Реформа папства в XI веке




 

Светская власть, какою папы стали пользоваться с середины VIII в., не принесла папству ничего хорошего. Сделавшись правителями римской области, они должны были волею‑неволею принимать участие в мелочной политической борьбе римской аристократии. Избрание на папский престол стало зависеть от влиятельных в городе и области вельмож, а они делали папами, кого хотели, – своих родных и своих друзей – и смещали их, когда находили это для себя удобным. Папство несомненным образом нуждалось в реформе, и в середине XI в. эта реформа была проведена, благодаря новому движению, возникшему в западной церкви.

Собор Сен-Сернен, Тулуза

 

Во Франции существовал один монастырь, называвшейся Клюни и славившийся аскетизмом своих монахов. Этот монастырь был изъят из‑под зависимости от какой бы то ни были светской или духовной власти и подчинен непосредственно папе. Суровые правила, принятые в этом общежитии, распространились отсюда и на многие другие монастыри, которые смотрели на клюнийский монастырь, как на своего главу. Клюнийцы ревностно боролись с беспорядками, вкравшимися в католическую церковь, в особенности же с вошедшею в обычай симонией, т. е. приобретением церковных должностей за деньги, и в то же время они отстаивали независимость духовной власти от светского правительства.Лев IX, при котором совершился окончательный разрыв восточной и западной церквей, был ревностным сторонниом клюнийского движения. Он явился в Рим босоногим пилигримом в сопровождении молодого монаха Гильдебранда, тоже сторонника клюнийских взглядов, имевшего большое влияние на нового папу. Гильдебранд сам одно время был монахом в Клюни, но потом переселился в Рим, где при нескольких папах был главным руководителем их политики, пока сам не сделался папою под именем Григория VII.

 

Григорий VII (1073 – 1085) был самым замечательным представителем средневекового папства. Идеалом Григория VII была теократия (т. е. боговластие), притом вселенского характера. Он был убежден в том, что духовенство должно господствовать над светским обществом, само же находиться в безусловном подчинении у папы. Светский государь – только ставленник папы, заимствующий свой свет от папы, как луна от солнца. Папе принадлежит право низлагать императора и королей, освобождать их подданных от данной им присяги.

 

Еще до занятия папского престола Гильдебранд провел одну весьма важную реформу. Он не хотел, чтобы избрание в папы зависело от римской знати или от императора, и внушил папе Николаю II мысль издать указ о новом порядке папских выборов. Право замещения св. престола было предоставлено особой коллегии (конклаву) кардиналов, как назывались епископы римской области. Находя нужным крепче привязать духовенство к церкви, Гильдебранд был сторонником неженатых священников и еще при папе Льве IX поддерживал целибат (безбрачие духовенства).

Священная Римская империя в начале XI в.

 

Западные правители, особенно император Священной Римской империи, пользовались своим правом на инвеституру – право назначать епископов и аббатов на вакантные места в епархии и монастыри. Запрещая инвеституру, Григорий VII отнимал у светских государей власть над их духовными вассалами, на что те не могли, конечно, согласиться. Впрочем, Григорий VII проводил это требование осмотрительно, не желая ссориться с королями, против которых ему было бы трудно действовать, и только с германским государем начался у него знаменитый спор за инвеституру, продолжавшийся после его смерти и вообще длившийся около пятидесяти лет.

 

В эпоху распадения монархии Карла Великого восстановленное им западное императорство пришло в упадок и находилось в жалком состоянии около целого столетия. Возродил к новой жизни идею империи на Западе лишь немецкий король Оттон Великий, принявший императорскую корону в Риме в 962 г. С этого времени императорами Запада сделались немецкие короли, и сама империя, состоявшая в сущности лишь из Германии и Северной Италии, стала называться Священной Римской империей немецкой нации. Средневековые «римские» императоры смотрели на себя, как на преемников древних цезарей и владык мира. Подобно Карлу Великому они хотели властвовать и над папами.

 

Борьба между папством и империей началась при сыне Генриха III, Генрихе IV. Генрих III умер (1056) еще до избрания в папы Григория VII и когда его сыну было только пять лет. В малолетство молодого короля в Германии происходили смуты, что было очень выгодно для тогдашней политики папства. Когда Генрих IV пришел в совершенный возраст, он занялся укреплением своей власти в Германии, распавшейся на отдельные герцогства, встретив, однако, сопротивление и со стороны знати, и со стороны народа. Между тем Григорий VII издал указ, запрещавший инвеституру, но Генрих IV не захотел от неё отказаться. Его поддержало духовенство, которое в Германии было настроено вообще враждебно против реформ Григория VII. Генрих IV созвал церковный собор в Вормсе, на котором немецкое духовенство объявило, что папа отнимает власть у епископов и что потому ему не следует повиноваться.

Папа Григорий VII (с посохом) и Генрих IV в замке Матильды

 

Ответом на это со стороны папы было отлучение от церкви и мятежных епископов, и самого Генриха IV, который, кроме того, был объявлен лишенным королевского сана; его подданные были освобождены от данной ему присяги. Немцы, недовольные своим государем, перешли на сторону грозного папы. Оставленный и прежними союзниками, Генрих IV, зимою 1077 г. отправился в Италию просить у папы прощения. В Каноссе, замке Матильды, маркграфини тосканской, произошло знаменитое свидание между папою и королем. Сначала Григорий VII отказался принять Генриха IV, и последний три дня провел у ворот замка в одежде кающегося грешника. Хотя потом папа и снял с него отлучение, германские князья все‑таки не хотели его признавать королем и даже выбрали другого государя. Началась новая борьба. Генрих IV опять был отлучен, но он добился от части немецкого и итальянского духовенства избрания другого папы (антипапы), взял Рим и возложил на себя императорскую корону

 

Когда Генрих IV умер (1106), борьбу с папством некоторое время продолжал его сын Генрих V. Главным предметом спора была инвеститура, и только в 1122 г. произошло примирение между императором и папою (Калликстом II) по так называемому Вормсскому конкордату. Спорный вопрос был решен в том смысле, чтобы духовные должности замещались по каноническому избранию и с утверждения папы, и чтобы лишь после этого император давал духовному лицу инвеституру на соединенные с саном владения и права

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: