Перечень основной и дополнительной литературы




ТЕМЫконтрольных РАБОТ

ТЕМЫконтрольных РАБОТ

ВАРИАНТ I

(буквы А — Д)

 

Тема 1. Конституция — Основной закон Российской Федерации

 

1. Понятие и социальная сущность Конституции. Классификация Конституций.

2. Юридические свойства Конституции РФ. Прямое действие норм Конституции.

3. Основные российские Конституции. Проекты Конституции 1993 года.

 

Методические рекомендации

 

При освещении первого вопроса данной темы необходимо раскрыть понятие Конституции как Основного Закона государства, ее связь с фактическими конституционными отношениями, сложившимися в обществе как результат соотношения основных социальных сил, своего рода баланса классовых, национальных, региональных, профессиональных и других интересов. Выделить критерии классификации конституций.

Следует раскрыть основные функции Конституции и ее соотношение с текущим законодательством, роль Конституции как ядра правовой системы, основы конституционной законности и правопорядка. В курсовой работе должен быть также рассмотрен вопрос о конституционной системе Российского государства, видах конституций в Российской Федерации, соотношении общефедеральной и республиканских Конституций.

При рассмотрении юридических свойств Конституции как Основного Закона государства студент должен показать особенности нормативной природы Конституции, ее особые учредительные и программные свойства. Следует остановиться и на вопросе о верховенстве Конституции в правовой системе Российского государства, ее высшей юридической силе, прямом действии норм Конституции. Необходимо проанализировать основные формы реализации норм Конституции, применения конституционных норм в деятельности правоохранительных органов.

И, наконец, тема не будет освещена достаточно полно без анализа истории развития российских Конституций, основных этапов конституционного развития России (Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг.).

Раскрывая преемственность в конституционном развитии Российского государства, следует вместе с тем обосновать необходимость коренной конституционной реформы в Российской Федерации, роль новой Конституции в становлении демократического, правового Российского государства, зрелого гражданского общества.

 

ВАРИАНТ II

(буквы Е — Л)

 

Тема 2.Конституционные институты прямой демократии в Российской Федерации

 

1. Народовластие и основные формы его осуществления в Российской Федерации. Единство представительной и прямой демократии.

2. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в Российском государстве. Референдум и свободные выборы.

3. Конституционные гарантии прямого народовластия в Российской Федерации.

 

Методические рекомендации

 

Излагая первый вопрос плана работы, студент должен раскрыть понятие и содержание конституционного принципа народовластия, социально-экономические и политические основы полновластия народа в Российской Федерации. Особое внимание следует уделить анализу правовых форм осуществления народовластия в Российской Федерации, обоснованию единства непосредственных и представительных форм осуществления народовластия.

При ответе на второй вопрос следует обратить внимание на разнообразие форм непосредственного народовластия, характеристику различных институтов прямого народовластия: выборов, всенародных обсуждений, референдумов, собраний, сходов граждан и т.д. Особое внимание должно быть уделено подготовке и проведению референдума 12 декабря 1993 г. по проекту новой Конституции РФ.

При рассмотрении вопроса о конституционных гарантиях прямого народовластия в Российской Федерации необходимо проанализировать как объективные, т.е. социально-политические, так и специальные правовые гарантии народовластия. Особое внимание должно быть уделено законодательному, конституционному обеспечению прямого народовластия в Российской Федерации.

 

ВАРИАНТ III

(буквы М — Р)

 

Тема 3. Гражданство Российской Федерации

 

1. Понятие и основные принципы российского гражданства. Морально-политическое и юридическое содержание гражданства Российской Федерации.

2. Правовое регулирование гражданства. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение и прекращение гражданства России. Гражданство детей при изменении гражданства родителей.

3. Производство по делам о гражданстве в государственных органах Российской Федерации.

 

Методические рекомендации

 

Отвечая на первый вопрос, студент должен раскрыть понятие российского гражданства, его морально-политическое содержание и юридическую природу как субъективного права, правоотношения и правового института. Рассмотрение первого вопроса предполагает и анализ конституционных основ, принципов российского гражданства.

Освещая второй вопрос плана, необходимо проанализировать становление и развитие законодательства о российском гражданстве, детально рассмотреть основные положения действующего Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Анализируя соответствующие нормы Конституции и законодательства о гражданстве, студенту необходимо проанализировать установленный порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Третий вопрос контрольной работы должен содержать сведения о производстве и исполнении решений по делам о гражданстве РФ.

 

ВАРИАНТ IV

(буквы С — Ч)

 

Тема 4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

 

1. Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

2. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

3. Реализация и защита конституционных прав и свобод в Российской Федерации.

 

Методические рекомендации

 

Рассматривая первый вопрос темы, следует раскрыть содержание института конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и его место в системе отрасли конституционного права Российской Федерации. Должны быть проанализированы новые подходы к пониманию прав человека как высшей социальной ценности и их приоритетности в правовой системе Российского государства. Студентом должны быть сформулированы понятия основного (конституционного) права и основной (конституционной) обязанности, проанализированы юридические свойства и особенности конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Также необходимо сгруппировать все основные права и обязанности, обосновать необходимость их классификации.

Освещая второй вопрос темы, необходимо на основе Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. и действующего законодательства об основных правах, свободах и обязанностях граждан дать общую характеристику конституционных прав, свобод и обязанностей, раскрыть их нормативное содержание.

Отвечая на третий вопрос, нужно охарактеризовать систему общих и специальных гарантий прав и свобод человека, механизм их реализации и защиты. Следует особо проанализировать содержание конституционной обязанности государства по признанию, соблюдению и защите неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина.

 

ВАРИАНТ V

(буквы Ш — Я)

 

Тема 5. Президент Российской Федерации (конституционно-правовой статус)

 

1. Институт Президента в конституционной системе государственной власти России.

2. Порядок избрания, полномочия и ответственность Президента РФ.

3. Досрочное прекращение полномочий Президентом РФ.

 

Методические рекомендации

Рассматривая первый вопрос темы, следует раскрыть понятие главы государства, место и роль Президента в условиях смешанной формы правления, особенности статуса Президента в Российской Федерации.

Во втором вопросе необходимо на основе действующего законодательства изложить порядок выборов Президента РФ, особенности последней президентской избирательной компании (2012 г.), проанализировать основные полномочия Президента, дать их классификацию.

В третьем вопросе следует рассмотреть вопрос об основаниях досрочного прекращения полномочий Президента, порядок отрешения Президента от должности.

Перечень основной и дополнительной литературы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: