Падение Римской империи.




Реферат па курсу

«История Беларуси в контексте мировой цивилизации »

на тему: «Распад Римской империи и её историческое значение с позиции наших дней »

 

 

Выполнил: студент гр. Т-61

Рабчук М. В.

Преподаватель: Стрелец М. В.

Брест 2002

1. Общее положение в Западной Рим­ской империи.

 

В V в. В 395 г. произошло окончательное политическое разделение ранее единой Средиземноморской империи на два государственных образования: Запад­ную Римскую империю и Восточную Рим­скую империю (Византию). Хотя во главе и той и другой стояли родные братья и сы­новья Феодосия, а в юридической теории сохранялась идея единой Империи, управ­ляемой лишь двумя императорами, факти­чески и политически это были два самостоятельных государства со своими столицами (Равенна и Константинополь), своими императорскими дворами, с разны­ми задачами, стоящими перед правительст­вами, наконец, с разными социально-эко­номическими базами. Процесс историче­ского развития на Западе и в Византии стал приобретать разные формы и пошел поразным путям. В Восточной Римской импе­рии процессы феодализации сохраняли чер­ты большей преемственности старых общественных структур, проходили медлен­нее, совершались при сохранении сильной центральной власти императора в Констан­тинополе.

Иным оказался путь формирования фе­одальной формации на Западе. Его важней­шей особенностью является ослабление центральной власти римского императора и ее уничтожение как политической над­стройки. Другой его особенностью является постепенное формирование на территории Империи самостоятельных политических образований — варварских королевств, в рамках которых процесс развития феодаль­ных отношений приобретает отличные от Византии формы, в частности форму син­теза новых отношений, формирующихся в недрах разлагающихся античных структур, и отношений, развивающихся в среде заво­евателей — варварских племен и племен­ных союзов.

Постепенное ослабление центральной власти Западной Римской империи объяс­няется серьезными социально-экономиче­скими изменениями римского общества IV—V вв. прежде всего упадком городов, сокращением товарного производства и торговли, постоянно усиливающейся натурализации экономики и перемещением центра экономической жизни из городов в деревню — огромные латифундии, которые превращаются в центры не только сельского хозяйства, но и ремесла и торговли ближай­шей к поместью округи.

Связанные с античными формами хо­зяйства и городской жизнью общественные слои, прежде всего муниципальные собст­венники, или, как их называли в IV—V вв., куриалы, разорялись и деградировали. На­против, все более укреплялись социальные позиции крупных магнатов, собственников огромных земельных массивов с самым раз­нообразным населением, располагающих большим запасом продовольствия и ремес­ленной продукции, имеющих собственную охрану и укрепленные виллы. Слабые западноримские императоры наделяют могу­щественных магнатов, которые, как пра­вило, принадлежали к высшему социально­му слою Империи — сенаторам — и зани­мали важные посты в армии, в провин­циальной администрации, при император­ском дворе, рядом привилегий (освобожде­ние от налогов, от обязательств по отно­шению к ближайшему городу, наделение элементами политической власти над насе­лением поместий и др.). Такие магнаты помимо императорских благодеяний само­вольно (в ряде случаев с согласия населе­ния) распространяют свою власть (патроциний) на соседние независимые деревни, в которых проживали свободные земледель­цы.

Укрепляется и церковное землевладе­ние. Церковные общины отдельных горо­дов, управлявшихся епископами, теперь располагали крупными земельными владе­ниями, на которых жили и трудились раз­ные категории работников — колоны, рабы, зависимые и свободные земледельцы. В V в. на Западе распространяется монашест­во, организуются монастыри, владеющие обширными землями. Укреплению церков­ного, и в частности монастырского, земле­владения способствовали и добровольные дары верующих христиан, и щедрые подар­ки императоров, и более благоприятные условия существования, поскольку церков­ные земли были освобождены от тяжелых налогов. Между светскими магнатами и церковными иерархами начинается сбли­жение. Зачастую члены одной и той же сенатской семьи становятся высшими чи­новниками и занимают епископские кафед­ры (например, семья знатного галльского аристократа Сидония Аполлинария). Не­редки случаи, когда представитель знати начинал свою карьеру в качестве имперско­го чиновника, а затем принимал священни­ческий сан и становился церковным деятелем (например, Амвросий Медиоланский).

Важным фактором экономического по­ложения Западной империи в IV в. и осо­бенно в V в. становится налоговая политика государства. В целом можно говорить о резком возрастании налогового бремени, которое превышает экономические воз­можности налогоплательщиков, постепен­но погружает их в нищету, подрывает их хозяйство. Содержание роскошного импер­ского двора, разветвленного бюрократиче­ского центрального и провинциального аппарата, армии требовало огромных средств. В то же время общий экономиче­ский упадок и сокращение материальных ресурсов, натурализация Империи, изъятие из-под налогового пресса церковных земель и многих магнатских латифундий, разоре­ние обширных пространств варварскими полчищами сокращали возможности нало­гоплательщиков. Тяжесть налогового бре­мени усугублялась хищениями и произ­волом бюрократического аппарата и сбор­щиков налогов.

Невыносимый фискальный гнет, про­извол бюрократии задевали и социальные интересы провинциальной знати, которая вместе с местными церковными общинами во главе с епископами боролась за свои привилегии, а также требовала от слабею­щего центра более энергичных мер по поддержанию и безопасности границ и подавлению социальных движений коло­нов, рабов, зависимых и обездоленных лю­дей. В V в. с каждым десятилетием имперское правительство все хуже и хуже выполняло эти важнейшие задачи, утрачи­вая свое право на существование. Провин­циальная аристократия и местная церковь, располагающие огромными земельными массивами и обширным штатом работни­ков, постепенно берут в свои руки функции подавления социальных движений в своих областях, отражения варварских вторже­ний, игнорируют распоряжения императо­ров, вступают в сепаратные контакты с предводителями пограничных варварских племен. Происходит сужение социальной опоры Римской империи, начинается ее медленная, но неуклонная агония.

Важным фактором социально-полити­ческой ситуации в западноримском обще­стве V в. становится постепенное расхож­дение интересов христианской церкви, объ­единяющейся вокруг римского папы, и им­ператорского правительства. Церковь, рас­полагающая разветвленной организацией, огромными богатствами и сильным мораль­ным воздействием, приобретает и полити­ческое влияние. Западным римским импе­раторам не удалось нейтрализовать это вли­яние и поставить его под собственный кон­троль, как это сделали византийские монархи. Этому способствовало и формаль­ное разделение резиденций: центром запад­ной церкви стал Рим — символ римской мощи и культуры, центром императорского двора — Медиолан, а с 402 г.— Равенна. Средством политического влияния запад­ной церкви стала и поддержка провинци­альной знати, и активная благотвори­тельность среди низших классов (реализа­ция огромных запасов продовольствия и материальных ресурсов церкви), что контр­астировало со все усиливающимся налого­вым прессом центрального правительства. И по мере того как падал авторитет Импе­рии и ее бюрократического аппарата, воз­растало социальное и политическое влия­ние церковной организации.

Общее одряхление Западной Римской империи ярко выразилось в развале ее во­енной организации. Реформированная Ди­оклетианом и Константином армия к концу IV в. стала обнаруживать свою слабость и малую боеспособность. При сокращении материальных ресурсов и населения Импе­рии, массовом уклонении от военной служ­бы возникали все большие трудности с комплектованием армии. Пограничные войска превращались в слабодисциплинированные поселения военных колонистов, занятых больше своим хозяйством, чем во­инской службой.

Составленная из насильно набранных рекрутов, зачастую тех же угнетаемых коло­нов, завербованных преступников и других сомнительных элементов, римская полевая армия теряла боевые качества. Воины зача­стую становились орудием честолюбивых планов своих командиров или грабителями своего собственного населения, а не эффек­тивным средством защиты государства от внешнего врага.

Огромная армия, насчитывающая око­ло 140 тыс. пограничных и около 125 тыс. полевых войск, требующая колоссальных средств для своего содержания, с каждым десятилетием все хуже и хуже выполняла свои прямые функции. Ослабление армии не было секретом для имперского прави­тельства, и для укрепления военной орга­низации западноримские императоры вста­ли на путь, известный еще в IV в.: заключе­ние договоров с вождями варварских пле­мен, по которым последние объявлялись союзниками (федератами) Империи, полу­чали от императоров места для поселения, продовольствие и снаряжение, регулярную плату и превращались в наемные соедине­ния римской армии. Однако это был опас­ный путь. Такие варварские дружины во главе со своими конунгами (королями) да­леко не всегда повиновались император­ским приказам, они проводили самос­тоятельную политику, нередко обращали свое оружие не столько против внешнего врага, сколько против мирного населения с целью грабежа. К тому же возможность сепаратных контактов с варварскими дру­жинами со стороны местной аристократии питала наряду с другими причинами силь­ный провинциальный сепаратизм и создавала условия для союза местной знати и варварских предводителей вопреки интере­сам императорского двора.

Изменившиеся социально-экономиче­ские и политические условия, и прежде всего установление императорского абсо­лютизма в форме домината, усиление фис­кального гнета и системы всеобщего закрепощения требовали и пересмотра ра­нее действующего в ранней Империи клас­сического римского права. К началу IV в. накопилось огромное количество различ­ных правовых документов, далеко не всегда

соответствующих друг другу: часть респуб­ликанских законов вплоть до законов 12 Таблиц, некоторые преторские эдикты, ре­шения сената, толкования и «ответы» зна­менитых юристов, наконец, многочис­ленные конституции императоров со вре­мен Северов, приравненные к законам. Чтобы сделать правовую систему действую­щей в новых изменившихся условиях, приспособить ее к нуждам деспотического государства и обеспечивать хотя бы мини­мальный общественный порядок, нужно было провести систематизацию действую­щих правовых норм, приспособить их к новым условиям и объединить в форме общего и единого государственного свода, систематизированного кодекса римского права.

В конце III в. был создан кодекс Грегорианус, куда вошли императорские кон­ституции от Адриана до конца III в.; в начале IV в. был составлен кодекс Гермогенианус, включивший императорские кон­ституции до Константина Великого. В начале V в. в кодекс императора Феодосия II были включены конституции от Констан­тина до Феодосия II, а также фрагменты и сочинения крупнейших римских юристов. Определился ограниченный круг произве­дений классической юридической литера­туры: сочинения Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина, Гая, которые считались iura. Окончательная кодификация римского права была проведена в начале VI в. импе­ратором Восточной Римской империи Юс­тинианом, собравшим все императорские конституции.

Для составления Кодекса Юстиниан со­здал Комиссию во главе с известным юри­стом и государственным деятелем Трибонианом. С учетом предшествующего опыта перед Комиссией была поставлена задача не только собрать императорские конституции и цитаты из трудов юристов, но и поста­раться объяснить и устранить противоречия в текстах классических юристов.

В Кодекс Юстиниана вошли четыре части: Институции — учебник, в основу которого были положены Институции Гая, Дигесты (Пандекты) — извлечения из тек­стов классических юристов в 50 книгах по публичному, частному, уголовному праву и т. д. Каждая книга делилась на титулы и параграфы и включала цитаты по граждан­скому праву с комментариями Сабина, фрагменты сочинений по преторскому эдикту, изложение гезропза с опорой на Папиниана. В текстах классических юри­стов проводились замены устаревших поня­тий на соответствующие современным, делались вставки, пояснения. Кодекс Юс­тиниана включал 12 книг по частному, уго­ловному праву, положение о государст­венном управлении, право магистратов. Но­вые законы Юстиниана вошли в четвертую часть — Новеллы. Кодификация римского права была завершена.

Серьезные изменения произошли в вещном праве, перестали существовать все, кроме римской, виды собственности (после эдикта Каракаллы, превратившего всех жи­телей Империи в граждан, отпало понятие перефинской собственности; после лише­ния Италии податных привилегий при Ди­оклетиане выделение особой провинциаль­ной собственности также потеряло смысл). Произошел коренной пересмотр древних представлений о собственности, было отме­нено деление вещей на res mancipi и res nec mancipi, движимая и недвижимая собствен­ность были уравнены.

Перенесение права собственности те­перь не нуждается в формализме или преторской поддержке и остается в виде простой передачи — традиции. Акты пере­дачи собственности оформляются в виде записи (например, в поземельных книгах). Другим способом остается приобретение - собственности по давности владения. Он берется на вооружение государством для стимуляции обработки земли, особенно невозделанных участков. Добросовестный владелец по приобретательной давности по­лучает вещную исковую защиту, т.е. после десяти лет владения становится полным собственником.

Государство всячески поощряет долго­срочную аренду невозделанных участков в форме эмфитевзиса — фактического найма за ежегодный налог. Теперь он превраща­ется в юридически оформленный найм, арендатор получает такую же защиту, как и собственник, право на отчуждение и пере­дачу по наследству. На нем основывается и развивается идея вечной аренды для част­ных владельцев. Иски приобретают общий характер. При Юстиниане эмфитевзис сли­вается с ius in agro vectigali.

Контроль государства за развитием вещного права проявляется в городах, где оно развивается в направлении запрета декурионам отчуждать собственность без раз­решения магистрата.

Главным типом закладного права на все виды имущества стала ипотека. Через ипо­теку государство могло оказывать некоторую защиту низшим слоям населения, поскольку должник, сохраняя права вла­дения, имеет свободу действия вплоть до отчуждения.

Изменение основополагающих поня­тий права повлияло на изменение в процес­се. Стал развиваться ранее редко применяв­шийся экстраординарный процесс. Он ос­новывался на праве магистрата осуществ­лять защиту и являлся административным разбирательством. Формулярный процесс отмирает, так как исчезла разница в граж­данстве и видах собственности. Экстраор­динарный процесс становится нормой. Если весь ординарный процесс (легисакционный и формулярный) строился на согла­шении сторон, то новый процесс — на власти магистрата. Магистрат выступает в нем не как судья, а как администратор, защищая новые отношения в праве.

Одним из решающих факторов истори­ческого развития общества и государства в V в. стало революционное движение угне­тенных и обездоленных слоев населения. Мучительное формирование новых классов производителей осложнялось наличием де­спотического государства, тормозившего внедрение более мягких форм зависимости, чем рабство. Всеобщее закрепощение, установленное при доминате в IV в., представ­ляло собой систему, причудливо сочетаю­щую новую форму зависимости и собствен­но рабовладельческих отношений, систему, от которой жестоко страдали не только са­мые низшие, но и средние слои римского населения. Все это обостряло социальную обстановку в Империи, создавало большую напряженность в классовых отношениях, выливавшуюся в разные формы социально­го и классового протеста. Положение усу­гублялось невыносимым фискальным гнетом, произволом чиновников и армии, включая наемные варварские дружины, об­щим оскудением, отсутствием внутренней безопасности и стабильности. Особенно­стью массовых движений V в. был их раз­нородный социальный состав, участие представителей разных классов и социаль­ных групп, рабов, колонов, разоряющихся свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших городских и даже неко­торых средних слоев, куриалов. Социаль­ный протест часто переплетался с сепа­ратными настроениями и религиозными столкновениями, и в таком случае состав участников народных движений становился еще более пестрым. Не имея четких поли­тических программ, массовые движения V в. объективно были направлены против деспотического государства, остатков от­живших рабовладельческих отношений, опутывающих римское общество и мешаю­щих движению вперед.

Примером мощного, разнохарактерно­го по своему социальному составу народно­го движения является движение багаудов в Галлии, возникшее еще в III в., а в V в.

вспыхнувшее с новой силой. «Что же иное породило багаудов,— восклицает Сальвиан,— как не наши непомерные взыскания, нечестность правителей, проскрипции и грабежи, творимые людьми, которые пре­вратили взимание общественных повинно­стей в источник собственного дохода, а налоги — в свою добычу?..» Движение ба­гаудов охватило центральные области Гал­лии, но особенно сильным и организо­ванный оно было в округе Арморика (совр. Бретань). Во главе со своим предводителем Тибаттоном багауды в 435—437 гг. освобо­дили от римских властей Арморику и уста­новили свое правление. После поражения в 437 г., полученного от имперских войск (включавших в свой состав и гуннские от­ряды) во главе с Аэцием, движение багаудов вспыхнуло в 440-х годах и продолжалось почти целое десятилетие.

В Африке социальный протест населе­ния принял форму религиозных движений. Уже с III в. африканские христианские об­щины проявили сепаратистские настрое­ния, получившие организационное оформ­ление в учении епископа Доната. Крайне левым крылом донатизма стали так называ­емые циркуцеллионы, или агонистики (бор­цы за истинную веру), в движении которых явления социального протеста преобладали. «Какой господин,— говорил их противник Августин,— не был вынужден бояться сво­его раба, если он прибегал к их (агонистиков.—В. К.) покровительству? Кто осме­ливался хотя бы угрожать разорителю или виновнику? Кто мог взыскать с разорителя винных складов, с должника, требующего их помощи и защиты? Под страхом дуби­нок, пожаров, немедленной смерти уничто­жались документы на худших рабов, чтобы они уходили в качестве свободных. Отнятые долговые расписки возвращались должни­кам. Всех, кто пренебрегал их грубыми сло­вами, принуждали выполнять приказания еще более грубыми бичами... Некоторые отцы семейств, люди высокого происхож­дения и благородного воспитания, были принесены еле живыми после их избиений или, привязанные к жернову, вращали его, подгоняемые бичами, как презренный скот». До конца 420-х годов агонистики были серьезной опасностью для местной аристократии и римской власти.

Своеобразной формой социального протеста становятся ереси — религиозные течения, не признающие утвержденные дог­маты ортодоксальной церкви. Особенное распространение в V в. в Галлии имела ересь выходца из Британии Пелагия, отвергавше­го основной догмат церкви о греховной природе людей, якобы обремененной пер­вородным грехом Адама, и на этом основа­нии отрицающего рабство, угнетение и социальную несправедливость. Пелагианство в своеобразной религиозной форме, путем подчеркивания совершенной сущно­сти человека оправдывало различные фор­мы социального протеста низов римского общества против усиливающейся эксплуа­тации, фискального гнета и норм рабовла­дельческого права.

Различные по формам своего проявле­ния массовые народные движения расша­тывали отживающие общественные отно­шения и стоящее за ними деспотическое государство — Западноримскую империю.

Коренные изменения социально-эко­номической структуры, государственной организации происходили в условиях уси­ливающегося притока варварских племен к римским границам, их постоянных проры­вов и грабежей пограничных и глубинных территорий. Живущие вдоль римского по­граничного лимеса племенные федерации франков, свевов, алеманов, бургундов, ван­далов, готов и других племен переживали процесс разложения родового строя и фор­мирования раннеклассовых отношений, ко­торый был ускорен мощным влиянием римской цивилизации. Происходит выделе­ние слоя племенной знати, объединяющей вокруг себя воинственные дружины своих соплеменников, которые военное ремесло предпочитают всякому другому; растет во­инственность пограничных варварских пле­мен. Их агрессивность подогревается ослаблением военной мощи Империи и бо­гатствами римских провинций.

В конце IV в. начинается так называе­мое великое переселение народов, вызван­ное движением большой коалиции племен во главе с гуннами из прикаспийских степей в западном направлении.

Во время великого переселения народов конца IV—V в. произошли в невиданных ранее масштабах перемещения многочис­ленных народов, племенных союзов и пле­мен Восточной и Центральной Европы. Они оказали огромное влияние и на соци­ально-экономические отношения, и на политическое положение как в Европе, так и во всем Средиземноморье, на распад Запад­ной Римской империи, приблизили конец всего античного мира.

Таковы были коренные особенности и конкретные формы проявления социальной революции, в процессе которой рушились антично-рабовладельческое римское обще­ство и его государственность в западной части бывшей Средиземноморской импе­рии.

 

Падение Римской империи.

Пути исторического развития Восточной и Западной им­перий, после того как они окончательно разделились в 395-году, существенно отличались друг от друга. Восточная им­перия, которая впоследствии стала называться империей Ви­зантийской, превратилась в результате сложных процессов в феодальное государство, какое смогло просуществовать еще целую тысячу лет, вплоть до середины XV века (1453 год). Иначе сложилась историческая судьба Западной Римской империи. Крушение рабовладельческого строя в ее пределах протекало особенно бурно, это сопровождалось кровавы­ми войнами, переворотами, народными восстаниями, окон­чательно подорвавшими былое могущество одного из круп­нейших государств древнего мира.

После того как императором стал малолетний Гонорий (395-423 гг.), во главе императорского правительства, в на­чале V века, стоял вандал по происхождению Стилихон. Ему пришлось решать две важнейшие задачи: во-первых, отражение варварских вторжений в саму Италию и, во-вто­рых, подавление сепаратистского движения в Галлии.

Лишь с огромным трудом удалось отразить нашествие вестготских дружин во главе с Аларихом в 401-402 годах и возобновить с ним договорные отношения. В 404 —405 годах Италия подверглась вторжению из-за Восточных Альп войск гота Радагайса, который дошел до самой Флоренции, но был все же разгромлен недалеко от этого города. Все эти вторжения показывали, что самая серьезная опасность угрожает центру государства — Италии и непосредственно столицам — исторической столице городу Риму и резиденции императора, которой отныне была сильно укрепленная, ок­руженная труднопроходимыми болотами Равенна.

Для того чтобы защитить императорскую столицу, Сти­лихон перевел в Италию часть маневренных полевых войск из Британии и Галлии. Этим он ослабил оборону рейнских границ и всей Галлии. После того как части войск были от­ведены, это фактически означало, что империя оставляет западные провинции на произвол судьбы. Этим не преминули воспользоваться племенные коалиции аланов, вандалов и свевов, которые в 407 году прорвали рейнскую границу и, форсировав реку, ворвались в Галлию, опустошая все на своем пути. Пришлось провинциальной аристократии, ко­торая состояла из галло-римской знати, руководить обороной своих провинций, не надеясь на помощь императорского правительства. Все это привело к тому, что стоявшие в Брита­нии и в Галлии войска провозгласили императором Кон­стантина (407-411 гг.). С большим трудом ему удалось вос­становить положение на рейнской границе: он оттеснил вандалов и свевов в Испанию и смог стабилизировать внут­реннюю обстановку в Галлии, подавил восстание багаудов.

Бездействие центрального правительства, которое было занято отражением нового набега войск Алариха, вторгшихся в Иллирию, способствовало укреплению позиции узурпатора Константина в Галлии. Неспокойно было и в самой импе­раторской столице. В 408 году был отстранен от власти и убит казавшийся всемогущим Стилихон. К власти пришла группировка, которая сразу же разорвала союзные отно­шения с Аларихом, его войска вновь двинулись в Италию. На этот раз Аларих выбрал целью своего похода вечный город Рим, который он осадил осенью 408 года. Заплатив огромный выкуп, жители Рима добились снятия осады и отхода войск вестготов. Аларих пытался договориться с им­ператорским правительством. Равенне о приемлемом мире, но переговоры были вновь сорваны придворной группировкой и для того чтобы надавить на императорский двор, и ус­корить принятие выгодных для себя решений, Аларих повел свои войска на. ослабевающий Рим опять. На пути следо­вания к готам стали присоединяться беглые рабы. Город Рим был брошен на произвол судьбы императором, который укрылся в хорошо укрепленной Равенне. Не получивший никакой поддержки, Рим не смог сопротивляться войскам вестготов и 24 августа 410 года городские ворота Рима были открыты рабами. Вестготы ворвались в город и жестоко его разграбили.

Падение Рима произвело огромное впечатление на со­временников. Рим продолжал существовать и после втор­жения вестготов, однако его мировое значение было утрачено. «Вечный город» пустел, на римском форуме, где раньше решались судьбы народов практически всего цивилизованного мира, теперь росла густая трава и паслись свиньи: Паде­ние и жестокое разграбление Рима у всех культурных людей Средиземноморья вызвало понимание обреченности римского государства вообще. Теперь никто не сомневался в близости заката Западной Римской империи, ее культуры, и общественного устройства. Под влиянием предчувствия катастрофы один из крупнейших деятелей христианской церкви начала V века епископ города Гиппона Регия Ав­густин начал работу над своим знаменитым произведением «О граде божьем» (412-425 гг.), в котором он размышлял над причинами взлета и падения земных царств, в том числе и Римской империи. Августин развивал свою теорию бо­жественного города, который должен прийти на смену зем­ным царствам.

Осенью 410 года императорское правительство в Ра­венне оказалось в очень тяжелом положении. Вестготы, которые разграбили Рим, и предводителем которых после неожиданной смерти тридцатичетырехлетнего Алариха в 410 году стал его племянник конунг Атаульф, фактически блокировали Италию. В Галлии правил узурпатор Кон­стантин, а в Испании хозяйничали прорвавшиеся туда пле­менные союзы аланов, вандалов и свевов. Начался по­степенный процесс развала империи, остановить который было уже невозможно. В подобных условиях правитель­ство в Равенне было вынуждено изменить свою политику по отношению к варварам: римляне пошли на новые ус­тупки. Отныне отряды варваров не только нанимались на службу империи, как это практиковалось с IV века, императоры были вынуждены согласиться на создание по­лусамостоятельных варварских государств на территории империи, которая сохраняла лишь видимость власти над ними. Так, в 418 году, для того чтобы удалить вест­готов из Италии и отстранить от власти узурпатора, вест­готы во главе с королем Теодорихом получили для поселения Аквитанию — юго-западную часть Галлии.

Вестготы поселились здесь на постоянное жительство всем своим племенем, они пришли с женами и детьми. Вои­ны их, а также знать, получали земельные наделы за счет конфискаций у местного населения. Вестготы тут же при­ступили к налаживанию собственного хозяйства, используя действующие в их среде правовые нормы и обычаи. С ме­стными жителями, римскими гражданами и землевладель­цами, у которых продолжали действовать нормы римского права, тут были установлены определенные отношения. Вестготы рассматривались как завоеватели, хозяева всей территории, хоть и считались союзниками (федератами) императорского двора. Таким образом, в 418 году возникло первое варварское королевство на территории Западной Римской, империи.

Но еще в 411 году императорское правительство при­знало в качестве федератов империи племенные союзы све­вов, которые теперь прочно осели в северо-западной части Испании. Был признан и племенной союз вандалов, ко­торые, не смогли закрепиться в Испании и воспользова­лись приглашением африканского наместника Бонифация, переправились в 429 году в Африку и образовали там свое вандальское королевство во главе с королем Гензирихом. В отличие от вестготов, которые поддерживали мирные отношения с местными жителями, вандалы в своем коро­левстве установили жестокий режим по отношению к ме­стному римскому населению, в том числе и к землевла­дельцам, и к христианским иерархам. Они разрушали города, подвергали их грабежам и конфискациям, превра­щали жителей в рабов. Местная римская администрация делала слабые попытки принудить вандалов к покорно­сти, но это не приводило ни к каким результатам. В 435 году империя была вынуждена' была признать официально Вандальское королевство как союзника империи, формально это королевство брало обязательство вносить ежегодную подать Равенне и защищать интересы императора, но на самом деле „значительная часть африканских провинций для императора была потеряна.

Из других варварских государственных формирований на территории империи можно назвать королевство бургундов, которое возникло в Сабаудии (юго-восточная.Галлия) в 443 году, и королевство англосаксов в юго-восточной части Британии (451 год).

Новые полусамостоятельные королевства подчиня­лись распоряжениям императорского двора лишь в том случае, если это соответствовало и их интересам. На са­мом деле они проводили собственную внутреннюю и внеш­нюю политику, императоры были бессильны привести их к повиновению. В подобной сложной политической обстановке императорский двор всякими маневрами под­держивал видимость существование Западной Римской империи в 420-450-х годах. Варварские королевства и области лишь считались ее составными частями. Послед­нее относительное объединение Западной Римской им­перии произошло в годы страшной опасности, которая угрожала ей со стороны гуннских племен.

В 377 г. гунны захватили Паннонию и в конце IV - и.1 чале V веков не представляли серьезной опасности для Рима. Как мы знаем, наоборот, римляне охотно вербовали гунн­ские отряды для достижений своих военно-политических целей. Так Флавий Азций - один из известнейших римских политиков, пользовавшихся большим влиянием при дворе императора Валентиниана III (425-455 гг.), часто использовал наемные гуннские отряды против других племен - бургундов, вестготов,, франков, багаудов и т. д. Однако в начале 440-х годов произошло резкое усиление гуннов во главе с, их предводителем Аттилой (433 -453 гг.).

Гунны присоединили к своему союзу ряд племен и, пользуясь слабостью как Западной Римской империи, так и Ви­зантии, которая в это время вела тяжелые войны с вандалами в Африке и с персами на Евфрате, начали опустошительные набеги на области Балканского полуострова. С помощью откупа, а также успешных боевых действий византийцам удалось отразить нападение гуннов и тогда в начале 450-х годов они вторглись на территорию Галлии, грабя и сжигая все на своем пути. Полчища гуннов представляли смертель­ную опасность не только для галло-римлян, римских граждан и землевладельцев, но, и для многочисленных варварских племен, которые жили в Галлии на территории империи и уже успели вкусить блага римской цивилизации. Против гуннов была создана сильная коалиция, которая состояла из франков, аланов, армориканцев, бургундов, вестготов, саксов, а также военных поселенцев. Антигуннскую коа­лицию возглавил Флавий Азций, который ранее охотно ис­пользовал их наемные отряды в интересах империи.

Решающая битва между коалицией и гуннскими племенами произошла на Каталаунских полях в июне 451 года. Эта была одна из крупнейших и кровопролитнейших битв в истории человечества. Готский историк Иордан утверждает, что потери с обеих сторон составили огромную цифру в 165 тысяч человек, существуют сведения, что количество убитых доходило до 300 тысяч человек. В результате битвы на Ка­талаунских полях гунны потерпели поражение. Их обширное и непрочное государственное образование стало распадаться, а вскоре после смерти предводителя Аттилы (453 год) оно окончательно развалилось.

На некоторое время гуннская опасность сплотила друг с другом разнородные силы вокруг империи, но сразу же после Каталаунской победы и после отражения гуннского вторжения процессы внутреннего разъединения империи усилились. Варварские королевства одно за другим переста­вали считаться с императорами в Равенне и начинали про­водить самостоятельную политику.

Вестготы предприняли завоевание большей части Испании. Они расширили свои владения за счет имперских областей Южной Галлии. В это же время вандалы захватили значи­тельную часть африканских провинций и построили собственный флот, после этого они стали совершать опустоши­тельные набеги на Сицилию, Сардинию и Корсику. Пользуясь бессилием равеннского двора, вандалы напали на истори­ческую столицу империи — город Рим (455 год), который оставался резиденцией главы Западной Римской церкви — папы. Вандалы взяли и подвергли невиданному в истории 14-тидневному разгрому «вечный город». Они бессмысленно уничтожили все, что не могли увезти с собой. У этого времени слово «вандализм» стало нарицательным.

В Галлии все больше и больше укрепляло свое поло­жение королевство бургундов. Сюда усилился приток фран­ков, которые прочно обосновались в ее северных областях. Местная знать Испании и Галлии считала, что ей выгод­ней установить отношения сотрудничества с варварскими королями, которые являлись реальными хозяевами захва­ченных ими областей, чем поддерживать отношения с да­леким и бессильным равеннским императором.

Итогом развала Западной Римской империи стала грызня за призрачную императорскую власть, которая началась сре­ди различных группировок придворных и командиров от­дельных армий. Группировки одна за другой стали возводить на равеннский престол своих ставленников, с которыми уже никто не считался и которых быстро сбрасывали с престола.

Исключение составлял лишь император Юлий Майориан (457 — 461 гг.). Он пытался найти среди всего хаоса и разрухи средства для внутренней и внешней консолидации империи. Майориан предложил несколько важных реформ, которые должны были упорядочить само налогообложение, а также укрепить городские курии и среднегородское зем­левладение. Все это должно было оживить городскую жизнь и восстановить города, освободить от задолженностей жи­телей оставшихся римских провинций. Кроме этого, Майориану удалось стабилизировать сложную внутреннюю об­становку в Галлии и Испании, где он на какое-то время укрепил римское господство.

Могло создаться впечатление, что могущество империи возрождается. Однако восстановление сильной. Западной Римской империи было уже не выгодно ни представителям провинциальной знати, ни, тем более варварским королям. И



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: