Упражнение «Куколка заболела»





 
 

Плачет Уленька: «Уа!»
Моя куколка больна.


Методические указания

Дети повторяют за педаго-
гом «Уа» на мягком выдохе.
Следить, чтобы оба звука
дети произносили плавно.


-23-


Упражнение «ПарОВОЗ»


 
 

Загудел паровоз: «У! У! У!»
И ребяток повёз: «У! У! У!»


Методические указания

Упражнение проводится на полу в позе
«на четвереньках» с игрушкой «Паро-
воз». Следить за тем, чтобы звук «ле-
тел» из ротика ребёнка. Упражнение
способствует нормализации положе-
ния языка в полости рта и преодоле-
нию чрезмерного участия корня языка
и гортани в произношении звука.


Упражнение «Фокус»


 
 

Надо фокус показать,
Будем трубочку держать.


Методические указания

В игре используется трубочка для
коктейля, которую дети должны
научиться удерживать без помощи
взрослого.


Упражнение «В лесу»


 
 

Заблудились мы в лесу
И кричим: «Ay! Ay!»


Методические указания

В звукосочетании «Ау» звук
У надо выделять, произнося
его длительнее, на мягком
выдохе.


-24-


Упражнение «Подуй на меня»


 
 

Уи, уи, уи!

На меня подуй!


Методические указания

Добиться длительного выдыхания
струи воздуха через рот.


Упражнение «Самолёт»


 
 

«У-у-у!» — летит самолёт.
«У-у-у!» — так песенку поёт.


Упражнение «Уточка»


 
 

Как утёнок губы сложим.
Мы на уточку похожи!


Методические указания

С помощью упражнения проводится активизация мышц верхней губы после хейлопластики, а, значит,
и возможность правильного артикуляционного уклада губ при произношении звука «У».

-25-


 
 

Формирование и развитие

Артикуляционного

Праксиса звука

Ф


Упражнение «Зайчик»

Ушки — на макушке,
А зубки — на губке!

(нижняя губа прижата к краям верхних зубов,

верхняя губа слегка приподнята, образуется как бы

«заборчик»)

Упражнение «Молчание»

Зайка серенький сидит,
Зубки выставил, молчит,
Ничего не говорит!

Методические указания

В упражнении используется игрушка «Зайчик». Образ игрушки помогает быстро и точно запомнить

положение органов артикуляционного аппарата, необходимое для правильного произношения звука «Ф». »

Упражнение «Уточка»


 
 

Как утёнок, губы сложим,
Мы на уточку похожи!


Методические указания

Упражнение помогает активизации верхней губы, так как верхняя губа при произношении звука «Ф»
должна быть ненапряжённой, спокойной.

-26-


Упражнение «Улыбка»


 
 

Улыбнулись губки,
Показались зубки,
И-е, и-е,
Улыбаюсь я тебе!


Методические указания

Уметь удерживать нижнюю че-
люсть опущенной и расслабленной.


Упражнение «Язычок гуляет»


 
 

Язычок пошёл гулять,

(ротик широко открыт, вывести широкий
расслабленный язык на нижнюю губу)

В домик спрятался опять.

(язык в состоянии покоя лежит за
нижними резцами).


Упражнение «Ветерок»


 
 

Ротик к ушкам растяни,
Губку мягко прикуси,
Длинный ветерок пусти!
(«Фи» на выдох говори!)


Методические указания

Направить внимание детей на то, что в «заборчике» между губой и зубами остается узкая щель,
посередине которой проходит прохладная воздушная струя.

-27-


Упражнение «Заборчик»


 
 

Домик — ротик закрыт,
Тут заборчик стоит.


Методические указания

Нижняя губа прижата к краям
верхних зубов, верхняя губа слегка
приподнята, образуется как бы
«заборчик».


Упражнение «Ветерок»


 
 

Ручки вверх поднимай,
Тихо носиком вдыхай.
Ручки вниз опускай,
«Фф», — как ветер, напевай!


Методические указания

Упражнение направлено на
развитие длительной
ротовой воздушной струи.


Упражнение «Игра с Ёжиком»


 
 

Педагог:

Кто же так пыхтит: «Фи, фи?»

Это Ёжик! К нам иди!

Давайте позовём его ласково, нежно:

«Фи, фи, фи — к нам иди!»

Ёжик:

Фи, фи, фи, а вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Меня зовут Фин.

Педагог:

Как зовут Ёжика?


Методические указания

В игре использовать игрушку «Ёжик». Дети повторяют за педагогом чистоговорку, имя Ёжика. Следить
за правильностью артикуляционного уклада.

- 28 -


Упражнение — игра «Ветер»


 
 

Педагог:

Слышите, вдали гудит...

Что же это к нам летит?

(фонограмма«голос ветра»)

 
 

Дети:
Ветер!

Педагог:

В ветерок вас превращаю

И играть всех приглашаю.

Педагогическая установка:
Ротик к ушкам растяните,
Губку мягко прикусите,
Тихо ветерок пустите!

Педагог:

Ветерок летал, играл

И листочки разбросал...

(педагог разбрасывает листики)

Надо листики нам взять,
С ними будем мы играть!

(дети кладут листочки на ладошку и
сдувают их на фонационном выдохе
звука «Ф»).

Сделано с рисунка Н. Пирогова
«Русский язык. Справочник
дошкольника» — М: Фил. общества
«Слово», АСТ-ЛТД, 1997 год.


-29-


 
 

Формирование и развитие

Артикуляционного

Праксиса звука

в


Формирование правильного артикуляционного уклада звука «В» проводится с
помощью опорного звука «Ф» с присоединением слухового и тактильного контроля.

Упражнение «Ветер»

Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейке прижимай

,

Голосочек подключай! (В---------------)


 
 

Упражнение «Вьюга»

Начинает вьюга выть,

«В-в-в», — ребятам говорить (Р).

Злая вьюга налетела (mF)

И сердито загудела, (фонограмма)

Ветер начал затихать,

Вьюга стала умолкать, (от F > Р)


Методические указания

В игре закрепляется произношение звука «В», фонационное дыхание, проводится работа по развитию
силы голоса.

-30-


 

 
 

Упражнение «Игра с Ёжиком»

(проводится после упражнения «Ветер»)

Педагог:

Кто же так пыхтит: «Фи,фи?»

Это Ёжик! К нам иди!

Ёжик (игрушка):

Фи, фи, фи, а вот и я!

Здравствуйте, мои друзья!

Меня зовут Фин.

Вы как ветерок гудели,

Очень звонко песню пели...

Не умею так я петь,

«Фи», — умею лишь пыхтеть.

Педагог:

Мы тебя научим петь,
Звонкой песенкой пыхтеть!
Ручку к шейке прижимай,
Говори нам «Вай!» (В----- аи!)

(дети помогают Ёжику, учат его озвончению звука «Ф»)

Методические указания

С помощью игровой ситуации активизируется процесс озвончения звука.


 
 


 


- 31 -


Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука

 
 

п


Упражнение «Рыбка»


 
 

Открывает рыба рот,
Да не слышно, что поёт.

(дети беззвучно размыкают, а затем
плотно, но без напряжения, смыкают
губы)


Методические указания

Этим упражнением уточняются движения органов артикуляционного аппарата, необходимые для
правильного произнесения звука «П». Следить за тем, чтобы губы были сомкнуты без напряжения.

Упражнение «Помолчим»


 
 

Губы мы соединим,
Очень тихо посидим.


Методические указания

Следить за тем, чтобы дети сидели
спокойно, губы были сомкнуты без
напряжения.


Упражнение «Загадка»


 
 

Что скажу я в этот раз?
Угадайте-ка сейчас!
Вслух сказать я не могу,
А губами помогу!


Методические указания

Педагог показывает беззвучную артикуляцию звука «П», дети отгадывают, повторяют.

-32-


Упражнение «Звук П»


 
 

Воздух в носик надувайся,
«П» сквозь губы прорывайся!


Методические указания

Увлажнение губ создает незначительное залипание и облегчает их смыкание. Следить, чтобы при
произнесении звука «Л» дети не надували щеки, не напрягались. Звук должен звучать без добавления
гласных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: