Система права — строение права, деление его на взаимодействующие части и элементы.
Система права характеризуются:
— единством и согласованностью норм, ее составляющих;
— разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;
— объективностью строения;
— иерархичностью;
— непротиворечивостью.
Система права включает в себя:
— норму права — мельчайшую частицу («кирпичик», «молекулу») права;
— правовой институт — совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;
— подотрасль права — совокупность относительно обособленных юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;
— отрасль права — совокупность относительно обособленных юридических норм, подотраслей и правовых институтов, регулирующих обособленную и относительно однородную область общественных отношений своим особым методом.
Юридические критерии деления права на элементы:
— предмет правового регулирования, т.е. определенная сфера общественных отношений, на которую направлено правовое регулирование;
— метод правового регулирования, т.е. система определенных приемов (средств), при помощи которых регулируются общественные отношения.
Методы правового регулирования:
–– императивный (метод властных предписаний, субординации);
–– диспозитивный (метод равноправия сторон, координации);
–– рекомендательный;
–– поощрительный.
Законодательство:
— совокупность нормативно-правовых актов, действующих в государстве (в широком понимании);
— совокупность нормативно-правовых актов, принятых высшими органами государственной власти (в узком понимании).
|
Система законодательства — совокупность нормативно-правовых актов, расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.
Соотношение системы права и системы законодательства:
— если система права — это внутреннее строение права, то система законодательства — внешняя форма его выражения;
— право не может существовать вне законодательства, законодательство же не может существовать вне права.
Система законодательства делится:
— отраслевое законодательство (государственное, уголовное, гражданское, административное, земельное и т.д.);
— внутриотраслевое законодательство (авторское, наследственное право как части гражданского законодательства);
— межотраслевое законодательство (милицейское, хозяйственное, экологическое, военное и др.);
— федеральное и республиканское законодательство;
— конституционное и текущее законодательство.
Система законодательства совершенствуется при помощи:
— систематизации, т.е. проводимой органами государства деятельности по упорядочению действующего законодательства, приведения его в определенную систему.
Основные цели систематизации законодательства:
— устранение противоречий между различными отраслями законодательства;
— обеспечение верховенства Конституции, законов государства над подзаконными нормативно-правовыми актами;
— исключение дублирования в процессе регулирования общественных отношений;
|
— восполнение пробелов в законодательном регулировании общественных отношений;
— создание более удобных условий для пользователей, правоприменителей.
Формы систематизации:
1. Учет нормативно-правовых актов, т. е. сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и т. д. действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение.
Виды учета законодательства:
— журнальный;
— картотечный;
— автоматизированный («Консультант-Плюс», «Гарант», Кодекс» и др.)
— ведение контрольных текстов действующих нормативно-правовых актов.
2. Инкорпорация, т. е. подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативно-правовых актов.
Виды инкорпорации:
По юридической силе издаваемых сборников:
— официальная;
— официозная (полуофициальная);
— неофициальная.
По характеру расположения материала:
— хронологическая;
— систематическая;
По объему охватываемого нормативного материала:
— генеральная (полная);
— частичная.
3. Консолидация, т. е. объединение нормативно-правовых актов, изданных по одному вопросу в один укрупненный акт.
4. Кодификация, т. е. коренная переработка действующих нормативных актов в определенной сфере общественных отношений.
Виды кодификации:
— всеобщая («кодекс кодексов»);
— отраслевая (Уголовный, Гражданский);
— специальная (комплексная) (Налоговый, Лесной, Таможенный кодексы).
Виды кодификационных актов:
1. основы законодательства — акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов. (Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре и др.);
|
2. кодекс — крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению (отраслевые и комплексные (межотраслевые));
3. уставы — комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов или сферу хозяйственной деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта), либо определяющие правовой статус субъекта федерации;
4. положения — регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа или группы однородных органов и учреждений (Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.);
5. правила — содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.