Тренировочные задания Часть 1 (А)




А 1. Представление — это

1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в сознании (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств

2) отражение отдельных свойств и качеств предметов ок­ружающего мира, которые непосредственно воздейству­ют на органы чувств

3) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного об­раза

4) форма (вид) мысли, которая отражает общие и сущест­венные признаки познаваемых предметов, явлений

2. Утверждение: «Товар имеет стоимость» является примером

1) представления 2)понятия 3)суждения 4)умозаключения

3. Верны ли следующие суждения о формах чувственного и рационального познания?

А. Ощущение, восприятие, понятие — это формы чувст­венного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение — это фор­мы рационального познания.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

4. Что представляет собой слово «цветок» в утверждении: «Вот растут цветы»?

1) восприятие 2)представление 3)понятие 4)суждение

5. Субъектом познания является

1) мировой разум 2)человек 3)природа 4)любое живое качество

6. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание относится к базовым потребностям человека.

Б. Познание всегда носит творческий характер.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

7. Критерием (ями) истины является (ются)

1) соответствие господствующему в обществе учению 2)практика

3)мнение руководства 4)все указанное выше

8. Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств» относится к понятию

1) гипотеза 2)представление 3)восприятие 4)ощущение

9. Верны ли следующие суждения о ступенях познания?

А. Различие между чувственным и рациональным познанием временное: вначале человек воспринимает внешние качества, свойства вещей, предметов, а затем пытается проникнуть в сущность предмета или явления.

Б. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и неразрывны.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

10. Познавательная деятельность, в отличие от трудовой

1) предполагает соответствие цели и средств 2)ориетнированна на процесс,а не результат

3)осуществляется индивидуально 4)направлена на приобретение новых знаний

11. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует представления и знания о предмете 2)начинается с ощущения

3)дает наглядный образ предмета 4)использует логическое умозаключение

12. Верны ли следующие суждения о процессе познания?

А. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.

Б. В процессе познания определенное значение имеет ин­туиция человека.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. В социальном познании его субъект и объект совпа­дают.

Б. В социальном познании активно используется экспе­римент.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

14. Какое суждение строится на образе?
1)научное 2)практическое 3)художественное 4)житейское

15. Верны ли следующие суждения об абсолютной истине?

А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной. Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

16. Верны ли следующие суждения об истинности знания?

А. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся моменты как абсолютной, так и относительной истины.

Б. Все наши знания только относительно истинны, в них нет никакой абсолютной истины.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

17. Определение: «Процесс получения объективного, истинного знания» относится к понятию

1)житейское познание 2)научное познание 3)художественное познание 4)практическое познание

18. Утверждение: «Этот дом больше, чем все осталь­ные» является примером.

1) гипотезы 2)умозаключения 3)суждения 4)понятия

19. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, «то нельзя представить иначе.

Б. Относительная истина представляет собой знание, достаточное для успешного ведения человеком своих дел. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

20. К формам научного познания относите

1) гипотеза 2)теория 3)проблема 4)все указанное выше

21. Какой из перечисленных примеров относится к житейскому познанию?

1) мудрость: «Утро вечера мудреней» 2) миф о Прометее 3) теория естественного отбора

4) наблюдение: при удалении размеры предмета умень­шаются

22. Верны ли следующие суждения об эксперименте?
А. Реальный эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания.

Б. Мысленный эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

23. Верны ли следующие суждения о лженаучном знании?

А. Лженаучное знание выступает прототипом, предпосылочной базой научного знания.

Б. Лженаучное знание сознательно использует домыслы и предрассудки.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

24. Форма знания, выражающая специфику эмпирического уровня научного познания

1)закон 2)теория 3) факт 4)концепция

25. Верны ли следующие суждения о паранаучном знании?

А. Паранаучное знание отличается объективностью и ис­тинностью.

Б. Паранаучное знание совместимо с имеющимся науч­ным знанием.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

26. Какому знанию соответствуют следующие выражения: «наглазок», «чуть-чуть», «щепоточку»?

1) научному 2)художественному 3)практическому 4)житейскому

27. Утверждение: «Соответствие правового образования учащихся современным потребностям личности, об­щества, государства может быть достигнуто, если осу­ществлять его системно, на основе гуманистических идей и принципов» является примером интуитивной догадки

1) интуинтивной догадки 2)гипотезы 3)экспериментально утвержденного факта 4)закона

28. Верны ли следующие суждения о создании теории?

А. При создании теории используются формы чувствен­ного познания.

Б. При создании теории используются формы рацио­нального познания.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

29. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена ограниченно­стью познавательных возможностей человека.

Б. Относительность истины обусловлена безгранично­стью и изменчивостью постигаемого мира.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

30. Вывод: «С возрастом у многих людей начинает портиться характер» является результатом

1) художественного вымысла 2)экспериментальной проверки 3)паранаучного знания

4) обобщения житейского опыта

Часть 2 (В)

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1— В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо да­вать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или циф­ру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приве­денными образцами.

 

В2 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление». Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление»

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «научное познание». Закономерность; примета; объективность; синтез; исследование.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «научное познание».

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».

ВЗ. 1. Установите соответствие между формами по­знания и их сущностью: к каждой позиции данной в пер­вом с голбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУЩНОСТЬ ФОРМЫПОЗНАНИЯ

A) мысль, отражающая общие и 1) представление
существенные свойства предметов, явлений, процессов 2) понятие

Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти 3) суждение

B) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете,

явлении, процессе 4) восприятие

Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непо­средственно воздействующих на органы чувств

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получив­шуюся последовательность цифр перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г
       

2. Установите соответствие между уровнями научного познания и их составляющими: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите соответствующую пози­цию из второго столбца.

УРОВЕНЬ
СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАУЧНОГО

ПОЗНАНИЯ

A) факт 1) эмпирический

Б) идеальный объект 2) теоретический

В) опыт

Г) концепция

Д) идея

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получив­шуюся последовательность цифр перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д
         

3. Установите соответствие между понятиями «абсолют­ная истина» и «относительная истина» и их существен­ными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второ­го столбца.

СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПОНЯТИЯ

A) выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение 1) абсолютная истина

Б) характеризует ограниченность человеческого познания 2) относительная истина

B) воплощает предел, к которому стремится знание

Г) зависит от точности или совер­шенства средств наблюдения или измерения

Д) не опровергается последую­щим развитием науки

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получив­шуюся последовательность цифр перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д
         

В4. 1. Найдите в приведенном ниже списке проявле­ния, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Назидание 2)личный опыт 3)образ 4)традиция 5)эксперимент 6)формализация

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

2. Найдите в приведенном ниже списке теоретические методы научного познания и обведите цифры, под которыми они указаны

1) наблюдение 2)сравнение 3)формализация 4)математизация 5)обобщение 6)эксперимент

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

3. Найдите в приведенном ниже списке критерии научного познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) образность и наглядность

2) воспроизводимость результата в одних и тех же усло­виях

3) эмоциональная выразительность

4) доказательность выдвигаемых положений

5) использование особого языка, четко фиксирующего значения понятий

6) разрозненность, несистематизированность знаний.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

 

B5 1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(1) Многие считают, что истина проста. (2) Истины, по мнению некоторых, вовсе не существует. (3) Представля­ется, что такие позиции не соответствуют реальности. (4) Истина — это процесс адекватного отражения дейст­вительности в сознании человека.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначаю­щую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       
       

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

(1) По мысли древнегреческого философа Аристотеля, все люди склонны к познанию. (2) Практическая де­ятельность человека включает познание в качестве своей важнейшей составной части. (3) Считаем, что наука как главный инструмент познания оказалась бессильной удовлетворительно ответить на вопросы о глубинных процессах, составляющих содержание познания и под­сознания человека. (4) В познании человека на помощь науке пришли литература и искусство, вскрывая тайны человеческого духа, тонкие нюансы разнообразных отно­шений и поведения людей.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначаю­щую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       
       

3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

(1) Многообразны пути познания. (2) Большую роль в процессе познания, на наш взгляд, играет интуиция. (3) Сторонники интуитивизма трактуют ее как перво­причину творческого акта, единственное средство позна­ния. (4) Интуиция представляет собой знание, возникаю­щее без осознания путей и условий его получения.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначаю­щую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       
       

В6. 1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Факты чаще всего накапливаются в результате(1). -____Это позволяет человеку установить основные свойства____(2). В ход__(3) человек в известной степени вмешивается в естество предмета: помещает в несвойственнуюему среду, испытывает в искусственных условиях и т. п.

Полученные_____(4) являются объективными, истинными. На теоретическом уровне_____(5), используя абстракции, идеальные объекты, позволяет глубже проникнуть в сущность вещей. Здесь используются____(6): «идеальный газ», «абсолютно твердое тело».

Слова в списке даны в именительном падеже, единствен­ном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потре­буется для заполнения пропусков.

А)знание Б)субъект В)понятие Г) наука Д) суждение

Е) описание Ж) наблюдение 3)объект И) эксперимент

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропу­сков.

«Если представление — это___(1) предмета, то понятие — это_____(2) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно_____(3), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде_________________________ (4), которые можно вы вести на основе_ (5), так и опосредованным путем — с помощью____ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единствен­ном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потре­буется для заполнения пропусков.

А)концепция Б) мысль В) ощущение Г) умозаключение

Д) эксперимент Е) наблюдение Ж) проблема 3) образ

И) суждение

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Свои выводы наука формулирует в__(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего__ (2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим____3), она исследует со стороны закономерностей и ___(4). Научное познание опирается на систему (5) и вырабатывает свой собственный___(6), отличный от обычного».

Слова в списке даны в именительном падеже, единствен­ном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потре­буется для заполнения пропусков.

А)вопрос Б) предмет В) проблема Г) метод Д) схема

Е) теория Ж) язык 3)субъект И)причина

В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствую­щую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Часть 3 (С)

Для ответов на задания этой части (С1-С8) исполь­зуйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер зада­ния (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.

Количество баллов, выставляемых за задания час­ти 3 (С), зависит от полноты и правильности вашего отве­та. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

«Специфика познания общественных явлений, спе­цифика обществознания определяется многими факто­рами. И, пожалуй, главный среди них — само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно-научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана со­знанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реаль­ность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно­научными методами, однако, этого делать нельзя. Есте­ствознание охватывает и может осваивать мир лишь объ­ектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект нахо­дятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное — его душу, сделать из него некую безжиз­ненную схему, бездыханную конструкцию. <.> Субъ­ект не может стать объектом, не перестав быть самим со­бой. Познать субъекта можно только субъектным же об­разом — через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <...>

Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Об­щество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80-81.');

С1 Опираясь на текст, укажите главный фактор, ко­торый определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

С2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания?

СЗ. Почему автор считает, что в обществознании на­кал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания обществен­ных явлений.

С4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из кото­рых раскрыты в тексте. Опираясь на знания общество­ведческого курса, укажите любые три особенности соци­ального познания, не отраженные во фрагменте.

С5. 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в по­нятие «познание»? Привлекая знания обществоведче­ского курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.

2. Назовите любые три вида познания.

3. Укажите четыре отличия знания от веры.

С6. 1. Назовите три формы рационального познания проиллюстрируйте каждую из них примерами.

2. Назовите три функции практики, которые она выполняет в процессе познания, и проиллюстрируйте каждую из них примерами.

3. Назовите три вида социальных фактов и проиллюст­рируйте каждый из них примерами.

С7. 1. «В начале XIX в. в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов приве­ли его к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже несиль­ного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, погибли 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вер­ным порицанием невежественному упрямству лордов «Адмиралтейства».

Какой метод научного познания использовался в приве­денном случае? При каких условиях его целесообразно применять?

2. «На заре самолетостроения из-за несовершенства кон­струкции, отсутствия точной системы аэродинамического и прочностного расчета часто происходили аварии са­молетов. Н. Е. Жуковский, как и его предшественнику начал наблюдать за полетами птиц, источником подъем­ной силы их полетов. На основе этих наблюдений и специально поставленных опытов он создал математическую теорию крыла, научно обосновал наиболее целесо­образные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н. Е. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винти современных самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профиле, предложенных Н. Е. Жуковским». Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример? Укажите три признака, по которым вы это определили.

3. «Чтобы получить об изучаемых явлениях или предме­тах необходимую информацию и открыть управляющие ими законы, необходимо представить исследуемый объ­ект в виде особой системы. Затем такая система последо­вательно разбивается, разлагается на ряд подсистем раз­личных уровней, вплоть до отдельных элементов. В ходе этого процесса накапливаются сведения об отдельных свойствах и характеристиках, частях и элементах изу­чаемого объекта. Однако при этом как бы теряется перво­начальное представление об объекте как о чем-то целом. Для того, чтобы получить новое, на этот раз вполне конк­ретное, богатое, содержательно насыщенное знание об объекте, необходимо осуществить новый этап познания. Все знания объединяются, связываются по определен­ным правилам таким образом, чтобы они наиболее точно, верно отражали свойства, характеристики, отношения и связи между подсистемами и элементами изучаемого объекта. Когда этот процесс завершен, мы вновь полу­чаем целостное представление, целостное знание об объ­екте».

Назовите два метода научного познания, о которых идет речь в этом тексте. Охарактеризуйте каждый из них.

С8. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отно­шение) по поводу поднятых в приведенных высказыва­ниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной науки и собственный жиз­ненный опыт.

1. «Познаваем лишь мир явлений; вещи же в себе по­знанием не достигаются, они неуловимы» (И. Кант).

2. «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть мо­гучие мускулы, но нет лица» (А. Эйнштейн).

3. «Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, это жить» (В. Шекспир).

4. «Убеждение — это не начало, а венец всякого по­знания» (И. В. Гете).

5. «Истина — дочь времени» (Цицерон).

6. «Даже простой летописец и тот пристрастен» (И. В. Гете)

Ответы на тесты по теме «Познание»

Блок А: 1-1, 2-3, 3-4, 4-3, 5-2, 6-3, 7-2, 8-3, 9-2, 10-4, 11-1, 12-3, 13-1, 14-3, 15-2, 16-1, 17-2, 18-3, 19-4, 20-4, 21-1, 22-1, 23-2, 24-3, 25-4, 26-3, 27-2, 28-2, 29-3, 30-4

Блок В1 1 — ощущение 2 — практика 3 — научного

В2 1 — ощущение 2 — примета 3 — зависимость от человека

В3 1 — 2134 2 — 12122 3 — 22121

В4 1 — 124 2 — 345 3 — 245

В5 1 — БББА 2 — БАБА 3 — АББА

В6 1 — ЖЗИАГВ 2 — ЗБВИЕГ 3 — ЕЗБИГЖ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: