Мусульманская правовая система в сравнительном правоведении




Институт Юстиции

Магистерская программа: Уголовное право

 

 

Кафедра теории государства и права

 

 

Контрольная работа по учебной дисциплине: Сравнительное правоведение

 

на тему:

Мусульманская правовая система в сравнительном правоведении

 

 

  Выполнил:магистрант
  курс 1, группа 617-М   ФИО: Усманова Анастасия Александровна   Проверил:

 

 

Екатеринбург, 2017

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...3

Понятие и содержание мусульманского права…………………………… 4

Источники права в мусульманской правовой системе……………………5

Заключение…………………………………………………………………10

Библиографический список………………………………………………..11

 

 

Введение.

Актуальность темы реферата. На сегодняшний день ислам является третьей религией после христианства и буддизма по количеству верующих, исповедующих эту религию. Значительное количество мусульман проживает на территории разных государств, в том числе и на территории Российской Федерации, что обуславливает значение для развития понимания природы и сущности мусульманского права.

Кроме того, мусульманская правовая система относится к сложным, многогранным явлением. В частности, выбор данной темы обусловила специфика источников мусульманского права, обладающие критериями религиозности и божественности. Что отлично от привычного нам закона и правового позитивизма.

Целью работы является анализ основных источников мусульманской правовой системы, для понимания всей специфичности, которой наделены такие источники, посредствам следующих задач:

1. Проанализировать источники

2. Выделить структуру мусульманского права;

3. Исследовать основные подходы к пониманию источников мусульманского права.

Научно – теоретическая основа работы. При написании работы использовались научные труды Давида Р., Жоффре-Спинози К., Малько А.В., Саидова А.Х., Марченко М. Н.

 

 

Понятие и содержание мусульманского права.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.Учитывая специфику происхождения мусульманского права, исследователи мусульманского права обычно обращают внимание «на две его характерные и взаимообусловленные особенности - религиозное происхождение («божественную природу») и тесную связь юридических (предписаний с мусульманской догматикой (богословием), (нравственными нормами, (правилами культа, религиозными нормами ислама в целом.»[1]

Обычно мусульманское право рассматривается как синоним шариата, в котором религиозное начало принципиально не отделено от правового. «Шариат означает в переводе «путь следования» и составляет то, что называют мусульманским правом. Это пра­во указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя, не различая, однако, его обязательств по отноше­нию к себе подобным (гражданские обязательства, подаяния бед­ным) и по отношению к богу (молитва, пост и тд.).»[2]

Нормы шариата выполняются населением мусульманских стран как обязательные нормы поведения, по всей видимости исходя из религиозной направленности таких норм и культурного наследий. Дополнительно не лишним будет сказать, что помимо обязанностей шариат выделяет и права закрепленные за индивидом. Кроме того, его действие распространяется на все сферы общественной жизни, проявляясь в форме моральной теологии, этического кодекса, источника высоких духовных чаяний, детально определенной ритуальной схемы и набора формальных требований.

Саидов подразделяет Шариат на две части: теология, илипринципов веры (акида),и права (фикх). Фикх делится на две части: перваяуказывает мусульманину, какой должна быть его линия поведения по отношению к себе подобным (муамалат); вторая предписывает обязательствапо отношению к Аллаху (ибадат).[3]

«Множествен­ность тенденций и суждений в толковании божественного закона (шариат) и вытекающие из этого расхождения лежат в основе теории источников права (фикха).»[4]

Источники права в мусульманской правовой системе.

Основными источниками мусульманского права являются: Коран, сунна, иджма, кияс.

Коран –основной источник мусульманского права, священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Его текст содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного общества. Прежде всего, это: сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия. Наряду с общими духовными положениями, проповедями там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. По оценкам специалистов из 6219 стихов, содержащихся в тексте Корана, около 80 содержат законодательные положения.

«Даже в тех случаях, когда Коран затрагивает проблемы права в узком смысле, относящиеся, например, к семейному праву, он не предполагает единой системы правил, а лишь дает решение нескольких проблем, которыми пророк Мухаммед занимался, будучи судьей».[5]

«Мусульманские авторы различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовно-правового характера (в количестве 30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституцион­ные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25).»[6]

Несостоятельность Корана, по причинам ранее указанным, обсуловило появление Сунны.

Сунну принято считать продуктом толкования Корана, являющееся мусульманским священным преданием, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций хадисов, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.

Существует шесть общепризнанных сборников хадисов, из которых наиболее авторитетными являются сборники, составленные аль-Бухари (ум. в 870 г.) и Муслимом (ум. в 875 г) Сунна дополняет Коран и почитается наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Хотя число хадисов насчитывает несколько тысяч, однако само по себе это не решило проблемы в силу преобладания в сборниках религиозных норм, повествовательного изложения хадисов, а также подложного характера известной их части, в чем проявилась борьба различных политических сил в рамках ислама. «Сунна, так же как и Коран, не содержит ярко выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон.»[7]

Иджма - комментарии ислама, составленные его толкователями (крупными мусульманскими учеными). Эти комментарии использует­ся для углубления и развития легального толкования, восполняют пробелы в религиозных нормах. В иджме дается окончательное толкование ислама и применяется как способ принятия реше­ний применяется лишь в случаях, не урегулированных Ко­раном и Сунной.Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Для признания истолкованных положений ислама иджме необяза­тельно, чтобы такие толкования поддерживала какая-то конкретная масса верующих или чтобы они соответствовали единому мнению всех мусульман. Истолкованные положения признаются иджмой в случае большинства мнений фукаха – компетентные лица, представляющие собой древних правоведов.

Марченко отмечает, что при выработке иджмы древние знатоки неизменно исходили из двух непоколебимых постулатов: а) единство и непогрешимость мусульманского общества, которое «не примет ошибочного решения», и б) чистота и непоколебимость мусульманской веры, исходящей от Аллаха».[8]

Кийас - четвертый источник права - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками права. Таким суждениям придается законный, общественный характер.Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне.

Сравнивая кийас с иджмой, представляется возможным отметить, что оба источника являются способами толкования и применения права.«Суть кияса включается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или илжмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям.»[9]

Многие авторы относят иджму и кийас к результату деятельности многочисленных суннитских и шиитских правовых школ, оказавших огромное влияние на эволюцию мусульманского права.

Появление иджмы и кияса обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, Коран не был полным сводом юридических норм, а сунна, наоборот,представляла собой множество казуистических положений, которые зачастую противоречили друг другуи в которых простые мусульмане и судьи практически не могли самостоятельно разобраться. Во-вторых, в Коране и сунне не нашли отражения новые отношения, в закреплении которых были заинтересованы господствующие слои общества.[10]

Интересно отмечено Саидовым «Мусульманское право — яркий пример «права юристов». Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно обязательное значение.»[11]

По мнению Л. Р. Сюкияйнена выше перечисленные, источники можно разделить на две группы. Следовательно, первую из которых составляют юридические положения Корана и Сунны. а вторую — нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной: иджма и кийас. Такое деление обусловлено взаимосвязанностью норм, их происхождением и назначением.[12]

Акты суверена (правителя) - играют подчиненную роль в системе источников мусульманс­кого права. Они имеют в классическом исламе подзаконный характер (законы уже содержатся в Коране и сунне) и изда­ются по вопросам, не урегулированным в этих источниках, выполняют функции способа толкования и применения права. При этом имеют огромное значение для жизни мусульман. Но все его акты и действия никогда не должны были нарушать традиции и требования ислама и противоречить им.

«Мусульманское право создается Самим Аллахом и Его посланником и пророком Мухаммалом. Что же касается суверена, то он следуя праву, излает лишь административные акты и следит за правильным осуществлением правосудия.»[13]

Суд тоже осуществлялся в рамках требований и на основе общепризнанных канонов ислама. Хотя и имеется интересный момент мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Корану, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащим в себе такое толкование.

В то время как, в привычной нам романо-германской правовой системе судебным органам свойственен формализм, они руководствуются нормативными предписаниями содержащимися в законодательстве, которое, в отличии от мусульманской правовой системы, разрабатывает и принимает компетентный орган.

Особую роль в мусульманском праве занимает обычай, который не имеет значение для мусульман, некоторые даже отторгают его, если, конечно, он не имеет религиозных оснований. Исламские юристы не относят его к праву и не рассматривают как его источник. Однако когда отношения оказываются нерегламентированными правом, не обеспечиваются юридически, обычай может вступать их регулятором. «Формально мусульманские юристы не числят обычай среди источников права, но иногда к нему прибегают для дополнения или уточнения применяемого принципа права или правовой нормы.»[14]

 

Заключение

Мусульманская правовая система, как уже говорилось, неразрывно связана с религией, оказывающей до сих пор громадное воздействие на мусульман. Из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связующим звеном здесь и выступает мусульманское право. При этом оно оказывает воздействие на современное правовое развитие стран Востока прежде всего через правовую идеологию и психологию.

Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры. Если европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано на религиозных догмах, на вере, поэтому его нельзя отменить, изменить или «поправит», оно бесспорно и абсолютно.

По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.

 

Библиографический список.

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.;

2. Малько А.В. Сравнительное правоведение [Электронный ресурс] / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php?book=139816;

3. Марченко М. Н. Источники права: Учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Н. Марченко. - 2-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book=448978;

4. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение [Электронный ресурс] / А.Х. Саидов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php?book=143829;

5. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986.

 

 


[1]Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986. –7 с.

[2]Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. – 308 с.

[3]Саидов А.Х. Сравнительное правоведение [Электронный ресурс] / А.Х. Саидов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 272 с.

[4] Рене давидДавид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. – 310 с.

[5]Саидов А.Х. Сравнительное правоведение [Электронный ресурс] / А.Х. Саидов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 276 с.

[6]Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. – 312 с.

[7]Марченко М. Н. Источники права: Учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Н. Марченко. - 2-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 665 с.

[8]Марченко М. Н. Источники права: Учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Н. Марченко. - 2-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 553 с.

[9]Марченко М. Н. Источники права: Учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Н. Марченко. - 2-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 554 с.

[10]Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986. –44-45 с.

[11]Саидов А.Х. Сравнительное правоведение [Электронный ресурс] / А.Х. Саидов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.- 279 с.

[12]Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986. –65 с.

[13]Марченко М. Н. Источники права: Учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Н. Марченко. - 2-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 666 с.

[14]Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. - 314 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: