Международные журналистские кодексы и декларации принципов профессионального поведения работников прессы.




Отраслевые кодексы.

Профессиональные кодексы этого типа относятся к деятельности работниковопределённой отрасли информационной индустрии - например, телевещания или радиовещания, издательского бизнеса. Кодексы подобного рода принимаются объединениями, созданными представителями родственных по характеру своей деятельности информационных структур - например, ассоциациями журналистов вещательных служб, редакторов газет, журнальных работников и пр. Одной из главных целей деятельности ассоциаций такого рода является внутреннее регулирование отношений в рамках организационных структур данной отрасли информационной индустрии и установление общепринятых в масштабах отрасли правил деятельности персонала.

К числу отраслевых профессиональных организаций относятся, например, влиятельные в США Национальная Ассоциация вещателей (NAB) и Американская Ассоциация газетных издателей (ANRA), Ассоциация главных редакторов новостных служб радио и телевидения (RTNDA), и другие подобные им ассоциации. NAB еще а 1929 г. приняла профессиональный кодекс, относящийся к сфере радиовещания. В 1952 г. эта ассоциация одобрила кодекс, призванный регулировать деятельность телевизионных организаций в вопросах содержания и формы телевещания.

Обычно разработка отраслевых профессиональных кодексов производится под предлогом недостаточности существующих общих кодексов ввиду их слишком неконкретного характера. Зарубежные исследователи признают значение отраслевых кодексов как инструмента внутреннего регулирования (саморегулирования) отношений в структурах информационной индустрии. Вместе с тем северомериканская исследовательница Дорис А. Грабер признала, что влияние отраслевых кодексов всегда было ограниченным, и что они не оказывают существенного морального влияния на состояние информационной индустрии.

Профессиональные кодексы работников прессы, специализирующихся в какой-либо определённой области журналистики (групповые кодексы).

В США и некоторых других странах существуют ассоциации работников прессы, представляющих различные СМИ, но объединённых по признаку общей специализации, особой роли во внутриредакционном разделении труда (например, объединения фоторепортеров, спортивных журналистов и пр.) Эти ассоциации разрабатывают для своих членов профессиональные кодексы. Основное предназначение таких кодексов заключаетсяв формулировании профессионально-регулирующих норм для групп журналистов, специализирующихся в одной и той же области газетно-журнального дела, либо радиовещания, телевидения. Таким образом, через своды “правил игры” формируются механизмы внутреннего регулирования (саморегулирования) в рамках той или иной группы специализированных журналистов.

К числу групповых кодексов относятся, например, этико-регулирующие документы, принятые в США: профессиональные кодексы Национальной Ассоциации фотожурналистов (NPPA), ассоциации спортивных редакторов (APSE) и пр.

Редакционные (корпоративные) кодексы

К их числу относятся документы этико-регулирующего и предписывающего свойства, характеризующие внутреннюю редакционную политику и правила поведения персонала отдельных средств массовой информации. Учитывая некоторые базовые положения общих и (или) отраслевых кодексов, редакционные (корпоративные) кодексы отражают профиль и специфику деятельности конкретного органа массовой информации, особенности внутренних правил и норм деятельности журналистов.

Кодексы отдельных редакций имеют отчётливо выраженные прескриптивные, обязывающие элементы, которые отличают их от кодексов других типов, положения которых имеют преимущественно декларативный и рекомендательный характер и рассчитаны на добровольное их принятие. Но за нарушение редакционных (корпоративных) кодексов журналисты могут подвергнуться порицанию руководства и коллег, а также понести наказание - как и за несоблюдение должностных инструкций, невыполнение распоряжений руководства. В данном случае не соблюдается принцип добровольности, лежащий с основе любого действительного кодекса этики.

Журналисты, следующие положениям этического кодекса, делают это добровольно, поскольку кодекс является плодом морального консенсуса работников журналистского цеха. Как соотносится с этим, например, требование к сотрудникам журнала “Бизнес Уик” давать расписку об ознакомлении с редакционным кодексом, в котором записано, что “некоторые основные правила обязательны для всех”? (Приложение 5).

Если под видом этического кодекса (или вместо него) принимается свод служебных предписаний, обязательных к выполнению сотрудниками редакции, является ли такой документ этико-регулирующим или же это всего лишь особая форма административной документации? Стержень такого документа составляет вовсе не моральный императив, заставляющий журналиста сознательно принять и соблюдать одобренные коллегами по профессии и сформулированные в кодексе требования этики, а внутренние административные инструкции, предписанное следование которым призвано максимально соблюсти интересы редакции и издателя, избежать проблемных ситуаций и обеспечить контролируемость редакционного коллектива.

Международные журналистские кодексы и декларации принципов профессионального поведения работников прессы.

С середины ХХ в. предпринимаются попытки перевести этическое регулирование журналистской деятельности на международный уровень. Одной из первых попыток такого рода было принятие в 1954 г. Международной Федерацией журналистов Декларации принципов, относящихся к профессиональному поведению работников прессы.

Кодексы и декларации подобного рода рождаются в международных журналистских организациях в результате консенсуса, достигаемого в ходе переговоров и консультаций между входящими в них национальными ассоциациями работников прессы. В ходе обсуждения и согласования проектов таких документов из их текста исключаются положения, вызывающие противоречия среди представителей национальных ассоциаций - коллективных членов международных журналистских организаций. Отсюда проистекают компромиссный характер, чрезмерная лаконичность некоторых кодексов и деклараций (См. “Декларацию принципов поведения журналистов”, принятую МФЖ- Приложение 9).

Среди международных кодексов следует особо выделить кодексы, принятые профессиональными организациями работников прессы различных регионов мира. Они образуют группу региональных международных журналистких кодексов. К числу региональных международных кодексов относятся Арабский кодекс этики, принятый Федерацией арабских журналистов (ФАЖ) в 1968 г., Латиноамериканский кодекс журналистской этики, который был разработан Латиноамериканской Федерацией журналистов (ФЕЛАП) и принят в 1979 г., а также “Кодекс этики журналистов стран АСЕАН” и другие подобные им этико-регулирующие документы. Документом регионального значения стала и “Мюнхенская декларация прав и обязанностей журналистов”(1971), которая была разработана и принята журналистскими обьединениями ряда стран ЕС.

Региональные кодексы обычно базируются на принципах, изложенных в общенациональных журналистских кодексах стран данного региона, а также на положениях документов, принятых как универсальными, так и региональными международными организациями - ООН, ЮНЕСКО, ЕС и другими. Так, например, кодекс ФЕЛАП содержит положения об обязанности журналистов вносить вклад в укрепление мира, самоопределение народов, разоружение, вазимопонимание между народами, бороться за равенство людей без различия рас, взглядов, происхождения, религиозной или национальной принадлежности. Статья 2 кодекса, в которой изложены эти позиции, составлена под влиянием международных пактов, резолюций, деклараций, принятых Организацией Объединённых Наций и её специализированными учреждениями, а также латиноамериканскими региональными организациями.

В 1983 г. были приняты “Международные принципы профессиональной журналистской этики” (см. Приложение10). Международные и региональные профессиональные организации журналистов, представляющие в совокупности 400000 работающих журналистов со всех континентов, в 1978 - 1983 г.г. проводили консультативные встречи под эгидой ЮНЕСКО. В этих встречах принимали участие Международная Федерация журналистов (МФЖ), Международная Организация журналистов (МОЖ), Международный союз католической прессы, Федерация журналистов Латинской Америки (ФЕЛАП), Федерация работников прессы Латинской Америки (ФЕЛАТРАП), Федерация арабских журналистов (ФАЖ), Союз африканских журналистов (САЖ), конфедерация журналистов Азии.

Консультативная встреча, проведенная в Мехико в 1980 г., выразила свою поддержку декларации ЮНЕСКО о фундаментальных принципах, касающимся вклада СМИ в дело укрепления мира, взимопонимания между народами, защиты прав человека, искоренения расизма, апартеида и подстрекательства к войне. Кроме того, на встрече была принята Декларация Мехико, содержащая комплекс принципов, в котором были представлены как общие основы существующих национальных и региональных кодексов журналистской этики, так и соответствующие положения, содержащиеся в различных международно-правовых документах.

Международные принципы профессиональной журналистской этики были разработаны и одобрены на консультативной встрече международных и региональных профессиональных организаций журналистов в Париже 20 ноября 1983 г. Выработанные на встрече принципы профессиональной деятельности журналистов были составлены на основе национальных и региональных кодексов, учитывали положения основополагающих документов ООН и ЮНЕСКО. Они должны были стать ориентиром для составителей новых национальных и региональных этических кодексов. Авторы парижского документа призвали добиваться самостоятельного претворения этого комплекса принципов в жизнь каждой отдельной профессиональной журналистской организацией путями и способами, наиболее приемлемыми для её членов.

Крупнейшая в мире международная журналистская организация -МФЖ- не принимала участия в заключительной встрече в Париже в ноябре 1983 г., где были составлены и одобрены “Международные принципы профессиональной журналистской этики”. Это обстоятельство, а также последовавшие в конце 1980-х годов события, связанные с отказом ЮНЕСКО от поддержки идей нового мирового информационного и коммуникационного порядка, а также с кризисом МОЖ, превращает кодекс в документ, имеющий в основном теоретико-концептуальное значение.

От этических кодексов, принятых международным журналистским сообществом, следует отличать разработанные межправительственными международными организациями кодексы, декларации, хартии, имеющие целью оказать регулирующее воздействие на практику прессы стран мира через провозглашение определённых принципов и норм. Их составители (в большинстве своём это эксперты и представители государственной бюрократии разных стран, из числа которых рекрутируется персонал межправительственных организаций и учреждений) стремятся использовать авторитет интернациональных структур для того, чтобы утвердить на международном уровне провозглашаемыеих правительствами принципы поведения прессы и журналистов.

Так, именно с этой целью Совет министров информации арабских государств принял в 1978 г. Арабскую информационную Хартию чести, которая содержит положения регулирующего характера, относящиеся как к прессе и журналистам, так и к правительствам и государственным структурам. Подобного документы не оказывают непосредственного влияния на внутреннее регулирование журналистской деятельности - до тех пор, пока содержащиеся в них положения не будут учтены в национальном законодательстве о средствах массовой информации или в профессиональных кодексах журналистов.

Нередко любые своды правил профессионального поведения работников прессы именуются этическими кодексами. Но принятые во многих странах кодексы прессы и родственные им документы (особенно внутриредакционные) лишь в определённой мере являются этическими, поскольку значительная часть представленных в них правил и норм деятельности журналистов не относится непосредственно к сфере этического регулирования журналистской деятельности.

3. Социальная ответственность журналиста как профессионально-этическая проблема (на материале зарубежных кодексов журналистской этики и зарубежной практики журналистов).

Во многих профессиональных кодексах идёт речь об ответственности работников прессы и средств массовой информации. Однако понятие ответственности характеризуется в них по-разному:

- Ответственность за соблюдение профессиональных правил деятельности характеризуется как ответственность перед коллегами по журналистскому цеху. В Хартии профессиональных обязанностей французских журналистов, принятой Национальным объединением профсоюзов работников прессы в 1918 г. и дополненной впоследствии, суд коллег признаётся наивысшей инстанцией в вопросах профессиональной чести. В международной “Декларации принципов поведения журналистов” (МФЖ) упоминается об ответственности журналиста перед законами своей страны. Но в том, что касается ведения профессиональных дел, работник признаёт только суждения своих коллег, отвергая все иные попытки вмешательства в эти дела (Приложение 9). Декларируя приверженность принципу свободы прессы, редакционный кодекс “Бизнес Уик” провозглашает ответственность журналистов “за выполнение своих профессиональных обязанностей на самом высоком уровне” (Приложение 5).

- Ответственность перед аудиторией (обществом). Образцовый кодекс для газет и их сотрудников (США) характеризует ответственность прессы перед обществом как обязанность обеспечить первостепенное право граждан знать правду о важных вопросах. При этом газета призвана быть конструктивным критиком всех слоёв общества. Она обязана энергично раскрывать нарушения и злоупотребления властных структур - как в общественном, так и в частном секторах. В своей редакционной политике она должна выступать в пользу реформ и прогресса в интересах общества. Газета, выполняющая свой долг перед обществом, должна быть форумом, обеспечивающим обмен комментариями и критическими замечаниями (Приложение 2).

Кодекс, принятый Ассоциацией главных редакторов новостных программ радио и телевидения (США), провозглашает ответственность журналистов радио и телевидения за тщательный, честный, беспристрастный сбор и сообщение аудитории важной и интересной ей информации.

- Ответственность за всё, что выходит из-под пера журналиста - то есть, за содержание материалов прессы - была провозглашена в “Хартии профессиональных обязанностей французских журналистов”.

- О тветственность перед своим государством и народом декларирует этический кодекс, принятый Высшим Советом прессы Египта (1983). Этот орган, в состав которого входят представители египетских СМИ, упомянул в числе первостепенных положений кодекса, что “деятельность журналистов должна основываться на сообщении правды и на верности своему государству, народу, стране и национальной истории...”

- И, наконец, как ответственность перед работодателями. Кодекс профессионального поведения Национального Союза журналистов Соединённого Королевства и Ирландии (1987) провозглашает ответственность своих членов и перед Союзом, и перед работодателем, “до тех пор, пока наниматель принимаент согласованные Союзом условия и не требует выполнения заданий, несовместимых с профессиональной честью или с принципами Союза.”

“Мюнхенская декларация обязанностей и прав журналистов” провозгласила, что ответственность журналистов перед аудиторией приоритетна в сравнении с ответственностью любого другого рода, в частности - перед работодателями и властями.

В ранних кодексах профессиональной этики журналистов содержатся положения, закрепляющие за прессой и её работниками ответственность и роль социальных просветителей. Так, в “Канонах журналистики”- одном из первых кодексов, разработанном Американским обществом редакторов газет (1923), получило воплощение убеждение в том, что газета является инструментом просвещения. В кодексе общества профессиональных журналистов “Сигма Дельта Кай”, принятом в 1926 г., записано: “Мы верим в просвещение общества как условие достижения справедливости...” (Приложение 1). Это и аналогичные положения отражают влияние одного из принципов либертарианской концепции журналистики, согласно которому пресса выполняет фукции социального просвещения общественности с тем, чтобы обеспечить её способность к демократическому самоуправлению.

Однако в кодексах, принятых во второй половине века, подобные положения, как правило, отсутствуют. Более того, ряд кодексов демонстрируют отказ журналистов от миссии наставников и учителей. Может быть, это связано с возросшим уровнем культуры и образованности аудитории, которой в наши дни уже не требуются просветители в лице журналистов и органов прессы? Однако социологические исследования показывают, что и в индустриально развитых странах и в наши дни достаёт невежества и псевдоинформированности, что существующий уровень политической культуры граждан всё еще таков, что допускает широкомасштабные политические манипуляции и использование институтов демократии в интересах экономически и политически могущественных групп меньшинства. Что же касается так называемых развивающихся стран, то уклонение существующей там прессы от исполнения просветительских функций означает её устранение от решения задач преодоления социально-экономической отсталости и обеспечения культурного возрождения.

Первое в истории человечества и пока единственное в своём роде многостороннее масштабное исследование мировых массовых коммуникаций- доклад “Многоголосый мир”, подготовленный международной группой экспертов ЮНЕСКО (“комиссией Макбрайда”) характеризует журналистику не только как профессию, но и как миссию. Конечно же, это не означает, что журналист приравнивается в докладе к миссионеру. Миссия журналиста - это его долг перед обществом, который он обязан исполнять. Осознание этого долга и ответственности должно составляет стержень этических норм журналистской деятельности, которые не должны сводиться только к этике “внутрицеховых” отношений.

4. Нормы точности в зарубежной журналистике. Разделение новости и комментария как профессиональная норма западной прессы.

Подавляющее большинство профессиональных кодексов и других документов этико-регулирующего характера содержит декларативные утверждения о приверженности журналистов правде и об их обязанности служить ей. В первой статье Кодекса прессы “Основные принципы журналистики”, принятом Германским Советом по печати в 1973 г., провозглашено: “Высшие принципы прессы - это уважение к правде и правдивость её сообщений”. Мюнхенская декларация обязанностей и прав журналистов назвала первейшей обязанностью работника прессы уважение к правде, невзирая на последствия, которые это может на него навлечь - поскольку общественность имеет право знать истину (Приложение 8). Первый пункт Основ журналистской практики, разработанных британской Комиссией по жалобам на прессу, гласит, что долг газет - не публиковать материалы, содержащие преднамеренное или допущенное по небрежности искажение фактов и заявления, имеющие целью ввести общественность в заблуждение.

Соответственно, отступление от профессионального долга, заключающегося в обеспечении права общественности на знание правды, осуждается как грубое нарушение журналистской этики. Клевета, необоснованные обвинения, фальсификация фактов и ложь объявлены самыми серьёзными профессиональными нарушениями.

Объективность журналистов и прессы.

В кодексе “Международные принципы профессиональной этики журналиста” (1983) первоочередной задачей журналиста названы служение людям и реализация их права знать правду посредством честного изложения фактов в их верно представленном контексте, указывая на взаимосвязь фактов и ни в коей мере их не искажая. Обеспечиваемая таким образом полнота информации и глубина освещения в прессе явлений действительности создаёт предпосылки для объективного отражения действительности, в результате чего “при должном раскрытии творческих способностей журналиста и предложении аудитории соответствующих материалов у людей легче формируется точная и исчерпывающая картина мира, когда происхождение, природа и сущность вещей, явлений, процессов и существующего положения дел понятны и объективны настолько, насколько это возможно.” (Приложение 10).

В ряде западных кодексов профессиональной этики, принятых в предыдущие десятилетия, заложено требование обеспечить объективность прессы- главным образом путём аккуратного сбора и точного изложения фактов, относящихся к событию или явлению. Так, в кодексе Общества профессиональных журналистов “Сигма Дельта Кай” записано: “Объективность в освещении новостей является целью журналиста, а также признаком его профессионализма” (Приложение 1).

Однако многие современные зарубежные теоретики и практики журналистики отмечают, что точная передача фактов далеко не всегда означает соответствие объективной истине. Элементы субъективности возникают уже на этапе отбора фактов для последующего воспроизведения в публикации. Отбор фактического материала зависит от системы ценностей и приоритетов, которой руководствуется журналист, от его субъективного восприятия происходящих событий. Опущенные, проигнорированные журналистом в процессе селекции фактов детали и подробности события могут существенно исказить при описании действительный смысл происходящего.

На этом основании значительная часть журналистов придерживается убеждения, что объективность печатной и электронной прессы является либо чем-то совершенно мифическим, либо желаемым, но принципиально недостижимым качеством массовой коммуникации. В ходе дискуссии, состоявшейся в Школе журналистики Нью-Йоркского университета, наибольшее количество сторонников среди исследователей и практиков журналистики приобрело мнение, согласно которому стремление к объективности прессы сродни приближению к бесконечности в математике: несмотря на рост математических величин, бесконечность никогда не становится досягаемой.

Поэтому в представлении практических работников прессы, скептически относящихся к требованию объективности, гораздо важнее обеспечить точность и достоверность в передаче фактов, а также беспристрастность публикаций, позволяющую представить то или иное событие в различных ракурсах, с различных точек зрения. “Хотя мы не пытаемся достичь абсолютной объективности, мы в то же время должны быть беспристрастными,”- записано в редакционном кодексе журнала “Бизнес Уик”(Приложение 5).

Точность, тщательность, достоверность (accurasy)

Это ”главная характеристика хорошей журналистики”, означает, по определению Дональда Панеза - автора энциклопедии американской прессы, “верную передачу фактов - имён, адресов и цитат, атмосферы, обстоятельств и последовательности событий, их связи с предыдущими событиями. Основные факты зачастую должы быть проверены дважды и трижды, чтобы добиться точности”.

В руководстве для режиссеров Би-Би-Си поддержание высокой репутации этой вещательной корпорации прямо связывается с обеспечением точности и достоверности информации путём её тщательной проверки и перепроверки, проведения консультаций создателей передач с компетентными лицами и организациями. Би-Би-Си придаёт большое значение точности и достоверности информации также и в связи с тем, что аккуратность журналистов в сборе и проверке фактов позволяет застраховать корпорацию от всевозможных судебных исков.

В соответствии с требованием точности и достоверности создатели передач не должны полагаться только на один источник информации. Они обязаны подтверждать истинность информации, обращаясь к другим источникам. В Би-Би-Си обязаны различать информацию “из первых рук” (полученную либо от самих журналистов с места событий, либо от очевидцев происходящего, либо от хорошо осведомлённых, компетентных источников), и сведения, добытые из вторичных источников (например, из публикаций периодической печати, передач радио и телевидения, из новостных выпусков информационных агентств). Информация из вторичных источников быстро устаревает, к тому же она может быть частично или полностью неверной, её трудно или невозможно верифицировать- то есть, подвергнуть проверке на истинность. Поэтому, например, при использовании материалов иностранных информационных агентств предпочтение отдаётся тем сообщениям, истинность которых подтверждена зарубежными корреспондентами Би-Би-Си.

В Би-Би-Си большое внимание уделяется такой стороне обеспечения точности сообщений, как аккуратное использование языковых ресурсов. Недопустимы речевая небрежность, преувеличения, оценочные суждения.

Изложенное в профессиональных кодексах требование точности и аккуратности непосредственно связано с требованием своевременно устранять замеченные ошибки и неточности в содержании публикаций. Британская комиссия по жалобам на прессу рекомендует быстро - и на видном месте - публиковать поправки, относящиеся к обнаруженному значительному искажению фактов, приносить в случае необходимости извинения тем, кого задела допущенная ошибка или неточность. Сотрудники Би-Би-Си также обязаны извиняться за допущенные ошибки и неточности: руководство для режиссёров этой вещательной корпорации рекомендует делать это не только в целях обеспечения высокого уровня точности и достоверности информации, но и в целях предотвращения возможных судебных исков со стороны тех, кто был задет публикацией искажённых сведений.

Кодекс, которым должны руководствоваться сотрудники службы новостей американской телекомпании Эн-Би-Си, предусматривает, что любое заявление о значительной фактической ошибке, допущенной в новостных передачах, должно быть тщательно рассмотрено. Каждый сотрудник новостной службы Эн-би-си ньюс, установивший, что его коллега допустил ошибку при изложении фактов в программе новостей, должен привлечь внимание режиссера программы или редакторов к данной ошибке с тем, чтобы её немедленно исправить. Поправка должна быть своевременной и как можно более оперативной. Если репортером Эн-би-си ньюс допущена ошибка в отношении неоспоримого факта, и она может быть вовремя исправлена режиссером, необходимо, чтобы исправление было передано в эфир как можно скорее.

Точность и достоверность в телевещании. Особого внимания заслуживает реализация требования точности и аккуратности применительно к деятельности тележурналистов.

Строгое соблюдение этого требования связано с решительным отказом от использования каких бы то ни было инсценировок новостных видеосюжетов. В кодексе Эн-би-си ньюс, например, указано, что эта новостная служба придерживается твердой политики против любых усилий её репортеров, съемочных групп, продюсеров и режиссеров, направленных на инсценирование событий. Репортеры Эн-би-си ньюс обязаны отражать происходящие события, передавать репортажи о них, но не организовывать события, не изменять, не инсценировать и не планировать их. Событие считается инсценированным в том случае, если без поощрения со стороны журналиста или без его участия оно бы вообще не произошло (Приложение 6).

Кодекс этики, принятый Ассоциацией главных редакторов новостных программ радио и телевидения- RTNDA (CША) призывает воздерживаться от дезориентации публики путём использования инсценированных или заранее отрепетированных сцен под видом текущих новостей (Приложение 3).

На Би-Би-Си использование инсценировок в телепередачах считается принципиально допустимым - но лишь в тех случаях, когда речь идёт о воссоздании реально происходивших событий или об оптимальном разъяснении телезрителю сути освещаемых проблем. Если в передачу включены “постановочные” видеосюжеты или “видеореконструкции” событий, использование этих телевизионных материалов не должно вводить аудиторию в заблуждение. Необходимо всякий раз указывать, какие кадры являются инсценированными, а какие - документальными (если понадобится, это следует делать неоднократно на протяжении передачи).

Использование инсценировок в новостных программах нежелательно, так как в этом случае велик риск ввести аудиторию в заблуждение. Но материалы съемки воссозданных событий (например, в ходе полицейского криминологического расследования) могут быть использованы и в программах новостей.

Нельзя вводить зрителей в заблуждение, используя в телепоказе компьютерную графику и формируя при этом у аудитории впечатление, будто идёт демонстрация “реальных” кадров. Компьютерная графика позволяет сделать телепрограммы зрелищными, наглядными и яркими, однако её применение не должно создавать у зрителя иллюзии, будто он просматривает документальные материалы.

5. Право на ответ как профессионально-этическая норма в журналистике. Принцип “беспристрастности” и его практическая реализация (опыт Би-Би-Си).

Многими профессиональными журналистскими кодексами- как общими, так и корпоративными- закреплено обязательство журналистов и редакторов обеспечивать реализацию права на ответ. Это право рассматривается в контексте обеспечения беспристрастности СМИ. Оно предоставляется лицам, которые стали объектами необоснованной критики и ложных обвинений в опубликованных материалах, выставляющих их в негативном свете. Людям, затронутым такими публикациями, должна быть предоставлена возможность ответить по существу критики и обвинений в том же органе информации, который их опубликовал.

Так, реализация этого права провоглашается составной частью редакционной политики газеты “Вашингтон Пост”:“Лицам, каким либо образом затронутым или обвиненным на страницах газеты, предоставляется право на ответ.” Кодекс, применяемый Комиссией по рассмотрению жалоб на прессу (Великобритания) требует, чтобы средства массовой информации предоставляли возможность для опровержения опубликованной ими ложной информации, “когда в этом есть разумная необходимость”.

Затронутое лицо имеет право требовать от редакции, чтобы ответ был опубликован без задержки. Вместе с тем обеспечение права на ответ рассматривается только как профессиональное этическое обязательство журналистов и редакторов, поскольку в большинстве стран невозможно потребовать его реализации по закону (так, Верховный суд США признал неконституционными попытки юридического закрепления права на ответ). Британская Комиссия по жалобам на прессу не может заставить редакции обеспечить право на ответ в тех случаях, когда они уклоняются от этого. Принятые ею резолюции не носят предписывающего характера и не являются основанием для вынесения судебного решения о предоставлении права на ответ.

Профессиональные кодексы содержат пояснения, каким образом может быть осуществлено право на ответ. Например, поясняется, что ответ не может быть больше по объему, чем первоначальная публикация, содержащая критику или обвинения. Ответ не должен быть клеветническим или оскорбительным по отношению к журналисту - автору критической публикации.

В руководстве для режиссеров Би-би-Си дана характеристика ситуаций, когда должно быть осуществлено право на ответ. Основанием для реализации этого права является обнаружение в программах вещательной корпорации признаков пристрастности или некомпетентности, или же наличия жёсткой критики, задевающей честь и достоинство индивида или целого учреждения. В случаях, отличающихся особой этической или юридической сложностью, необходимо консультироватьсяч с руководством, и только после этого можно принимать решение о том, предоставлять ли возможность для ответа, и когда это необходимо сделать.

Беспристрастность характеризуется в кодексе Американского Общества газетных редакторов (ASNE) как требование чётко разделять сообщение новостей и изложение мнений. При этом публикации, отражающие мнение автора, должны быть обозначены как таковая. Новостные блоки необходимо чётко отделять от редакционных материалов и от публикаций, отражающих мнение комментатора.

Британская Комиссия по жалобам на прессу в принятом ею документе об основах журналистской практики отметила, что пресса вольна занимать различные политические и партийные позиции. Вместе с тем комиссия рекомендовала журналистам чётко проводить грань между комментарием и фактом. В документе особо отмечается, что догадки же и предположения не могут выдаваться за изложение фактов.

Беспристрастность названа одним из ключевых принципов деятельности вещательной корпорации Би-Би-Си (Великобритания). Провозглашенный общественный статус Би-Би-Си обязывает корпорацию выступать в качестве рупора различных общественных слоев и групп. Под беспристрастностью сотрудников корпорации понимается в первую очередь отсутствие предубеждённости у создателей передач, их интеллектуальная открытость, честность и уважение к правде. Обязательным атрибутом беспристрастности является полное отражение спектра мнений по тому или иному вопросу: не должно быть никаких позиций и мнений, которые не были бы представлены на Би-Би-Си.

В руководстве для режиссеров Би-Би-Си (документе, имеющем типологические черты корпоративного кодекса) поясняется, что беспристрастность не сводится к абсолютно нейтральному освещению любой проблемы. Оно достигается путём создания широкого спектра разнообразных программ, в которых должны быть отражены различные позиции и мнения. Несколько мнений можно представить сразу, в одной передаче, либо последовательно, в серии передач. Однако Би-Би-Си не вправе публиковать при этом собственное мнение о тех или иных текущих событиях или вопросах государственной политики.

В ходе освещения дискуссионных проблем журналисты и ведущие передач Би-Би-Си должны обозначить их как таковые и постараться, чтобы были представлены противоположные точки зрения: можно исследовать любую тему, с любой точки зрения, “если есть убедительные причины для этого”. Однако стремление представить различные точки зрения не должно превращаться в самоцель. Практически любую тему можно осветить более чем с двух сторон, однако в Би-Би-Си полагают: недопустимо подходить к обеспечению беспристрастности с “математической” меркой, то есть в обязательном порядке уравновешивать любой взгляд еще одним, противоположным взглядом.

Следуя требованию беспристрастности, репортёры новостных программ Би-Би-Си при освещении событий не должны высказывать собственное мнение о них, но обязаны представить обстоятельный отчёт о происходящем, который способствовал бы формированию у аудитории собственного мнения об освещаемых событиях и их участниках. Программы новостей Би-Би-Си должны быть подготовлены таким образом, чтобы аудитория не могла определить по их содержанию личное мнение репортёров и ведущих об освещаемых событиях.

В кодексе новостной службы американской телекомпании Эн-Би-Си записано, что её информационный отдел не имеет права высказывать редакционное мнение по поводу той или иной проблемы или кандидатуры. Сотрудники Эн-би-си ньюс, следуя требованию беспристрастности, не имеют права занимать позицию “за” или “против” по той или иной проблеме или кандидатуре, они не могут выходить за рамки сообщений о том, что, по их мнению, существует, и переходить к заявлениям о том, что по их мнению, должно быть (Приложение 6).

Исходя из принципа беспристрастности, в Би-Би-Си считают недопустимым, чтобы во время проведения интервью журналист открыто высказывал своё недовольство, гнев, задавал вопросы с угрожающей интонацией - даже если он интерьюирует человека, к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: