Беседа с элементами тренинга.




Тема «Умей сказать нет. Тренинг безопасного поведения»

 

Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.

Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.

 

Ход занятия

Вводная часть. Упражнение – активатор «Кулак»

- Сейчас будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) разжать кулак.

- Что чувствовал при таком общении? Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?

Вывод: о том, смог противостоять группе или нет.

 

Упражнение «Круги воли»

Данная методика направлена на уточнение и расширение представлений подростков и взрослых о волевом компоненте образа «Я», на активизацию интереса к волевой сфере личности. Она дает возможность соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с их предметами.

Беседа позволяет проговорить те смыслы, которые человек вкладывает в понятия воля, сила воли, волевые качества и получить информацию о волевой сфере данного человека.
В ходе консультационной беседы рекомендуется использовать приемы графического изображения, что позволит легче и быстрее установить контакт с испытуемым и сохранить результаты беседы в лаконичной форме.

Материалы: стандартный чистый лист бумаги, 8 карандашей (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и простой карандаш.

Процедура:

- Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на сложные, незнакомые вопросы. Давайте вместе обсудим такую непростую тему как умение управлять собой, своим поведением. Чтобы уметь владеть собой, необходимо обладать такой чертой характера как воля. Воля – это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достижении цели. Люди различаются между собой – у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.

Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полный круг – это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как вы считаете, у Вас силы воли. Испытуемый может закрасить весь круг или какую-либо его часть.

- Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке, дисциплинированности, смелости, инициативности. Это – волевые качества. Их тоже, как и силу воли, можно оценить в самом себе. Для того чтобы оценить волевые качества нам необходимо понять как они проявляются, какие у них признаки.

Признаки решительности:

1. быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка;

2. выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоционального возбуждения;

3. проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки самостоятельности:

1. выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить трудовое, учебное задание и т.п.);

2. умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.п.);

3. умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав.

Признаки дисциплинированности:

1. сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка

- (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение поручений, правил и т.п.);

1. добровольное выполнение правил, установленных коллективом;

2. соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.

Признаки настойчивости:

1. стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

2. умение продолжать деятельность при нежелании заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

3. умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.п.)

Признаки выдержки:

1. проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);

2. умение владеть собой в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);

3. умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.п.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки смелости:

1. преодоление чувства страха;

2. сохранение присутствия духа перед опасностью, трудностями;

3. проявление верности своим принципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения.

Признаки инициативности:

1. проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

2. участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

3. активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов.

Признаки целеустремленности:

1. умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них;

2. умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности;

3. умение осуществлять намеченное.

 

- А сейчас, я предлагаю на перечисленные волевые качества подобрать определенный, как вы считаете, цвет и этим цветным карандашом нарисовать круг. У вас получиться восемь кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам.

1. В каждом круге закрасьте ту часть круга, тот сектор, который соответствует, на ваш взгляд, степени выраженности этого качества у вас.

2. Проранжируйте круги волевых качеств по степени закрашенности секторов от наибольшего к наименьшему.

3. Обсудите, насколько представления собеседника о своих волевых качествах соответствуют полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать.

Если большинство кругов, по полученным данным, закрашены полностью или закрашенные части, сектора кругов очень малы, то с испытуемым обсуждается действительно ли его волевые качества имеют такую высокую или такую низкую степень выраженности.
Консультативная беседа в таком случае будет направлена на выработку адекватных представлений человека о своих волевых качествах.

1. Методику можно, после коррекционной работы, провести еще раз для анализа изменений в представлениях испытуемого о степени выраженности его волевых качеств.

Вопросы для анализа:

1. Сравните два бланка и расскажите, что изменилось?

2. Почему ….. (волевое качество) стало больше, как вы думаете?

3. Почему ….. (волевое качество) стало меньше, как вы думаете?

Если в большинстве кругов закрашенные части увеличились или уменьшились, то, можно предположить, что произошли изменения в представлении испытуемого о своих волевых качествах.
В ходе подведения итогов работы обсуждается зависимость поведения от адекватности представления человека о самом себе, в частности о своей волевой сфере.

 

Ф.И……………………………………………… Возраст ……………………….
Дата ……………………………………………

Инструкция:

Нарисуйте круг (это 100 % силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как Вы считаете, соответствует Вашей силе воли.

 

 

Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих:

1. Решительность 2. Настойчивость

3. Смелость 4. Самостоятельность

5. Целенаправленность 6. Инициативность

 

7. Выдержка 8.Дисциплинированность

 

Беседа с элементами тренинга.

У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д.

- Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (высказывания детей из своего опыта).

- Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу. Психологи называют такое явление групповым давлением. Ещё древнегреческий философ Эпиктет подчёркивал: «Тот человек не свободен, кто сам себе не хозяин».

- Приведите примеры, когда вас просили или принуждали закурить, выпить, попробовать наркотики.

Вопросы:

Кто предлагал (взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)?

Какую цель преследовал предлагающий?

Удалось ли отказаться?

Кому труднее всего отказывать в просьбе?

Чьему давлению тяжелее сопротивляться?

(ответы детей)

Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.

- Назовите причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.

(педагог выслушает ответы и выписывает их на доску)

Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все и др.

Существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.

 

Анализ. – Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление? Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления. (Ответы детей).

Итог педагога-психолога: поведение людей при групповом давлении можно разделить на две группы:

- кто-то всегда готов стать как все – это конформисты;

- другие постоянно готовы к сопротивлению – это нонконформисты.

В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления: (после каждого вида дети должны привести пример

а) Лесть, похвала;

б) Шантаж, подкуп;

в) Уговоры, обман;

г) Угроза, запугивание.

- Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.

- Приведите примеры таких ситуаций.

- К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: