Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики




Дубина Анастасия РСО/б-19-1-о

Статья 1 ”МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЛОНГРИД КАК НОВЫЙ ЖУРНАЛИСТСКИЙ ФОРМАТ”

Влияние интернет-технологий на журналистику существенным образом отразилось на ее содержании. Появились новые форматы представления информации в интернете, одним из которых является мультимедийный лонгрид. Это интерактивный материал, созданный на основе объемного текста и содержащий аудиовизуальные компоненты. В данной статье формулируется понятие мультимедийного лонгрида, дается его общая характеристика, описываются содержательные и формальные признаки, исследуются композиционные особенности.

Одним из успешных журналистских форматов является мультимедийный лонгрид («long read» — длинное чтение) — это «новый формат подачи текстовой информации в интернете», в основе которого — текст большого объема и аудиовизуальные компоненты. Обычно это подробный обзор по теме, содержащий помимо текста различные мультимедийные элементы: фото, видео, инфографику и т.п. Таким образом, можно охарактеризовать лонгрид как мультимедийный проект, посвященный конкретному событию или проблеме, актуальной дате. Ключевой характеристикой такого формата является объем и продолжительность материала, а основой — журналистский текст.

Исследователь А.В. Колесниченко рассматривает лонгрид как жанр журналистики. Он отмечает, что его главной жанровой характеристикой является системность темы (новое явление, системное расследование), глубокое и длительное исследование темы журналистом с использованием большого количества источников информации и большой объем текста в сочетании с высокой плотностью смысла темы.

Для лонгрида характерен особый способ построения материала, который можно охарактеризовать как мультимедийное нарративное изложение («письменное повествование»).

Нарративное изложение — это явление, сочетающее в себе свойства журналистики и художественной литературы: с одной стороны, оно затрагивает социально значимые темы, отличается фактографической точностью излагаемой информации; с другой стороны, представляет увлекательные истории, написанные живым языком, с драматическим сюжетом, в которых явно звучит голос автора.

Для успешного создания лонгрида в интернете универсальный журналист должен обладать всеми необходимыми личностно-профессиональными качествами, технологическими навыками и умениями, а также иметь «навык видения мультимедийного замысла», позволяющий ему уже на подготовительном этапе представить конечный продукт.

 

Статья 2 “МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЛОНГРИДЫКАК ФОРМАТ В ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКЕ: АНАЛИЗ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ”

За последние несколько лет в медиа-сфере отмечаются существенные изменения. Главным образом, в истории зафиксированы три информационные революции, которые, по мнению А. Д. Трахтенберга, существенно изменили медиа-пространство.

Последняя информационная революция, по замечаниям А. Д. Трахтенберга, происходит на наших глазах и связана с возникновением и массовым распространением информационно-компьютерных технологий

Изменения технического плана обусловили появление информационного шума (обилие и даже преизбыток информации), что привело к усложнению восприятия столь большого объема данных.

I. Первый этап (1990–1993 гг.) связан с начальной стадией становления Интернета, доступ к которому сначала получили сотрудники университетов и научно-исследовательских центров России/

II. На втором этапе (1994–1997 гг.) отмечается становление отечественного сегмента Интернета (регистрация национального домена ru, появление первых российских коммерческих сайтов и др.), которое впоследствии подготовило почву для обеспечения массового доступа рядовых пользователей к Всемирной Сети.

III. На третьем этапе (1998–2003 гг.) фиксируется экспоненциальный рост пользователей Сети, в результате которого Интернет перестал рассматриваться как инструмент, доступ к которому имеет ограниченное количество людей. Активное развитие отмечается в отношении информационных агентств, которые начинают адаптировать свои сайты под формат «новостной журналистики».

IV. На четвертом этапе (начало 2000 г. – настоящее время) развитие технологий коммуникации достигло такого уровня, который позволил пользователям принимать активное участие в создание и распространение контента. Социальные медиа стали площадками, используемыми не только для поиска сведений и фактов, но и для работы с пользовательским контентом (UGC).

Т. Воган и Д. Доулинг считают, что лонгрид – пример того, как в последнее время журналистика воплощает в себе мультимедийную культуру медиа, «мультимедийный лонгрид включает все разнообразие компонентов мультимедиа и создает новые измерения визуальности, предлагая, например, параллакс-эффект».

Отличительной особенностью данного формата является глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку журналистом большого количества источников по предмету исследования.

Второй отличительной особенностью является то, что лонгрид подразумевает подачу объемного текста, используя визуальные компоненты.

В лонгриде отслеживается последовательность изложения мысли, грамотное сочетание всех компонентов – размера и количества иллюстрации, шрифтов и прочего.

В настоящее время интернет-пространство довольно быстро «наполняется» мультимедийными лонгридами, в каждом из которых отражена та или иная проблема.

Современные издания, которые перешли на сетевые платформы, активно используют мультимедийные элементы и визуализацию в статьях. Мультимедийные лонгриды включают в себя весь спектр визуальных компонентов, что позволяют наиболее полно воссоздать событие. Использование инфографики позволяет систематизировать информацию. Конкретные цифры способствуют представлению полной картины события. Фотографии подчеркивают настроение описываемого явления. Интерактивные элементы таких материалов «включают» человека в событие и заставляют сопереживать героям, если эмоциональный потенциал полностью раскрыт. Эти приемы позволяют долгое время держать внимание читателя, оставляя определенный след в его сознании.

Статья 3 “ИГРОВЫЕ ФОРМАТЫМУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ”

Эффективный журналистский материал, интегрированный в общедоступное интернет-пространство в виде экранного сообщения, во-первых, стремится к мультимедийности (использованию инфографики, видео, звука и пр.) и трансформации (копированию, переформатированию, тиражированию); во-вторых, провоцирует коммуникативное взаимодействие с сетевым сообществом (целевая аудитория может быть определена приблизительно) и информационным массивом Интернета как хранилищем мультимедийной информации.

Универсальным феноменом современного сетевого этапа развития массовых коммуникаций является игра, игровые коммуникации.

Игра отвечает глубинным потребностям человека — современника эпохи постмодерна. Известный символ постмодернистской философской парадигмы — ризома (лабиринт), он напоминает одновременно Всемирную паутину и квест (приключенческую игру).

Первичный толчок к творческой игре в Сети дает именно форма текста, поэтому для мультимедийной журналистики актуальным понятием является формат — способ подачи материала.

Для мультимедийной журналистики формат — это не только форма (постфактум) подачи материала, но и определенная установка (априори) авторов на конкретную форму, диктуемую соображениями эффективной коммуникации.

Среди первопроходцев игровых журналистских коммуникаций — сотрудники Esquire Russia. Журнал (формально относящийся к категории глянца) позиционирует себя как дерзкое и свободное издание для умных и разборчивых мужчин — для тех, кого не прельщают дешевые сенсации, кто в состоянии оценить настоящий стиль.

Подача журналистского материала в формате теста помогает, во-первых, привлечь внимание к теме, во-вторых, удержать это внимание (соблазн перейти на другой ресурс в Интернете особенно велик), в-третьих, спровоцировать читателя на самостоятельно сделанные определенные выводы, которые, в итоге, отражают в той или иной степени позицию автора. В данном случае журналиста можно сравнить с мастером игры, который организует игровое пространство в альтернативной реальности и устанавливает свои правила.

Игровые форматы предоставляют журналистам новые возможности в качестве средства передачи информации, дают современный, востребованный аудиторией инструмент развития мультимедийных средств массовых коммуникаций. Традиционные развлекательные игровые модели превращаются в форматы, которые используются для социально значимых диалогов журналистов с аудиторией Рунета.

Автор полагает, что игра как «средство расширения нашего социального Я» (М. Маклюэн) является оптимальной моделью организации интернет-пространства для реализации функций современной мультимедийной журналистики. В эпоху постмодернизма медийная аудитория склонна к переосмыслению реальности, моделированию новых форм и игре со смыслами, поэтому именно игровые коммуникации могут стать наиболее эффективными в практике сетевых медиа.

 

Библиографические данные статей:

1. https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynyy-longrid-kak-novyy-zhurnalistskiy-format/viewer

 

2. https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-longridy-kak-format-v-internet-zhurnalistike-analiz-spetsificheskih-osobennostey/viewer

 

3. https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-formaty-multimediynoy-zhurnalistiki/viewer



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: