифь» вошли в большинство альбомов по модерну. Среди авторов модерна был и всемирно известный архитектор и дизайнер, англичанин Чарльз Ренни Макинтош. Именно в его честь назван знаменитый компьютер, используемый для графических программ.

 

Популярнейшим рекламным художником, работавшим в этом стиле, был Альфонс Муха. Имя ему сделали афиши спектаклей с участием примы парижской сцены-Сары Бернар. Альфонс Муха был «отцом» жанра фирменного рекламного календаря. На его плакатах редко увидишь рекламируемый товар или образ покупателя. Заявлена лишь позиция товара как объекта престижного, незаурядного, соответствующего духу времени. Особенностью Мухи было и чрезвычайно широкое использование в рекламе романтизированного женского образа, независимо от того, имел ли он хоть какое-то отношение к рекламируемому товару или услуге.

 

Совершенно иной стиль, близкий к Тулуз Петрику, но, тем не менее, оригинальный, отличает плакаты известного французского художника Пьера Боннара. Самый знаменитый его плакат - «Французское шампанское»(1891).Боннар использовал модные изгибы «арт нуво», чтобы создать игривый образ женщины с бокалом веселого напитка в руке.

 

Еще одно выдающееся имя в истории «модерн - рекламы»- великий английский график Обрий Бердслей. Очень любили Бердслея русские художники «серебряного века», его гравюры публиковались в журнале «Золотое руно». Вне его влияния вообще не может рассматриваться такое художественное направление, как «Мир искусства». Работы Бердслея были в основном черно-белые (тушь и перо). Он работал в жанре малой рекламной полиграфии и создал макеты рекламных листовок к журналам и альманахам, объявлений о новых книгах, обложки каталогов книжных аукционов, пригласительных билетов на великосветские мероприятия

 

В конце Х1Х века рекламный плакат был официально признан фактом если и не высокого искусства, то культуры. Инициатором выступила, как ни странно Россия. В 1897 г. в Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш. Это был первый общественный смотр нового жанра. Выставка, оказавшая большое воздействие на становление изобразительной рекламы в России, собрала около 700 произведений из 13 стран. 200 работ представила Франция, 100-США, 100-Германия. Русский раздел включал 28 плакатов. На выставку привезли 19 плакатов родоначальника жанра-Ж. Шере, 18 листов А. Мухи, были работы А.Тулуз-Потрека, П.Боннара.

 

В том же направлении действовали и начавшие издаваться в 1898 г. Русские художественные журналы «Мир искусства», «Искусство и художественная промышленность», «Золотое руно». Русская реклама конца Х1Х начала ХХ века не могла оставаться в стороне от художественных тенденций этого периода в России. Ее можно и нужно рассматривать в общем контексте особой эпохи в истории Русской культуры, которая позже получила выразительное название –«серебряный век». Проблеме влияния эстетики и этики «серебряного века» на Русскую рекламную графику посвящены содержательные работы Н.И.Бабуриной, М.А.Никста, Е.Черневича. Именно через призму общественных веяний того времени рассматривается ими и Русская рекламная графика в стиле «модерн».

В России стиль модерн стал особо популярен в начале ХХ века. Он был заимствован Россией из Европы, но актуальность его увеличивалась чисто внутренним обстоятельством-необходимостью преодоления моды на традиционализм.

 

Традиционализм или «неорусский стиль» был наиболее модным художественным стилем последней трети Х1Х века. Его яркими представителями были И.Билибин, В.Васнецов и Петров-Ропет. На первый взгляд, стиль этот продолжал традиции Русского искусства, особенно в тех константах, которые были характерны для него до ХVII века. Но в основе этого стиля лежала не народная эстетика, он был проявлением определенных течений русской мысли последней трети Х1Х века в различных областях: философской, социальной, исторической и художественной.

 

В большинстве случаев традиционализм был стилизаторством, а основным принципом работы художника-стилизатора является следование букве оригинала, точности деталей. «Точностью деталей «отличалась и реклама сделанная лучшими представителями «традиционалистского» направления, хотя иногда сам объект рекламы весьма далеко отстоял от всего русского.

 

В графическом рекламном дизайне стиля модерн работали многие художники – М.Бельский, М.Вышеславцев, Н. Колмаков и др.- но их имена и сегодня мало, что говорят искусствоведам. Лучшие их работы отвечают самым строгим требованиям стиля. В первую очередь это рекламные материалы (афиши, пригласительные билеты, листовки), связанные с художественными и ли светскими мероприятиями. Интерес представляет афиша В.Кандинского сделанная для выставки в Германии в 1901г. Для нее характерно одновременно использование стилистических примеров модерна и вспомогательных трансформаций плоскостных изображений в абстрактный узор, чем и занялся Кандинский в последствии. Однако и в товарной и в коммерческой рекламе есть примеры удачного применения эстетики модерна, даже когда дизайнеры мене тщательно следовали его принципам. Особого упоминания заслуживает исследование принципам модерна для создания упаковки и этикетки. Поскольку стиль был рассчитан в первую очередь на привнесение красоты в повседневную жизнь. Первым образцом стал образец мыла, ярлыков. Фантикоз свидетельствует о том, на сколько удалось решить эту проблему художникам дизайнерам.

 

Стиль «Модерн» был популярен среди интеллигенции, состоятельных и не очень состоятельных горожан. В 1918 году на кремлевской стене была открыта стела С.Коненкова «Павшим в борьбе». Модерн использовался и в политических плакатах во время гражданской войны, хотя, казалось бы, лежавшая в основе стиля философия философская концепция бесконечно далеко отстояла от остро напряженного противоборства двух цветов – красного и белого. Сегодня интерес к модерну возвращается, во всяком случае, изданные в 90 годах художественные альбомы (нового искусства) разбираются русским потребителем быстро.

 

 

Летопись. Великой Отечественной.

22 июня 1941 года, узнав о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну, московские художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направлялись в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. А те, кто был старше, вспомнили знаменитые «Окна РОСТА» (Российского телеграфного агентства), которые средствами лаконичного рисунка и выразительных подписей мобилизовывали советских людей на борьбу с фашистскими захватчиками, несли в широкие массы слово Коммунистической партии, вели агитацию и пропаганду. «Окна РОСТА» (такое название они получили потому, что первоначально вывешивались на окна магазинов и учреждений на людных улицах и площадях) исполнялись от руки и терражировались с помощью трафаретов. Поэтому они могли быстро откликаться на важнейшие события дня, не дожидаясь сложного перевода в полиграфическую форму.

 

В «Окнах РОСТА» вместе с их родоначальниками М. Черемных и В. Маяковским работал молодой тогда художник Н. Денисовский. Ему в самом начале войны пришла мысль обратится в Телеграфное агентство Советского Союза с предложением выпуска злободневные «Окна ТАСС». Он позвонил знакомым художникам, нашел горячую поддержку одного из самых авторитетных мастеров – П. Соколова – Скаля. Вместе они обошли мастерские товарищей, всюду их начинание получало одобрение. Руководство ТАСС также поддержало инициативу художников. К ним присоединились литераторы- публицисты. И на московских улицах вскоре появились «Окна ТАСС».

 

26 июня 1941 года М. Черемных выполнил первое «Окно» - острый, динамичный рисунок с запоминающейся подписью: «Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут!…». И после этого ни на час в мастерской «Окон ТАСС» не прекращалась напряженная и целеустремленная работа. Художники и поэты дежурили, разбившись на группы, трудились круглосуточно в три смены. Каждая важная весть с фронта, каждый приказ главнокомандующего находил отклик в очередном «Окне». Плакаты исполнялись обычно в течение дня и с помощью трафаретов в тысяче экземпляров, расходясь по улицам Москвы и других городов.

 

В стихотворении С. Маршака, посвященном выпуску пятисотого «Окна ТАСС», есть такие строки

 

Под этим окном не поют серенады,

На этом окне резеда не цвела.

За этим окном разрывались снаряды,

И армия наша на подвиги шла.

 

«Окна ТАСС» разоблачили коварные замыслы фашистских агрессоров и воспевали подвиг народа, вставшего на защиту социалистического Отечества. Они раскрывали смысл событий, происходивший в мире, и развивали миф о непобедимости немецких армий. Сообщали о наших победах на фронте, поднимали настроение и трудовой энтузиазм в тылу. Красноармейцы и партизаны, рабочие и колхозники считали «Окна» боевыми товарищами в строю и на трудовом фронте, надежными агитаторами и умелыми организаторами патриотических починов.

 

В годы войны эти плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становясь народной молвой. Каждого нового выпуска ждали с нетерпением и волнением, как важного сообщения с передовой. Без «Окон ТАСС» невозможно себе представить военную столицу, боевой ритм ее жизни, организующую роль Москвы в достижении Великой Победы.

 

Авторы плакатов творчески переосмысливали традиции «Окон РОСТА»,думали о том, как сделать свои произведения жизненными и действенными в новых условиях. В сатирических листах «Окна РОСТА» с успехом развивал демократические традиции лубка и раешника Владимир Маяковский, предельно конкретизируя тему, органически связывая меткость графического решения с лаконичной строфой агитстиха. Рисунки поэта были динамичны и выразительны.

 

М. Черемхан ставил свои плакаты на одной - двух деталях, красноречиво характеризовавший сатирический персонаж. И. Малютину была свойственна гротескность образа и вместе с тем декоративность, связанная с традиционной нарядностью лубка.

 

Коллектив работал дружно, самозабвенно. В случае необходимости трафаретчиками и печатниками становились прославленные авторы картин, известные портретисты, мастера пейзажа. Злободневные и яркие плакаты вывешивались в витринах магазинов, на стенах жилых домов, в военкоматах и вокзалах, везде, где их могли видеть жители столицы и войны, отправлявшиеся на фронт. Кадры кинохроники и фотографии той поры запечатлели «Окна ТАСС» и всегда возле них многолюдно и оживленно.

 

Весть об очередном выпуске мгновенно облетала город.

 

Осенью 1941 года фронт вплотную приблизился к Москве. Вместе с жителями города коллектив мастерской мужественно переносил бомбежки, холод и голод, но не прекращал своей столь необходимой деятельности. К празднику великого Октября на улицах появились экспрессивные листы с призывными надписями, напоминающими слог военных приказов: «На защиту родной Москвы!», «Москву не отдадим!», «отстоим Москву!», «Ребята, не Москва ль за нами!». Эти плакаты видели и запомнили участники легендарного парада 7 ноября 1941 года, уходившие с красной площади сразу в передовые позиции. Бойцов воодушевляли призыв партии, вера народа в победу. Рисунок художника и слово поэта.

 

Авторы плакатов страстно верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Так и случилось. В майские дни 1945 года на стенах появилось изображение Красной площади в день Победы, заполненной ликующим народом. Плакат выполнил художник М. Соловьев, а потом В. Лебедев – Кумач сопроводил его выразительными стихами, Звучащими как радостная песня:

 

Победа! И звезды по - новому светят!

Победа! И солнце светлее горит!

Весенний, победный, стремительный ветер

Летит над отчизной и дух веселит.

 

Но тогда суровой осенью 1941 года, до этого радостного дня было еще далеко. И колектив «Окон ТАССА» активно участвовал во всенародной борьбе с ордами захватчиков, славя героев и призывая брать с них пример. Специальные выпуски были посвящены подвигу Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру фашистского дота, героической смерти капитана Гастелло, направившего горящий самолет на скопление вражеской техники, подвигам других замечательных патриотов.

 

Всего было выпушено около полутора тысяч «Окон ТАСС» И это только в Москве. Движение художников и литераторов столицы подхватил в Ленинграде (выпуски «Боевого карандаша») и Куйбышеве, Свердловске и Иркутске… Где только не было своих «Окон» наряду с повторением московских! Наиболее яркие из них – «Окна УзТАГ», выходившие в Ташкенте. Они посвящались формированию узбекских дивизий, мобилизации тыла, усилению работы на заводах и колхозных полях, заботе об эвакуированных приему сирот на воспитание.

 

В Москву с фронта приезжали автомашины, чтобы свежие «Окна ТАСС» доставить на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду у маршевых рот и непосредственно на переднем плане, вызывая чувство гордости у советских бойцов, заставляя фашистов злостно стрелять по плакатам из орудий.

 

В создании плаката участвовали многие талантливые художники и литераторы, А. Дейнека, Б. Пророков, Демьян Бедный, В. Бялыницкий - Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, В. Лебедев – Кумач Н. Асеев, М. Исаковский, К. Симонов, С. Щипачов, А. Прокофьев…Деятельность коллектива получила высокую общественную оценку. В 1942году девяти авторов «Окон ТАСС» - С. Маршака, Кукрыниксов (М. Куприянов, П. Шухмина, Н. Соколов), П. Соколова – Скаля, Г. Савицкого, Н. Радлова, П. Шухмина, М. Черемных – был отмечен Государственной премией СССР. Работников «Окон ТАСС» 19 декабря 1942года принял М. И. Калинин, который наметил задачи, стоящие перед мастерами советской публицистики, подчеркнул мобилизующую роль плакатного искусства в укрепление боевого духа народа.

 

Художественные особенности «Окон ТАСС» многогранны и разнообразны. Самые первые выпуски продолжали традиции и развивали композиционные приемы «Окон РОСТА». Плакат состоял из четырех – пяти изображений, которые вместе с подписями обстоятельно раскрывали теме произведения. Таково, например, «Окно ТАСС» № 5 «Чего Гитлер хочет, и что он получит», выполненное М. Черемных в манере, характерной и для его индивидуального сатирического творчества, и для всего плакатного искусства 20 – х годов.

 

 

От выпуска к выпуску изменялся каждый художник, приходивший в творческий коллектив плакатистов, вносил в этот стиль новые черты. «Окна ТАСС» художественно индивидуальны, как статьи в газете, написанные разными авторами. Но их определяет одна политическая направленность и нравственная основа. Сближались плакаты и по внешнему облику, по главному композиционному принципу. Чаще всего изображение составлял один крупный рисунок, на сопоставление двух – трех деталей, или два три рисунка, разрабатывающие одну тему в ее временном развитии.

 

Этот прием широко использовался в плакатах, где текст напоминал частушки. Например, в листе № 613, созданном художником п. Саркисяном и поэтом В. Лебедевым – Кумачем.

 

Немец к волге шел напиться –

По зубам огрели фрица,

Наутек пришлось пуститься, -

Ноет бок, болит спина

Видно, волжская водица

Для фашиста не годиться,

Холодна она для фрица. Солона!

 

Другие выпуски более близки по форме к агитационному панно. Плакат № 1019 М. Соловьева назван «слава защитникам Москвы». На нем дано крупным планом изображение столичного рабочего, вступившего в народное ополчение, и также изображены фигуры идущих по улице красноармейцев и медаль «За оборону Москвы». Панно напоминает и плакат № 444 П. Соколова - Скаля «России двинулись сыны», где величавый памятник Пушкину как бы напутствует своим гордым обликом воинов, направляющихся на фронт. Здесь же приведены стихотворные строки Пушкина «Страшись, о рать иноплеменных!»

 

В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к беспощадной борьбе с врагом. Были выпущены листы, запечатлевшие Александра Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаеве и Шорса.

 

«Окна ТАСС» стали гордостью изобразительного искусства. Их традиции продолжаются в творчестве советских плакатистов наших дней, в частности в деятельности коллектива «Агитплакат». Красочные, выразительные плакаты, выпускаемые этим крупнейшим творческим объединением, так же, как и доблестные «Окна» военных лет, занимают сегодня видное место на улицах и площадях наших городов, утверждая коммунистическое созидание, мирную политику Советского государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: