Сущность и задачи транспортной логистики




Содержание

 

  С.
1 Сущность и задачи транспортной логистики  
2 Выбор вида транспорта  
Список использованной литературы  

Сущность и задачи транспортной логистики

 

Ведущая роль транспортировки в логистике поясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общей сумме логистических расходов, а и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока.

Транспортировку можно определить как ключевую комплексную активность, связанную с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции определенным транспортным средством в логистической цепи, и которая складывается, в свою очередь, из комплексных и элементарных активностей, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование и т.п.

Роль транспортировки настолько велика, что круг вопросов, которые касаются этой ключевой комплексной логистической активности, выделен в предмет изучения специальной дисциплины – транспортной логистики.

Транспорт в системе логистики играет двоякую роль:

· во-первых, он присутствует как составляющая часть или компонент в основных функциональных областях логистики (закупочной, производственной, распределительной);

· во-вторых, транспорт является одной из отраслей экономики, в которой также развивается предпринимательская деятельность: транспорт предлагает на рынке товаров и услуг свою продукцию – транспортные услуги, за которые получает доходы и имеет прибыль.

Будучи отраслью материального производства, транспорт имеет свою продукцию – это сам процесс перемещения, которая характеризуется рядом существенных отличий:

· отсутствие вещественной формы, но в то же время материальность по своему характеру, так как в процессе перемещения расходуются материальные средства: происходит износ движимого состава и средств обслуживания, используется труд работников транспортной сферы и т.д.;

· невозможность хранения и накопления, поэтому транспорт может иметь только некоторый резерв своей пропускной и проводящей способности для удовлетворения потребностей в транспортных услугах;

· воплощение в дополнительных транспортных расходах, которые связаны с перемещением материального потока, поэтому транспорт необходимо использовать так, чтобы транспортные расходы были наименьшими при прочих равных условиях;

· привязка к определенному месту, району, региону (например, к месту, где расположены пути сообщения и есть соответствующие транспортные предприятия).

Указанные особенности накладывают свой отпечаток на устройство и функционирование системы транспортной логистики.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Его часто называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, которые принадлежат нетранспортным предприятиям, является, как правило, составляющей частью каких-нибудь производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется вместе с решением задач производства, закупок и распределения. Так, организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения внутрипроизводственной логистики. Выбор каналов товародвижения решается в рамках распределительной логистики.

Транспортная логистика решает комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего пользования.

Основными из этих задач являются:

· выбор вида транспортного средства;

· выбор типа транспортного средства;

· оптимизация транспортного процесса при смешанных перевозках;

· определение рациональных маршрутов доставки;

· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· координация транспортного и производственного процесса.

Роль транспорта существенно меняется с развитием логистических систем. В современных условиях дисциплина транспортного обслуживания определяется не интересами отдельного отправителя (получателя), а оптимальным соотношением расходов и прибыли в указанно цикле производства и потребления.

Существуют такие признаки классификации транспортной составляющей логистических систем:

1. По видам доставки:

– прямая;

– с переработкой на транспортных терминалах;

– с переработкой и хранением в распределительных центрах.

2. По видам обслуживания:

– со склада поставщика или распределительного центра на склад потребителя или распределительный центр;

– со склада поставщика или распределительного центра непосредственно потребителю;

– с производства поставщика на производство потребителя без складского хранения и переработки.

3. По видам транспортного сообщения:

– прямое;

– смешанное.

Принципиально важно то, что транспорт как элемент инфраструктуры все чаще берет на себя нетранспортные функции, освобождая потребителя от сбытовых и распределительных операций. Таким образом, транспорт перестает быть обособленной отраслью экономики, которая продает услуги по перемещению грузов. Он выступает как производитель широкого круга услуг, готовый осуществлять комплексное обслуживание.

 


 

Выбор вида транспорта

 

Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.

Цель транспортной логистики – доставлять нужный товар требуемого

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Существуют следующие виды транспорта:

· железнодорожный;

· морской;

· внутренний водный (речной);

· автомобильный;

· воздушный;

· трубопроводный.

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

· время доставки,

· частота отправлений груза,

· надежность соблюдения графика доставки,

· способность перевозить разные грузы,

· способность доставить груз в любую точку территории,

· стоимость перевозки.

Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика основных видов транспорта
Вид транспорта Достоинства Недостатки
Железно- дорожный Высокая провозная и пропускная способности. Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы. Значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния Ограниченное число перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Низкая доступность к конечным точкам продаж. Недостаточно высокая сохранность грузов
Автомо-бильный Высокая доступность. Возможность доставки груза «от двери до двери». Высокая маневренность. Высокая скорость доставки. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Возможность отправки груза малыми партиями Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Недостаточная экологическая чистота
Воздушный Наивысшая скорость доставки грузов. Высокая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок Высокая себестоимость перевозок. Высокая капиталоемкость. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность

 

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.


 

Список использованной литературы

1. Винников В. В., Быкова Е. Д., Винников С. В.. Логистика на водном транспорте: Учебн. пособие для студентов и курсантов высших учебных заведений водного транспорта / Под общей ред. проф. В. В. Винникова. - Одесса: Фешкс - 222 с.. 2004;;

2. Транспортная логистика: учебное пособие / Л. Э. Еремеева; Сыкт. лесн. ин-т. — Сыктывкар: СЛИ, 2013. — 260 с;

3. Основы логистики: [теория и практика] / [В. В. Щербаков и др.]. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер Пресс, 2009. – 426 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: