Практическое занятие № 1
Тема: Экология популяций.
Цель: Изучить основные показатели популяции: численность и плотность, рождаемость и смертность. Научится строить графики выживания и кривые роста.
Контрольные вопросы:
1. Характеристики популяций.
2. Структура популяций.
Практическая работа.
Задание 1. Разобрать понятия: популяция, численность популяций, плотность популяций, дисперсия (пространственное распределение в популяциях), рождаемость, смертность, скорость роста популяции.
Задание 2. Заполните предлагаемые таблицы.
Статические и динамические характеристики популяций
Характеристики | Примеры |
1. Статические: а) численность б) плотность в) дисперсия 2. Динамические: а) рождаемость б) смертность в) скорость роста |
Задание 3. Ответьте на следующие вопросы:
3.1. Выберите значение, оценивающее показатель плотности населения популяции:
а) 20 особей;
б) 20 особей на гектар;
в) 20 особей на 100 размножающихся самок;
г) 20%;
д) 20 особей на 100 ловушек;
е) 20 особей в год.
3.2. Выберите значение, оценивающее показатель рождаемости (или смертности) населения популяции:
а) 100 особей;
б) 100 особей в год;
в) 100 особей на гектар;
г) 100.
3.3. Зайцы-беляки и зайцы-русаки, обитающие на одной территории, составляют:
а) одну популяцию одного вида;
б) две популяции двух видов;
в) две популяции одного вида;
г) одну популяцию разных видов.
3.4. Является ли популяцией:
а) группа гепардов в зоопарке;
б) семья волков;
в) окуни в озере;
г) пшеница на поле;
д) улитки одного вида в одном горном ущелье;
е) птичий базар;
ж) стадо (семья) оленей;
и) благородные олени в Крыму;
к) колония грачей;
л) все растения ельника?
Ответ обоснуйте.
3.5. Какие организмы имеют простую, а какие – сложную возрастную структуру популяций?
3.6. Какая среда будет более емкой (выберите правильный ответ) для следующих популяций:
а) для пшеницы – орошаемое поле, лес, луг, пустошь, вырубка, поле;
б) для бобра – река, протекающая по степи; река, протекающая по еловому лесу; река, протекающая по осиновому лесу; река, протекающая по тундре;
в) для колорадского жука – хвойный лес, луг, картофельное поле;
г) для окуня – озеро, болото, подземный водоем;
д) для рыжего таракана – лес, чистая комната, поле, кухня;
е) для больших синиц – поле, озеро, лес, лес с кормушками.
Задание 4. Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на рождаемость и смертность в популяциях рыб. Заполните таблицу 1, указывая в графах (+) причины, ускоряющие, а в графах (-) замедляющие соответствующие процессы.
Таблица 1
Процесс | Факторы его изменения |
Рождаемость (+) | |
Рождаемость (-) | |
Смертность (+) | |
Смертность (-) |
Задание 5. На территории площадью 100 км2 ежегодно производили рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80–110 голов.
Определите плотность поголовья лосей: а) на момент создания заповедника; б) через 5 лет после создания заповедника; в) через 15 лет после создания заповедника. Объясните, почему сначала численность лосей резко возросла, а позже упала и стабилизировалась.
Задание 6. Охотоведы установили, что весной на площади 20 км2 таежного леса обитало 8 соболей, из которых 4 самки (взрослые соболи не образуют постоянных пар). Ежегодно одна самка в среднем приносит трех детенышей. Средняя смертность соболей (взрослых и детенышей) на конец года составляет 10%. Определите численность соболей в конце года; плотность весной и в конце года; показатель смертности за год; показатель рождаемости за год.
Задание 7. В лесу ученые равномерно расставили ловушки на зайцев-беляков. Всего было поймано 50 зверьков. Их пометили и отпустили. Через неделю отлов повторили. Поймали 70 зайцев, из которых 20 были уже с метками. Определите, какова численность зайцев на исследуемой территории, считая, что меченые в первый раз зверьки равномерно распределились по лесу.
Задание 8. Представьте себе, что Вы изучаете популяцию дикого голубя. Предварительные наблюдения позволили установить, что ее плотность в вашем районе составляет 130 особей /га. За период размножения (у голубя раз в году) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,3 детеныша. В популяции равное число самцов и самок. Смертность голубя постоянна, в среднем за год погибает 27% особей.
На основании имеющихся данных определите, как будет меняться плотность популяции голубя в течение 5 ближайших лет. При расчетах отбрасывайте дробную часть числа.
Произведя вычисления, заполните таблицу, руководствуясь приведенными ниже примерами расчетов изменения численности за первый год.
Рождаемость = плотность самок * плодовитость =
= 130: 2 * 1,3 = 84
Смертность = общая плотность * удельная смертность =
= 130 * 27: 100 = 35.
Плотность популяции к началу следующего года есть ее плотность к началу данного года плюс рождаемость и минус смертность. Таким образом, к началу второго года плотность популяции составит:
130 – 35 + 84 = 179.
Показатели популяции голубя | Годы жизни | ||||
Плотность | |||||
Рождаемость | |||||
Смертность |