Структура современного урока




Задание: Выполнить конспект по теме.

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу — к определению темы урока.

Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление.

Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль, даже, собственно, способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и обучает. Это может прозвучать примерно так:

- Good morning, Dear children!- говорят англичане,

-Guten Morgen! — говорят немцы,

А я говорю вам: «Доброе утро, дети! Здравствуйте!» Это значит, что я желаю вам здоровья и хорошего настроения на весь день.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель этого этапа — выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний не достаточно. Вариантов множество. Интересны тест «Верно ли что…» или приём «Тонких и толстых вопросов». Обязательно анализируем ошибки. Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Для одних попроще — это типовые задания, где объект изучения находится в знакомой ситуации. Для других посложнее — конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой ситуации, они немного завуалированы. Причем ребенок должен сам выбрать, какое задание он будет выполнять.(8)

На уроке математики можно предложить такие задания. Они напечатаны в конвертах разного цвета. Степень сложности задания соответствует определенному цвету и предложены на выбор. После выполнения задания проводится самопроверка. К удивлению детей, ответ был указан на конверте в области поля «индекс отправителя». У одних детей это повышает самооценку, других активизирует восполнить пробелы в знаниях. Таким путем формируем личностные УУД.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности. Обязательно уделяем внимание на ценности добываемых детьми знаний. Вместе с ними находим возможность применения их в жизни. Спрашиваем у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл!

Уместно на этапе самостоятельное создание учащимися опорных таблиц, которыми слабоуспевающие дети будут пользоваться в течение урока. Очень хорошо, если на данном этапе дети столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им не достаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь работает формирование регулятивных УУД (способность планировать, удерживать учебную задачу в течении урока).(3)

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания). Оно может быть творческим или проблемно-поисковым. Здесь важно предложить детям различные источники информации для поиска недостающих знаний. По своему выбору они могут воспользоваться различными словарями, справочниками, учебником, СМИ, использовать Интернет, попросить помощи у друзей. Здесь формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) — а это одно из познавательных УУД. Развиваем познавательную деятельность на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне, следим за аргументацией их собственного мнения. (1)

5. Реализация построенного проекта. Оформить свою работу детям тоже можно предлагать по-разному, используя при этом работу в парах, в группах, по рядам, индивидуально, коллективно. В зависимости от специфики предмета дети могут написать эссе, синквейн, выразить мысли в стихах или прозе, сделать рисунок, создать проект, чертеж, презентацию, инсценировку, доклад, реферат, памятку. Развиваем и личностные, и регулятивные, и познавательные, и коммуникативные, и метапредметные УУД.(2)

Дети работают с огромным интересом, быстро увлекаются и с удовольствием не только выполняют задания учителя, но и придумывают свои. У всех обнаруживаются творческие способности, расширяется кругозор. Ребята быстро учатся анализировать, прогнозировать, могут самостоятельно или с помощью своей группы справиться с проблемой, созданной на уроке. А самое главное, что за счёт интеграции ребята значительно разгрузились, то есть курс является здоровьесберегающим.(7) Динамические паузы снимают физическое и психологическое напряжение. Хорошо если физминутка тоже будет тематической. Например, при изучении геометрических фигур предлагаем детям взять карточки «треугольник», «квадрат», «прямоугольник». Даю команду «Т» — прыжки, «К» — наклоны, «П» — рывки руками. Количество раз равно количеству сторон фигуры. Затем дети обмениваются карточкой с другом, выполняют другое упражнение. Нравится детям флешмоб, когда один ребенок под музыку импровизирует, а другие повторяют его движения. На уроке русского языка на физминутке можно отработать правописание, например, безударной гласной в корне. Произносим слово или показываем слово с пропущенной гласной. Если надо вставить «а» — дети делают прыжки, если «о» — хлопки и т.д.

6. Первичное закрепление. Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Для одних попроще — это типовые задания, где объект изучения находится в знакомой ситуации, на поверхности. Для других посложнее — конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой ситуации, т.е. они немного завуалированы. Причем ребенок должен сам выбрать, какое задание он будет выполнять. Учитель лишь ранжирует их по степени сложности. Таким образом развиваем коммуникативные УУД.(4)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Можно использовать такие приемы, как «В своём темпе», «Да-нетка», деловая игра «Я-учитель», «Лови ошибку», «Найди соответствие».

8. Включение в систему знаний и повторение (домашнее задание). Лучше предложить разноуровневые. Обязательное для всех задание должно быть достаточно понятным. А дополнительные могут потребовать от детей поисковой познавательной деятельности. Например, на уроке окружающего мира по теме «Лес» раздать детям фильтр-пакетики аптечного чая из липового цвета. Задание: узнать, что находится внутри пакетика, где растет, для чего используют, нарисовать как выглядит в природе. По теме «Растения» прослушали песню «Подорожник трава». Задание: написать мини-сочинение «За что меня так назвали?»

9. Рефлексия учебной деятельности.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. При взаимодействии с учащимися можно использовать, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

· физическую (успел – не успел);

· сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

· интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

· духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Можно использовать метод незаконченного предложения:

- Я понял,что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…Или:

«Всё понятно» - изображение знака «солнце»

«Не всё было понятно» - знак «солнце за тучкой»

«Мало что понял» - знак «тучка».

Современный урок –постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: