Темы докладов-презентаций




Контрольные задание по теме №1

«Главные направления и школы в истории философской мысли»

Задание 1. Подготовьте краткий конспект ответов на следующие вопросы:

1. В чем заключаются трудности определения понятия философии?

2. Почему вопрос о сущности философии подводит нас к вопросу о сущности человека?

3. Почему личностный характер философии наиболее ярко проявляется в наше время?

4. Почему личностная способность каждого человека к постановке и решению философских проблем не всегда актуализируется? От каких условий зависит актуализация этой способности человека?

5. Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблему исторического развития философии?

 

Задание 2. Назовите и охарактеризуйте основные и неосновные функции философии в обществе, в жизни человека?

Задание 3. Подготовьте устное выступление по одному из философских текстов.

Задание 4. Подготовьте краткий конспект ответов на следующие вопросы.

1.Сопоставимы ли онтологии Платона и Аристотеля?

2. Насколько представления античной философии о мире актуальны

для наших дней?

3.В чем, по вашему мнению, смысл тезиса софиста Протагора

«Человек – есть мера всех вещей…»?

4.В каких сферах человеческой жизни добродетель и знание

находятся, на ваш взгляд, в отношении взаимозависимости.

 

Задание 5. Создайте графическую схему основных исторических этапов развития мировой философии, с указанием ведущих школ и выдающихся представителей этих школ

 

Задание 6. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы дайте аргументированный ответ на следующие вопросы:

1.Как можно истолковать слова Ницше: «Бог умер»?

2.В чем заключаются особенности развития основных направлений философской мысли XX века?

3.Почему Г.-Г. Гадамер под философией понимает «историю

понятий»?

4.В чем видит предмет своего изучения феноменология?

Творческое задание

Творческое задание выполняется в форме - эссе и представляет собой оригинальное произведение объемом до 3-4 страниц текста, посвященное какой-либо философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

Цель творческих заданий – формирование определённой гибкости мышления, умения и готовности рассматривать нестандартные и проблемные мировоззренческие и теоретические ситуации. В рамках самостоятельной работы студентов опыт творческой деятельности усваивается с помощью продуктивных методов проблемного изложения материала, частичного поиска, исследования. Применение этих методов ведёт к развитию творческих способностей студента, умению применять знания в новой квазиреальной ситуации.

 

1. Специфика философского знания. Почему некоторые философы считают, что философия занимает место между религией и наукой? Согласны ли вы с такой позицией?

2. В чем принципиальное сходство философии Возрождения, философии Нового времени и эпохи Просвещения?

3. В чем смысл афоризма Л. Витгенштейна: «Границы моего языка –

есть границы моего мира»?

 

 

Темы рефератов

  1. Основные разделы и проблемы философии.
  2. Особенности индийской философии. Веданта. Буддизм.
  3. Главные школы и идеи китайской философии. Даосизм.

Конфуцианство.

  1. Древнегреческая натурфилософия. Гераклит. Демокрит.

Пифагор.

  1. Афинская школа(Сократ, Платон. Аристотель).
  2. Философия Средневековья. Августин. Фома Аквинский.
  3. Философия эпохи Возрождения.
  4. Новоевропейская философия. Ф. Бэкон. Р. Декарт.
  5. Философия эпохи Просвещения. Ф. Вольтер. Д. Дидро, Ж-Ж.Руссо
  6. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии.
  7. Этика И. Канта.
  8. Философия права И. Канта.
  9. Философия творческого субъекта И.Г. Фихте
  10. «Философия откровения» Ф.И. Шеллинга.
  11. Философия Гегеля и развитие естествознания.
  12. Социальная антропология К. Маркса.
  13. Философские воззрения русских революционных демократов.
  14. Основные направления развития зарубежной марксистской философии в XX веке.
  15. Феноменология Э. Гуссерля и становление современной философии.
  16. Свобода и трагедия в философии Ж.-П. Сартра.
  17. Социальные утопии Т. Мюнцера, Т. Мора, Т. Кампанеллы.
  18. Естественнонаучная и философская мысль Возрождения.
  19. Воплощение философских идей в творчестве титанов эпохи Возрождения.
  20. Философские идеи Г. Галилея.
  21. «Теория идолов» Ф. Бэкона.
  22. Особенности развития отечественной философии.
  23. Русская философия ХIХ в. Философские взгляды западников и сла-

вянофилов

  1. Русская религиозная философия. В.С. Соловьев. Н.А. Бердяев.
  2. Русская идея и общественный идеал в русской религиозной

философии. И.А. Ильин. П.А. Флоренский. С.Н. Булгаков.

  1. Русский космизм. Н.Ф. Федоров. В.С. Соловьев.

К.Э. Циолковский. В.И. Вернадский.

Темы докладов-презентаций

1. Понятие философии. Состав и структура философских знаний.

2. Философия как теоретическое ядро мировоззрения.

3. Проблема бытия у ранних греческих натурфилософов.

4. Учение Платона об идеях.

5. Этические и социально-политические взгляды Платона.

6. Метафизическая картина мира Аристотеля. Учение о причинах.

7. Источники и основные проблемы философии Средних веков.

8. Философия Августина Аврелия. Теодицея. Проблема свободы воли.

9. Проблема соотношения веры и разума в учении Фомы Аквинского.

10. Картина мира в культуре и философии эпохи Возрождения.

11. Учение Фрэнсиса Бэкона о методе научного знания. Теория «идолов».

12. Механистическая картина мира.

13. Принципы рационального метода Рене Декарта.

14. Дуализм Декарта. Понятия методического сомнения и врожденных идей.

15. Сенсуализм Дж. Локка. Учение о первичных и вторичных качествах вещей.

16. Метафизика Г. Лейбница. Учение о множественности субстанций.

17. Развитие принципов рационализма в учении Б. Спинозы.

18. Последовательный эмпиризм как основа скептицизма Дж. Беркли и Д. Юма.

19. Теория познания И. Канта. Априоризм. Учение о «вещах-в-себе» и «вещах-для-нас». Понятие трансцендентального субъекта.

20. Этические воззрения И.Канта. Категорический императив.

21. Абсолютный идеализм Гегеля. Этапы развития Абсолютной Идеи.

22. Философия К. Маркса. Понятие отчуждения. Учение об обществе и

концепция истории.

23. Основные направления в философии ХХ века (2 – 3 по выбору).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: