Тема: «Море бывает в беде»




Цель: Закрепить знания детей о воде, ее свойствах, значении для природы и в жизни человека.

 

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

Продолжать учить грамматически правильно строить предложения.

Формировать умение выражать свои мысли, делать умозаключение.

Формировать желание обсуждать результаты опытов и умение доказывать свое решение.

Обогащать словарь детей: море, океан, глобус, лупа, нефть, морские обитатели.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Дать детям знания о море, его разных состояниях, о проблемах загрязнения моря, возникшие в результате неправильно организованной деятельности человека, о том, что загрязнение водоемов нефтью отрицательно влияют на жизнь морских обитателей.

Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Воспитывать желание сохранить красоту окружающего мира, желание помочь природе, не навредить ей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Развивать коммуникативные умения детей через выполнение заданий в группе.

Воспитывать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать двигательную активность.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

Глобус, энциклопедия о море, морские раковины, ракушки, краб, фотографии моря, растительное масло, пластиковые контейнеры для опыта, губки, салфетки, ложки, видеозапись «Рапсодия океана», аудиокассета с записью шума моря, музыкальный центр, проектор, ноутбук, лупа.

 

Предварительная работа:

1.Чтение рассказов Танайсинчука «Экология в картинках», М.Н.Данилова «Ктоживет в подводном царстве?»

2.Знакомство и рассматривание карты, глобуса.

3. «Путешествие» по карте, глобусу.

4.Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о море.

 

Ход:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня с вами необычное занятие, мы вновь получили приглашение от нашего друга Кап Капыча отправить в путешествие. Все согласны? Мы с вами уже не раз путешествовали. Где же мы с вами побывали?

Дети: Мы побывали в пустыне, в горах, лесах…

Воспитатель: Куда же нас приглашает Кап Капыч совершить путешествие?

Дети: Сегодня мы будем совершать путешествие в Африку. А может мы полетим на Северный полюс…

Воспитатель: Ваши правильные ответы нам поможет определить видеозапись. Присаживайтесь поудобней на нашей поляне и все внимание на экран (видеозапись «Рапсодия океана»). Кто же был прав из вас? В какое путешествие мы отправимся сегодня?

Дети: Мы будем путешествовать по морям.

Воспитатель: А что поможет нам совершить путешествие? (обращает внимание детей на глобус и лупу, стоящие поодаль на поляне). По морям путешествуют на кораблях, теплоходах… Вот и нас ждет пароход и пристань, проходите, занимайте места.

С собой берем глобус и лупу, беседа на пароходе под аудиозапись шума моря. Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

Воспитатель: Ребята, что такое глобус?

Дети: Глобус – это уменьшенная модель Земли.

Воспитатель: Каким цветом обозначаются на глобусе реки, моря и океаны?

Дети: Реки и моря обозначены на глобусе голубым, синим цветом.

Воспитатель: Чего же на глобусе больше (на планете Земля) – суши или воды?

Дети: Воды больше.

Воспитатель: Если посмотреть из космоса на нашу планету Земля, то она кажется голубой, так как большую часть планеты занимает вода. Ребята, кто из вас побывал на море? Хотели бы вы еще съездить на море? Почему бы вы хотели там побывать? Какую пользу приносит море для людей?

Дети: Продукты питания – рыба, водоросли, креветки; люди отдыхают, путешествуют по морям; добывают жемчуг, ракушки, кораллы и из них делают сувениры, украшения.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, человек может принести вред морю?

Дети: Человек может принести вред морю.

Воспитатель: Какой вред, чем?

Дети: Люди бросают мусор в море, фабрики и заводы сбрасывают загрязненную воду…

Воспитатель: Море может принести вред человеку? Какой?

Дети: Во время шторма гибнут (тонут) корабли (кораблекрушение), огромные штормовые волны, обрушиваясь на берег, сметают, сносят все на своем пути – дома, машины…

Воспитатель: За нашей беседой мы не заметили, как наш пароход пристал к берегу. Я предлагаю вам, сойти на берег, а вдруг впереди нас ждет что-то интересное?! Как вы думаете, может такое быть? (ответы детей) И правда, Кап Капыч приготовил для нас сюрприз – задания. Интересно узнать, что же здесь может лежать? А может кто-то догадывается, что здесь? Дети, посмотрите, чего здесь только нет!

На столах лежат предметы морского происхождения вперемешку с отходами быта человека: жемчуг, ракушки, кораллы, банка, фантики, пакет…

Воспитатель: Ребята, все ли это предметы морского происхождения? (дети отрицают) А вот и записка от Кап Капыча. Он просит, чтобы мы рассортировали эти предметы. С одной стороны (карточки) положим предметы морского происхождения, с другой стороны предметы, загрязняющие море. Ребята, как же эти предметы могли попасть в море? (человеческий фактор)

Дети: Это люди выбрасывали этот мусор.

Воспитатель: Да, вы правы, люди бросают, не задумываясь о вреде, банки, пакеты и прочий мусор. Заводы и фабрики сбрасывают грязную воду море, а это наносит вред обитателям морских глубин. Они гибнут в грязной воде. Многие моря сейчас находятся в опасности – так как люди их сильно загрязнили. При аварии танкера, привозящего нефть, она (нефть) выливается прямо в море. Это самая страшная катастрофа!

Звучит аудиозапись моря (буря), на берегу появляется бутылка.

Воспитатель: Ребята, смотрите на наш берег. Море выкинуло бутылку. Давайте посмотрим, что же это за бутылка? А в ней что-то есть! В бутылке записка! Предлагаю ее прочитать: «Помогите нам. По морю прошел танкер, он был очень старый, и из него пролилась нефть. Нам очень плохо, Помогите обитателям морских глубин!» Что же нам делать?

Дети: Давайте поможем обитателям моря.

Воспитатель: Будем учиться спасать море? На этом берегу есть Капитошкина лаборатория, я думаю, что он не будет против, если мы в ней поработаем. (Вспоминаем правила поведения) Проходите, присаживайтесь за столы. Сегодня мы в лаборатории будем проводить опыт, чтобы убедиться, как опасна нефть для всего живого моря, как трудно удалить ее с поверхности воды.

Опыт 1. «Нефтяная речка»

Воспитатель: Нальем воды в контейнер – это будет наше море. Добавим немного масла – это «нефть», попавшая в речку из танкера. Как вы думаете, ребята, что будет, если эта нефтяная пленка покроет все море?

Дети: Морским обитателям нечем будет дышать.

Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем подышать через пленку. Что происходит? Хорошо ли жителям моря в таких условиях?

Дети: Через пленку воздух не проходит, нам нечем дышать. Морским обитателям плохо в таких условиях.

Воспитатель: Так же и нефтяная пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать. Они гибнут. Что же мы с вами можем сделать для того, чтобы помочь морским обитателям, если уже произошла беда?

Дети: Морю нужно помочь.

Воспитатель: С помощью чего это можно сделать? (воспитатель обращает внимание детей на стол, где находятся предметы для опыта)

Дети: Давайте попробуем ложкой, губкой ли салфеткой собрать масло с поверхности воды.

Воспитатель: Давайте очистим воду от масла.

Дети черпают ложкой, сливают через край, используют губку и делают выводы по ходу работы.

Дети: Ложкой вычерпывать все масло не получится; салфетка и губка тоже впитывают не все…

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое приспособление есть у Кап Капыча (рассматривают) С помощью этого аппарата можно попробовать очистить море, хотите посмотреть, как это делается? (показывает, как можно очистить воду: сливает через трубочку.) Можно ли «слить» море?

Дети: Все море слить нельзя, так как оно очень большое, нет такой емкости.

Воспитатель: Сколько понадобится сил и времени, чтобы очистить море?

Дети: Людям придется не один день собирать нефть с поверхности воды, а затем еще лечить птиц и морских обитателей.

Воспитатель: Смогут ли обитатели моря столько времени обходится без воздуха и воды? Разливы нефти представляют серьезную опасность для жизни природы. Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад.

Подходят к пароходу, занимают места.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие беды могут случиться с морем.

Дети: Море может загрязнять человек, могут произойти катастрофы…

Воспитатель: Вы бы хотели поехать этим летом на море? На каком море отдыхать хорошо, на чистом или загрязненном? Чистое море – это природная красота, это свежий воздух, чистое море – это питание для человека (рыба, морепродукты). Сохранение чистоты зависит от поведения человека. Кап Капыч приготовил для вас задание, которое вы должны выполнить вместе с родителями.

Задание:

Дорисуй экознак «Что не навредит морю?».

ИГРЫС ВОДОЙ

 

«Забавные рыболовы»

Цель: Способствовать развитию положительных эмоций от игры с водой.
Оборудование: пластмассовая ёмкость с водой, пластмассовые рыбки, Удочки с магнитом.
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. На стол ставится пластмассовая прозрачная ёмкость с водой (аквариум), ленточкой обозначается середина. Пластмассовых рыбок дети опускают в сосуд, их должно быть поровну с каждой стороны. После того как «аквариум» заполнен, дети берут удочки и «ловят» рыбок. Выиграл тот, кто быстрее выловил своих рыбок.

«Фонтанчики»

Цель: создать у детей радостное, весёлое настроение от игры с водой. Учить детей согласовывать свои игровые действия с партнёрами по игре, действовать по сигналу.

Оборудование: клеёнка, 4 тазика с водой (5 л), 4 пластмассовых бутылки с отверстиями по бокам около дна, салфетки.

Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям по сигналу опустить в тазики с водой бутылочки с отверстиями, подождать пока в них не наберётся вода. Затем по сигналу достать их из воды и понаблюдать за струйками воды.
Усложнение. Предложить детям плотно закрыть ладошкой горлышко у бутылки и опустить её в воду.

«Плавает или тонет»

Цель: дать детям понятие, что не все предметы тонут в воде, многие предметы плавают – это зависит от материала, из которого изготовлен предмет. Закрепитьназвание материалов, из которых сделаны предметы. Создать у детей радостноенастроение от игры с водой.
Оборудование: на каждого игрока: пластмассовые стаканчики (0,5 л) с водой, наборы предметов из разных материалов (монеты, колечки, пробки, детали конструктораит.д).
Ход игры. Воспитатель ставит на стол перед каждым ребёнком пластмассовый стакан с водой и раздаёт наборы различных предметов. Дети называют предметы и материал, из которого они сделаны. Высказывают предположения, какие предметы утонут, а какие нет. Затем бросают их в воду и называют, какие предметы утонули, а какие плавают, объясняя причину. Игроки достают предметы из воды, меняются ими и продолжают игру.

«Наливаем – выливаем»

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может выливаться из разных сосудов по-разному. Развивать мысленную деятельность, интерес к играм с водой.
Оборудование: Таз с водой, 2 лейки с разными насадками, ведёрко, пластмассовый стакан, пластмассовая бутылка, брызгалка.
Ход игры. В игре участвуют 5-6 детей. Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их и набрать в них воду из таза. Затем вылить воду обратно в таз и посмотреть, как вода льётся из лейки с широким носиком, из лейки с ситечком, из ведёрка, стакана, бутылки, брызгалки. В конце игры дети меняются сосудами, игра повторяется.

«Весёлые соревнования»

Цель: вызвать интерес у детей к играм с водой, способствовать развитию органов дыхательной системы.
Оборудование: ванна прямоугольной формы с водой, поплавки на леске (колпачки от фломастеров), 2 коктейльные трубочки, 2 контейнера от киндер- сюрприза (пловцы).
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель ставит на стол ванну с водой, посередине которой натянуты поплавки. С противоположных концов ванны в воде находятся «пловцы». Игроки встают с разных концов ванны, берут коктейльную трубочку и дуют на своего «пловца». Чей «пловец» приплывёт первый на противоположную территорию, тот и победил. Игра повторяется.

«Буря в стакане»

Цель: создать положительно-эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, развивать органы дыхательной системы. Учить выдыхать воздух через коктейльную трубочку.
Оборудование: 2 пластмассовых стакана (500 мл) с кипячёной водой, 2 трубочки для коктейля, 2 подноса.
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель наливает в 2 стакана (250 мл) кипячёной воды и сообщает, что сегодня будем делать бурю в стакане. Уточняет, как образуются волны на реке (дует сильный ветер). Игроки садятся за стол, ставят на поднос перед собой стакан с водой. Опускают в воду коктейльные трубочки и по команде начинают дуть. При этом воспитатель напоминает, что воздух нужно выдыхать через коктейльную трубочку. Выигрывает тот, у кого буря в стакане будет сильнее.

«Ледяные парусники»

Цель: развивать у детей знание о том, что лёд легче воды, может плавать. Способствовать развитию органов дыхательной системы. Создавать радостное настроение от игры с водой.
Оборудование: ванночка прямоугольной формы, лёд различной формы с парусом на зубочистка.
Ход игры. В игре участвуют 3 ребёнка. Занести в помещение льдинки с установленными парусами. Поместить их в ванночку с водой. Игроки располагаются с одной стороны ванночки и дуют на ледяные парусники. Выигрывает тот участник, чей парусник быстрее доплывёт до противоположного края ванночки. Игра повторяется.

«Угадай – ка»

Цель: упражнять детей выполнять не сложные действия с водой, губкой. Развивать глазомер. Доставить детям удовольствие от игр с водой.
Оборудование: поролоновые губки, тарелки с водой, одноразовые стаканы (200 мл с делениями), подносы, фломастеры, тканевые салфетки (по количеству игроков).
Ход игры. В игре участвуют 4-6 детей. Воспитатель наливает в тарелки немного воды и предлагает детям угадать, сколько воды впитывает в себя губка. Каждый игрок отмечает фломастером предлагаемый уровень воды на пустом пластмассовом стакане с делением. Потом дети опускают губку в тарелку с водой и ждут, что бы губка впитала в себя воду. Затем игроки отжимают воду с губки в стакан для измерения. Выигрывает тот, кто точнее указал предполагаемый уровень воды.

«Кто быстрее соберет воду».

Цель: упражнять детей в умении отжимать воду из губки, действовать по сигналу. Развивать ловкость. Доставить детям удовольствие от игр с водой.

Оборудование: стол, 8 глубоких тарелок, 4 пластиковых стакана с водой, 4 губки, салфетки.
Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям налить воду из стаканчиков в 4 тарелки. Затем с помощью поролоновых губок перелить воду из одной тарелки в другую. По сигналу воспитателя дети начинают действовать. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.

«Чем быстрее?»

Цель: развивать логическое мышление. Упражняться в умении переливать воду различными предметами. Создать радостное настроение от игр с водой.
Оборудование: столовая ложка, чайная ложка, одноразовый шприц без иглы (5 мл), бокальчик из кукольной посуды, 4 глубокие мисочки с водой 200 мл, 4 пустые мисочки.
Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям назвать известные им свойства воды и перелить воду из одной мисочки в другую разными предметами. Дети рассматривают предметы и высказывают свои предположения о том, каким предметом можно быстрее перелить воду. Играющие разбирают предметы по договорённости. По сигналу воспитателя дети начинают переливать воду из одной мисочки в другую. Выигрывает тот, кто быстрее перельёт воду. Игроки меняются предметами, игра повторяется.

«Переносим воду».

Цель: развивать дух соревнования. Закрепить знания о свойствах воды: льётся, течёт, разливается. Создавать положительно – эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой.
Оборудование: 3 эмалированные кружки (200 мл), 3 прозрачных пустых сосуда (5 л), 3 ведра с водой.
Ход игры. В игре участвуют 12-15 детей. Участники делятся на 3 команды. Около каждой команды находится ведро с водой. Напротив, на расстоянии5 метров – прозрачный сосуд. По сигналу ведущего, игроки каждой команды по очереди, переносят воду из ведра в пустой сосуд эмалированной кружкой. Соревнование длится 5 минут. Выигрывает та команда, которая перенесёт больше воды.

«Попади в мишень».

Цель: создавать положительно – эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, закреплять знания о том, что вода смывает изображение нарисованные кремом для бритья. Упражнять в меткости, развивать глазомер.
Оборудование: 5 водяных пистолетов, вода, крем для бритья.
Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель вместе с детьми рисует на зеркале (стене веранды) кремом для бритья различные мишени: мяч, грибок, зайчик. Сначала воспитатель предлагает целиться в мишень водяным пистолетом без воды, затем набрать в пистолет воду и смыть выбранную мишень струей воды. Выигрывает тот, кто быстрее смоет изображение.

«Разноцветные сосульки»

Цель: Реализовать представление о свойствах воды.

Оборудование: Вода, формы для замораживания льда, краски, нитки, алгоритм деятельности.

Ход игры: Педагог с детьми вспоминают три агрегатных состояния воды. Затем предлагает изготовить разноцветные сосульки. Берут формочки, опускают в не, сложенную вдвое нить, подкрашивают воду акварелью, заливают в приготовленные формочки, ставят в холодное место. После замораживания, вынимают из форм и украшают ими участок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: