Практическое занятие №5. СМИ и общественные отношения




Планы практических занятий

Практическое занятие №1. Печатные СМИ

1. Современные тенденции развития СМИ: мультимедийность, конвергентность, интерактивность, регионализация и создание крупных медиахолдингов. Влияние процессов глобализации, монополизации, коммерциализации СМИ на формирование информационного рынка. Четыре теории прессы.

2. Из истории печатной прессы.

Дайте определение понятиям «дайджест», «желтая пресса», «пенсовая пресса», «массовая пресса», «толстый журнал». Расскажите о происхождении этих понятий и роли данных видов СМИ*. Подготовьте доклад об истории (основных вехах) и современности (тенденциях) журналов «Новый мир», «Звезда», «Октябрь»**.

3. Классификация печатных СМИ.

Какие классификации существуют? Виды прессы по региону распространения, по учредителю, по аудиторной характеристике, по издательским характеристикам, по легитимности, по содержательному наполнению.

Какие СМИ созданы по модели «для всех обо всем»? А какие называют специализированными? В чем их различия? Приведите примеры, кратко охарактеризовав выбранное СМИ по всем возможным критериям из числа указанных выше. Сделайте это письменно.

Для подготовки к заданию можно пользоваться классификациями СМИ С. Корконосенко, Л. Реснянской, Засурского Я.Н.

*Данное задание может быть выполнено несколькими студентами в виде краткого доклада об истории и значении терминов.

**Доклад об одном журнале может быть подготовлен одним студентом.

Практическое занятие №2. Радио

  1. Технические предпосылки создания радио. Создатели радио в России и Европе.
  2. Радио как средство политической пропаганды и массовой информации в первой половине XX века.
  3. Радио в 1990-х и 2000-х: связь и отличие жанрового, тематического разнообразия.
  4. Преимущества и недостатки радийной коммуникации по сравнению с печатной.
  5. Методы уменьшения влияния негативных факторов радийной коммуникации.
  6. Классификации радиостанций.

 

Литература: для ответов на вопросы, связанные с предпосылками появления СМК и их развитием (п/з №2-4), используйте вузовские учебники по истории зарубежной и российской журналистики XIX-XXI вв. Остальные источники указаны в списках литературы ниже.

Практическое занятие №3. Телевидение


1. Технические предпосылки появления телевидения. Связь с радио.
2. Первые годы телевидения в России и за рубежом. Распространение на широкую аудиторию. Первые каналы и передачи. Первые лица телевидения России. Презентации приветствуются.
3. Немое кино как этап существования телевидения.
4. Черно-белое и цветное телевидение, когда они появились?
5. Виды телевидения по типу телевещания.
6. Типы телевизионных специализированных каналов и передач.
7. Плюсы и минусы телевидения как канала распространения массовой информации в сравнении с печатью и радио.
8. Рассмотрите один канал телевидения, используя классификации СМИ, которыми пользовались при анализе печатных и радийных СМИ.

Практическое занятие №4. Интернет

  1. Интернет как среда. Характеристика интернет-коммуникации (по М.Г. Шилиной).
  2. Виды СМИ в Интернете. Интернет и конвергенция: типы конвергентных редакций.
  3. Специфика и типы информационных агентств.
  4. Правовое и этическое регулирование деятельности интернет-СМИ, активности граждан в Интернете.

Основные источники:

  1. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие/ Лукина М.М., Фомичева И.Д. – М.: факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с. (Режим доступа: https://www.journ.msu.ru/study/handouts/texts/smi_internet.pdf)
  2. Шилина М.Г. Интернет-коммуникация и теоретические аспекты исследований масс-медиа // Медиаскоп. 2011. № 4. Режим доступа: https://www.mediascope.ru/node/972.

Практическое занятие №5. СМИ и общественные отношения

  1. СМИ, общество и власть: традиции и современные тенденции взаимодействия.
  2. Государственная политика в области СМИ.
  3. Функции СМИ и их реализация современными медиа.
  4. PR и реклама в структуре СМИ.

 

 

Основная литература, в т.ч. из ЭБС:

 

1. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Общество-СМИ-власть

[Электронный ресурс]: учебник / А.Г. Киселёв. — Электрон. текстовые данные. — М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 431 c. — 978-5-238-01742-6. — Режим доступа:

https://www.iprbookshop.ru/15475.html

2. Маркасов М.Ю. Теория и практика массовой информации [Электронный ресурс]:

учебно-методический комплекс / М.Ю. Маркасов. — Электрон. текстовые данные. —

Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и

информатики, 2016. — 199 c. — 2227-8397. — Режим доступа:

https://www.iprbookshop.ru/69562.html

3. Аксенова О.Н. Теория и практика массовой информации [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» / О.Н. Аксенова, С.В. Меликян, Е.В. Швец. — 1. Алексеева М.И.

Средства массовой информации России [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.И.

Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Аспект

Пресс, 2011. — 391 c. — 978-5-7567-0594-2. — Режим доступа:

https://www.iprbookshop.ru/8841.html

4.Электрон. текстовые данные. — Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 104 c. — 978-5-7731-0503-9. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/72947.htm

5. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации: учебник / В. В. Ворошилов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 494 с.

Дополнительная литература, в т.ч. из ЭБС

 

1. Алексеева М.И. Средства массовой информации России [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 391 c. — 978-5-7567-0594-

2. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/8841.html 2. Алексеева А.О. Интернет-

СМИ. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.О. Алексеева, Н.Г.

Лосева, А.Г. Рихтер. — Электрон. текстовые данные. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 348 c.

— 978-5-7567-0542-3. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/8848.html

3. Черных А. Мир современных медиа [Электронный ресурс]: монография / А. Черных. — Электрон. текстовые данные. — М.: ИД Территория будущего, 2007. — 312 c. — 5-91129-037-5. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/7300.html

4. Основы теории коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Д. Венедиктова [и др.]; под ред. Т. Д.

 

Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1. elibrary.ru – Научная электронная библиотека «eLIBRARY.ru».

2. cyberleninka.ru – Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».

3. socionet.ru – Научная информационная система «Соционет».

4. www.iprbookshop.ru – Электронно-библиотечная система «IPRbooks».

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система Издательства «Лань».

6. www.biblio-online.ru – ЭБС «Юрайт».

7. znanium.com – ЭБС Znanium.

8. www.studentlibrary.ru – ЭБС «Консультант студента».

 

Экзаменационные вопросы:

1. Понятие, виды информации.

2. Особенности и элементы массовой информации.

3. Основные подходы к исследованию массовой информации.

4. Профессиональная деятельность в области массовой информации.

5. Предпосылки развития массовой информации.

6. Пражурналистские явления и ранние этапы развития прессы.

7. Основные тенденции развития зарубежных СМИ.

8. Характеристика развития прессы в России в XIX-XX вв.

9. Особенности СМИ советского периода.

10. Четыре теории прессы.

11. Исторические типы журналистики и их современные разновидности.

12. Влияние процессов глобализации, монополизации, коммерциализации СМИ на

формирование информационного рынка.

13. Информационное общество: понятие, концепции, влияние на характер протекания

массово-информационных процессов.

14. Эпоха постмодерна; постиндустриальное общество; потребительское общество как

характеристики различных аспектов постсовременного общества в СМИ XX-XXI вв.

15. Медиавоздействие: основные социальные проблемы.

16. СМИ, общество, власть: традиции и современные тенденции взаимодействия.

17. Роль СМИ в идеологических процессах государства и общества

18. Система СМИ: основные подсистемы.

19. Инфраструктура СМИ.

20. Информационные агентства: специфика, типы.

21. Средства массовой коммуникации (СМК). Особенности печатных, радио и

электронных СМК.

22. Функции СМИ и их реализация современными медиа.

23. Типологические характеристики СМИ.

24. Факторы трансформации типологической структуры.

25. Аудитория СМИ как типоформирующий фактор.

26. Сегментирование аудитории и характер восприятия печатной, аудио-,

видеоинформации.

27. Проблемы и перспективы развития современных СМИ: телевидение, радио, печать.

28. Интернет как информационная среда и как средство массовой информации.

29. Принципы размещения информации в Интернет СМИ.

30. Государственная политика в области СМИ.

31. PR и реклама в структуре СМИ.

32. Журналистика как профессиональная деятельность в сфере массовой информации.

33. Функции СМИ и функции журналистики.

34. Трансформация представлений о функциях СМИ в теории отечественной

журналистики.

35. Журналист как субъект деятельности СМИ.

36. Основные подходы в деятельности PR-специалиста в работе со СМИ.

37. Технологии взаимодействия СМИ и агентств в сфере общественных связей.

38. Информационные агентства как подсистема СМИ.

39. Методы и техника исследования СМИ.

40. Изучение эффектов воздействия на аудитории.

41. Качественные методы исследования СМИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: