«Формирование доброжелательных отношений»
Формировать у детей положительные отношение ко всем людям, развивать социальные чувства, взаимопомощь, именно в дошкольном возрасте закладываются эти основы этики, оформляются и закрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.
Если мы внимательно рассмотрим большинство программ, можем убедиться:главным методом социально-эмоционального воспитания детей авторы считают усвоение моральных норм и правил поведения. Считается,что на материале сказок, рассказов или драматизаций, взрослые должны учить детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».Предполагается, что тем самым ребёнок будет стремиться к совершенствованию. Однако жизнь показывает: всё не так просто. Да, некоторые дети в возрасте 3-4 года отличают «хорошие»поступки от «плохих»,знают,что с товарищами надо делиться,надо уступать и помогать слабым. Однако,в реальной жизни поступки далеки от этих правил
Считается, что в ситуации, когда дети рисуют картинки, разыгрывают сюжеты, их можно учить согласовывать свои действия, учить навыкам сотрудничества,общения. Тем не менее,нередко совместные занятия кончаются ссорами. Дело в том,что ребёнок равнодушен и невнимателен к сверстнику,и он не станет согласовывать с ним свои действия. Причина-невнимательность- «закрывает» другого,она же способствует замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор, причина,
которых:
-Обладание привлекательными предметами и превосходство в предметной деятельности.
Основа гуманного отношения к людям-способность к сопережеванию, к сочувствию- проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому, у детей нужно фрмировать не только представления о должном поведении, а прежде всего нравственные качества. Только в этом случае ребёнка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.
Основной метод воспитания:подвести ребёнка к тому,чтобы он познал себя, научился сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием и настроением.
Чувство общности и способность «увидеть» —другого тот фундамент, на котором строится нравственное отношение к партнёру:оно и порождает сочувствие, сопереживание и содействие.
Исходя из этих правил, были разработаны игры и занятия для детей среднего и старшего возраста. Их содержание направлено на привлечение внимания к партнёру, его внешност, настроению, действиям, поступкам; главный метод—непосредственное взаимодействие.
Первый этап:общение без слов.
Основная цель, отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.
Общее правило—общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т. д. В каждую игру введён свой язык «условных сигналов» —физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов
«Жизнь в лесу»
«Добрые эльфы»
«Муравьи»
«Ожившие игрушки»
Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряжённость,замкнутость,страх того,что кто-то кого-то может обидеть,не принять в игру.
Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры,направляют внимание друг надруга.
Заканчивать игру нужно в тот момент,когда дети устали,отступают от правил. Тогда,собрав всех в хоровод и сообщив,что игра окончена,взрослый предлагает попрощаться,скажем в виде какого-нибудь ритуала (например,протягивает детям руку или дети сами мягко дотрагиваются до плеча соседа).Ритуалом можно заканчивать каждое занятие.
Как известно,дети очень любят разыгрывать игры,которые им знакомы,и нередко сами просят повторить их. В таких случаях любимым играм отводят первую половину занятия,а новым—вторую.
Второй этап—сформировать способность видеть сверстника (его переживания,желания,проблемы)—основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет:многие дети сосредоточены на себе,на своём «я»,что сверстник для них фон их жизни. Интерес представляет их собственная персона. Нередко можно услышать фразу: «Он со мной не дружит» или «Он меня обижает».Отсюда и воспитательная задача—отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «я»,от сосредоточенности на отношении к себе сверстников,обратить внимание на товарищей. Для этого надо выполнить игровые задания,для успешного выполнения требуется пристальное внимание к партнёрам,их действиям,внешности. Все игры проводятся без слов,без игрушек:содержание, правила,ход направлены на развитие способности видеть другого,чувствовать общность с ним.
-«Общий круг»
-«Где мы были мы не скажем,а что делали покажем»
-«Найди пару»
-«Испорченный телефон»
-«Тень»
-«Кто сказал?»
В ходе игр воспитатель по возможности избегает инструкций, нравоучений,замечаний:не делит детей на «хороших» и «плохих».Задача взрослого—поддерживать каждого,что все игроки не противники,не конкуренты,а равноправные партнёры,проявляющие внимание друг к другу.
Именно способность видеть в другом равную и независимую личность—важнейшее условие формирования гуманных отношений со сверстниками.