Психопрофилактическая программа для детей 5-7 лет




«ШКОЛА – ИНТЕРЕСНАЯ ИГРА»

 

Подготовлена

педагогом-психологом ЦПМСС

Кесслер Е.В.

 

Рязань 2006

Пояснительная записка

 

Переход в школу – важный период в жизни ребенка. Меняется его социальный статус, социум, в котором он развивается, ведущей деятельностью становится учеба. Чтобы облегчить адаптацию к школе, взрослые должны помочь ребенку подготовиться к предстоящим переменам в их жизни. И педагоги, и родители озабочены тем, чтобы их будущий ученик был готов к школе: умел и читать, и считать, и писать, понимают и важность психологической готовности. Однако в основном это касается развития познавательной сферы детей, и не уделяется должного внимания другим не менее важным составляющим психологической готовности ребенка к школе. А с каким настроением ребенок ждет 1 сентября? Найдет ли новых друзей? Что делать, чтобы не растеряться в непривычной обстановке? Как упросить себя сделать то, чего не хочется, а надо?

Данная программа поможет ответить на эти вопросы и направлена на профилактику дезадаптации в 1 классе.

Цель: формирование предпосылок личностной, волевой и социальной готовности к школе.

Задачи:
1. Формирование положительного отношения к школе, представления об обучении, внутренней позиции будущего ученика.

2. Развитие произвольности внимания и поведения, умения контролировать и оценивать свои действия, навыков саморегуляции.

3. Развитие самосознания, умения осознать сильные стороны своего характера, создание условий для проявления своей индивидуальности и уникальности.

4. Развитие и укрепление уверенности в себе, развитие навыков уверенного поведения в новых жизненных ситуациях.

5. Обучение способам взаимодействия в группе сверстников и со взрослыми.

Структура и содержание.

Содержание программы реализуется посредством развивающих игр и упражнений по трем блокам.

 

Эмоционально-волевой блок.

Содержание этого блока составляют задания, направленные на умение анализировать и управлять своими чувствами, доверия к окружающим сверстникам и взрослым, на формирование положительного отношения к школе, чувства принадлежности к группе.

Поведенческий блок.

Решение задач данного блока осуществляется через проведение игр и упражнений, развивающих произвольное поведение, обучающих адекватному и конструктивному поведению в новых, проблемных жизненных ситуациях, развивающих умение сотрудничать в парах и малых группах, обучающих эффективным средствам общения и приемам расслабления и саморегуляции.

Личностный блок.

Работа в рамках данного блока основывается на системе игр и упражнений, развивающих самосознание ребенка, укрепляющих чувство уверенности в себе, в своих возможностях. Осознание собственной индивидуальности, уникальности и сильных сторон своей личности, формирующих положительную дифференцированную самооценку.

Эффективность курса повышают предварительные и последующие беседы с родителями, индивидуальные консультации, психолого-педагогические консилиумы.

Структура занятия.

Упражнение для установления контакта, чувства принадлежности к группе, общение.

Проигрывание ситуации из школьной жизни или упражнение на развитие навыков сотрудничества в паре и в группе.

Игра или упражнение на развитие произвольности поведения.

Упражнение на расслабление.

Вопрос для рефлексии.

 

 

Организация работы.

Программа предназначена для дошкольников 6-7 лет и может реализовывать как в детском саду, так и в Школе будущего первоклассника. Данный вариант курса рассчитан на 20 занятий по 1 часу каждое. Возможно проведение занятий 1 или 2 раза в неделю. Оптимальное количество участников – 8-10 человек. К проведению занятий может привлекаться педагог, работающий с детьми, при условии предварительной подготовки на занятиях творческой лаборатории «Игровые технологии в Школах будущего первоклассника» и стажировке.

Технология реализации программы

«Школа – интересная игра»

Поскольку основным методом реализации данной программы является игра, занятия проводятся в форме игротренинга. Эта форма наиболее адекватно отвечает возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

Проведение таких занятий имеет свои особенности.Активность участников носит особый характер. Они вовлекаются в проигрывание игр и упражнений, которые позволяют сформировать и активизировать у детей необходимые качества и умения в зависимости от целей и задач, которые мы ставим на данном тренинге, а именно: для достижения цели профилактики школьной дезадаптации решаются задачи формирования положительного отношения к школе, развития произвольности поведения, самосознания, навыков уверенного поведения в новых жизненных ситуациях и др.

На тренинге каждый ребенок приобретает свой опыт, и поэтому нет неправильного или ошибочного выполнения упражнения.

На тренинге соблюдается принцип добровольности, то есть ребенок может отказаться от выполнения упражнения или участия в игре (понаблюдать со стороны, а потом присоединиться к играющим).

Очень важно отрефлексировать с детьми происходящее на занятиях, для этого проводится обязательное обсуждение в конце каждой игры и всего занятия. Это происходит на доступном возрасту и развитию детей уровне. Дошкольникам бывает достаточно 1 вопроса для высказывания по кругу. Не обязательно спрашивать всех, но обычно все дети хотят высказать свое мнение и не любят, когда за ними повторяют. Обсуждение способствует формированию самосознания детей, пониманию себя и других людей, помогает закреплению в опыте детей того, что с ними произошло на тренинге.

На тренинге снижен внешний контроль, дети сидят в кругу. Поведение детей регламентируется правилами. Для детей 6-7 лет их немного:
1) называть друг друга по именам, написанным на бэдже;
2) играть во все игры;
3) в играх соблюдать правила;
4) говорить по очереди, друг друга слушать, не перебивать;
5) на занятии друг друга не обижать: не драться и не обзываться.

Все эти правила не просто сообщаются детям, а выводятся и принимаются в обсуждении. По ходу игротренинга в случае необходимости правила напоминаются детям. Никаких санкций за несоблюдение правил не следует. Взрослый занимает равную позицию с детьми и тоже соблюдает правила.

Занятие состоит из 3 частей: разминки, основной и заключительной.

Разминка преследует цель подготовить детей к тренингу, в нее входит ритуал приветствия, принимаются правила, проводятся упражнение на установление контакта, чувства принадлежности к группе, общение.

Затем следует основная часть, в которую входят игры и упражнения, способствующие решению поставленных задач.
1) Проигрывание ситуаций из школьной жизни.

В школе дети попадают в новые жизненные ситуации, которые могут привести в замешательство детей, особенно нерешительных, тревожных. Поэтому в занятии разыгрываются различные ситуации, например, потеря карандаша, опоздание в школу. Активным участником этих игр является кукла, ведь ребенок гораздо лучше усваивает что-то, если учит другого, к тому же на кукле можно показать нелепость поведения, реального ребенка можно глубоко ранить. Действуя с куклой, ведущему занятие важно менять голос, самому общаться с ней, чтобы у детей возникало восприятие куклы как отдельного персонажа, а не продолжения руки и личности ведущего. Кукла «участвует» в обсуждении происходящего, ведущий «спрашивает» ее мнение так же, как и у детей.

Разыгрывание ситуаций способствует накоплению поведенческого опыта детей. Если дать им готовое решение, оно будет принято как очередное наставление взрослого о том, как надо себя вести, и не станет внутренним решением самого ребенка. В каждом случае дети предпочитают разный способ поведения, и каждый выбирает для себя свой в зависимости от своего характера и ситуации.

2) Упражнения на развитие навыков сотрудничества в паре и в группе.

Данные упражнения способствуют развитию умения сотрудничать, так важное для обучения в классе, ведь одним из условий успешной адаптации являются и хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Задания вызывают интерес у детей, так как выполняются в ходе интересной для них деятельности – рисования, а также в подвижных играх. Содержание этих упражнений связано с сюжетом занятия, выполнение их мотивировано какой-либо ситуацией из жизни куклы, задания усложняются от занятия к занятию: увеличивается количество выполняющих его, уменьшается количество коробок карандашей на группу. Перед началом выполнения с детьми обговариваются условия и правила. Во время упражнения кукла живо «интересуется» происходящим, психолог в случае необходимости помогает детям найти выход из конфликта.

После окончания упражнения дети вместе рассматривают рисунки, обсуждают способы сотрудничества. При этом важно отметить, что одно и то же задание можно выполнить по-разному, успехи детей не столько в красоте рисунка, сколько в умении договориться и вместе сделать одно дело.

3 ) Игры на развитие произвольности поведения.

Для формирования волевого действия ребенку нужно научиться ставить перед собой цель, спланировать действия по ее достижению, во время выполнения контролировать себя и потом суметь оценить, так ли он сделал. Этому способствуют различные подвижные игры с четко выраженными правилами. Перед началом игры правила выделяются и обговариваются с детьми. Психолог играет вместе с детьми, соблюдая правила, кукла может «ошибаться», чтобы у детей была возможность заметить эти ошибки.

По окончании игры очень важно обсудить, как мы играли: вернуться к цели и правилам.

Заключительная часть.

Она включает в себя игры и упражнения на расслабление для снятия эмоционального напряжения (каждое повторяется 3 раза), затем проходит ритуал завершения занятия, который заключается в рефлексивном анализе. Дети отвечают на один вопрос, содержание которого усложняется от занятия к занятию. От «Что тебе понравилось?» до «Что я сумел сделать?», «За что я могу себя похвалить?» Очень ценно, когда дети стремятся не просто высказаться, но и дают это сделать другим, уважая чужое мнение. Чтобы облегчить детям эту задачу, детям в руки дается большой рекламный карандаш, тогда право сказать передается, как эстафетная палочка, и видно, кого в данный момент нужно слушать.

Таким образом, форма игротренинга и соблюдение принципов его проведения способствует созданию необходимых условий для достижения поставленной данной программой цели.

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы будут созданы условия для формирования у детей предпосылок возникновения внутренней позиции будущего ученика, положительного отношения к школе, знаний о поведении в новых жизненных ситуациях. Дети получат возможность развития умения сотрудничать в паре и в группе, управлять своим поведением.

 

Литература.

Житникова Л. Учим детей запоминать. М., 1978.

Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Тесты для детей: готов ли ваш ребенок к школе? М., 1998

Играем и развиваем. Сост. Баканова Н.С. Рязань, 1999.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.

Кряжева Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотерапевтические упражнения и коррекционные программы. М., 1993.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Ч. 1-4. М., 1999.

Фопель К. С головы до пят. М., 2005.

 

 

Планы занятий.

1 занятие.

Оборудование: клубок ниток, кукла би-ба-бо, бэджи с именами детей (написанными заранее), картинки с изображением школьных принадлежностей и других предметов, большой карандаш.

1.Упражнение для знакомства «Клубочек».
Дети по-очереди называют свои имена и передают друг другу клубочек ниток.

Обсуждение правил занятий:
1) называть друг друга по именам, написанным на бэдже;
2) играть во все игры;
3) в играх соблюдать правила;
4) говорить по очереди, друг друга слушать, не перебивать;
5) на занятии друг друга не обижать: не драться и не обзываться.

Игра на установление контакта «Ветер дует на…»:
- мальчиков,
- девочек,
- у кого на голове бантик,
- кто любит играть в машинки,
- кто хочет в школу и т.д.
Ведущий называет признаки, по которым дети поднимаются со своих мест и перемещаются по комнате, затем садятся на любой стул в кругу.

Игра на сплочение группы «Ночной поезд едет в школу».
Дети встают в поезд и «едут» в школу. Первый стоящий ребенок – «паровоз», он ведет за собой остальных по выбранному им пути. По сигналу «Ночь!» все, кроме «паровоза», закрывают глаза и продолжают движение. Ведущий в это время расставляет стулья-препятствия, изображающие горы и лес. «Паровоз» обходит препятствия, остальные следуют за ним с закрытыми глазами.
Вопросы для обсуждения:
- Когда было легче ехать: «днем» или «ночью»?
- А когда было интереснее?
В школе детей встречает кукла би-ба-бо (тоже хочет учиться в школе, просит поиграть в школу вместе).

Упражнение на развитие произвольности «Что нужно в школе»: кукла называет различные вещи, дети говорят, нужно ли это в школе и зачем (упражнение можно провести как с картинками, так и по типу игры «Съедобное-несъедобное» с мячом).

Упражнение на расслабление «Воздушный шар»: дети встают в круг, берутся за руки и вместе «надувают шар» (поднимают руки вверх – вдох), затем шар сдувается (опускают руки вниз – выдох). На шаре дети «возвращаются из школы».

Вопрос для рефлексии: «Что понравилось на занятии?»

2 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш.

1. Игра для установления контакта «Друг к дружке».
Дети свободно перемещаются по комнате, по сигналу «Друг к дружке» встают в пары и «здороваются» той частью тела, которую называет ведущий.

Вопросы для обсуждения:
- Какой частью тела понравилось здороваться больше всего?
- А как принято здороваться?
- Как мы здороваемся со взрослыми? А с друзьями?

Ситуация из школьной жизни «Знакомство с классом».
Кукла расстроилась: ей очень хотелось поиграть с ребятами из класса, но не получилось подойти и начать разговор, потому что она еще никого не знает.

Вопросы для обсуждения:
- С чего нужно начать разговор с незнакомыми ребятами, если хочешь с ними поиграть?
- Как познакомиться? (Что нужно сделать? Какие слова сказать?)
Все предложенные варианты дети пробуют проиграть, обсуждают, выбирают наиболее оптимальные варианты поведения (возможный вариант: улыбнуться, поздороваться, назвать свое имя, затем спросить имя того, с кем хочешь познакомиться, предложить игру). Кукла повторяет то, что показали ребята.

Игра на развитие произвольности «Слушай хлопки».
Дети «идут по тропинке», меняя направление по сигналу ведущего.

Упражнение на расслабление «Надувной мяч»: каждый ребенок «надувает» мяч, поднимая руки вверх (вдох) и «сдувает», опуская руки вниз (выдох). «Дарят» мячи кукле для игры.

Вопрос для рефлексии: «Что интересного было на занятии?»

3 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш, цветные карандаши
(1 коробка на каждого ребенка), шаблоны варежек на каждого ребенка.

1. Игра для установления контакта «Друг к дружке». Дети по сигналу встают в пары и здороваются, как разные животные (кошки, собачки, жирафы и т.д.).
Вопрос для обсуждения:
- Как больше понравилось здороваться?

Упражнение на развитие навыков сотрудничества «Варежки» в парах 2 коробками карандашей.
Скоро будет холодно, а у куклы нет варежек, чтобы согреть руки (лапки) на прогулке. Дети раскрашивают варежки так, чтобы они были одинаковыми.
Вопросы для обсуждения перед рисованием:
- Какими бывают варежки в паре? (одинаковыми, одна правая, одна левая)
- Что нужно сделать, чтобы варежки получились одинаковыми? (договориться).

Дети рисуют.

Вопросы для обсуждения после рисования:
- Получилось ли нарисовать одинаково?
- Как вы рисовали? О чем договорились?

Упражнение на развитие произвольности «Слушай хлопки» с усложнением: по хлопку менять направление быстрее. «Устали и решили покататься на велосипеде».

Упражнение на расслабление «Насос». Ребенок на вдохе поднимает руки вверх, на выдохе опускает вниз (качает «насос»). «Накачали шины велосипеда».

Вопрос для рефлексии: «Что нового для тебя было на занятии?»

4 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш.

1. Упражнение для установления контакта «Передай улыбку»: ведущий улыбается рядом сидящему ребенку, он – следующему, таким образом улыбка «передается» по кругу всем сидящим.
Вопрос для обсуждения:
- Какое у тебя сейчас настроение?

Ситуация из школьной жизни «Потерялся в школе».
Кукла расстроена тем, что пришла в школу и не могла найти свой класс.
Вопросы для обсуждения:
- Ребята, как вы думаете, почему наш друг потерялся в школе?
- Что нужно было делать?
- Кто еще из взрослых, кроме твоего учителя, есть в школе?
- Как попросить помощи?
Дети предлагают свои варианты, изображают в парах взрослого и ребенка, потерявшегося в школе. Кукла проигрывает с детьми предложенные варианты поведения. Дети выбирают наиболее удачные для этой ситуации.

Игра на развитие произвольности «Тропинка, кочка, копна». Дети «идут гулять» и действуют по сигналам ведущего: «Тропинка!» - идут друг за другом, «Кочка!» - садятся по одному на корточки, «Копна!» - все собираются вместе. Игра повторяется несколько раз.

Упражнение на расслабление «Фея сна»: дети сидят на стульях с закрытыми глазами и представляют, что к ним прилетела Фея сна. Ведущий по-очереди дотрагивается до плеча каждого ребенка, все «засыпают» и отдыхают.

Вопрос для рефлексии: «Что тебя порадовало на занятии?»

5 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш, цветные карандаши
(1 коробка на двоих детей), шаблоны бабочек (1 на пару детей).

1. Игра для установления контакта «Кого не хватает». Дети закрывают глаза, ведущий в это время накрывает одного из детей большим платком или покрывалом. Когда дети открывают глаза, они угадывают, кого спрятал ведущий.
Вопрос для обсуждения:
- Как догадались, кого не хватает?

Упражнение на развитие навыков сотрудничества «Бабочка» в парах
1 коробкой карандашей.
Бабочка попала под дождь, и красивый рисунок на ее крылышках исчез. Нужно ей помочь – раскрасить крылышки
Вопросы для обсуждения перед рисованием:
- Какие узоры бывают на крылышках бабочек?
- Какие крылья должны быть одинаковыми?
Сегодня только 1 коробка карандашей на двоих, договоритесь, как будете раскрашивать.
Вопросы для обсуждения после рисования:
- Получились ли узоры на бабочке?
- Как удалось договориться, если было только по одному карандашу каждого цвета?

Игра на развитие произвольности «Шишки, желуди, орехи». Дети встают в кружки по трое: «шишка», «желудь» и «орех». По сигналу ведущего «шишки!», «шишки» перебегают в другие круги и т.д. Нужно быстро найти свое место.

Упражнение на расслабление «Насекомое»: бабочка замерзла (голова и плечи ребенка опущены), но у нас она согрелась и расправила крылышки (дети поднимают руки и тянутся вверх). «Бабочка улетела».

Вопрос для рефлексии: «Что ты чувствуешь после занятия?»

6 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш.

1. Упражнение для установления контакта «Большой палец вверх».
Ведущий задает детям вопросы. Те дети, которые знают ответ, не кричат, а поднимают большой палец вверх. По сигналу «Раз, два, три!» все отвечают хором.
Возможные варианты вопросов:
- Какое сейчас время года?
- Какой сегодня день недели?
- Как называется перерыв между уроками?
- В чем вы принесли карандаши?
- Как зовут нашего зайку (поросенка, медвежонка – название куклы)? И т.п.
Вопрос для обсуждения:
- Легко ли было сдержаться?

Ситуация из школьной жизни «Опоздание на урок».
- Ребята, а где же наш друг? (ведущий делает вид, что прислушивается) Кто-то плачет за дверью.
Ведущий выходит за дверь и возвращается с куклой. Кукла рассказывает детям, что мама вовремя ее не разбудила, поэтому она опоздала, а в класс войти побоялась.
Вопросы для обсуждения:
- Нужно ли стоять за дверью, если опоздал?

- Ребята, мешает ли нам, если кто-то опоздал? Почему?
- Как войти в класс?
Дети предлагают свои варианты, кукла повторяет за ними. При обсуждении обратить внимание на вежливость обращения и быстрое включение опоздавшего в работу группы.
Кукла благодарит детей за помощь, но снова плачет: расстроилась, что из-за опоздания пропустила интересную игру.
Вопросы для обсуждения:
- Почему нельзя опаздывать?
- Что нужно делать, чтобы приходить вовремя?

Игра на развитие произвольности «Запретное движение».
Ведущий показывает детям упражнения «веселой зарядки», одно из которых «запретное» - его выполнять не надо.

Упражнение на расслабление «Шалтай-болтай». Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно опущены (Шалтай-болтай сидел на стене.) Затем – резкий наклон вниз (Шалтай-болтай свалился во сне).

Вопрос для рефлексии: «О чем ты думаешь после занятия?»

7 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш, цветные карандаши
(1 коробка на двоих детей), шаблоны клоунов (1 на пару детей).

1. Упражнение для установления контакта «Тух-тиби-дух»: дети быстро перемещаются по комнате, свободно останавливаются перед кем-нибудь и сердито произносят, глядя в глаза «Тух-тиби-дух» 3 раза. Хотя дети должны произносить слова сердито, они не могут не смеяться во время упражнения.
Вопрос для обсуждения:
- Какое у тебя сейчас настроение?

Упражнение на развитие навыков сотрудничества «Клоун» в парах
1 коробкой карандашей.
Клоун хочет поиграть с ребятами в веселый урок физкультуры, но у него испортился костюм, и он просит ребят раскрасить его яркими красками. Картинок в 2 раза меньше, чем ребят.
Вопросы для обсуждения перед рисованием:
- Из чего состоит костюм клоуна?
- Как лучше: раскрашивать вместе или по-одному? Подумайте, как рисовать вдвоем с помощью одной коробки карандашей?
Дети раскрашивают в парах.
Вопросы для обсуждения:
- Как удалось договориться?
- Почему у некоторых ребят части костюма клоуна раскрашены разными цветами?
Нужно учесть то, что костюм у клоуна бывает разноцветным, и многие дети раскрашивают его в разные цвета, а не одинаково, потому что так договорились.

Игра на развитие произвольности «Запретное движение» с усложнением:
2 запретных движения.

Упражнение на расслабление «Тряпичная кукла». Кукольник потянул куклу за нитки и поднял вверх (ребенок поднимает руки вверх), затем опустил одну ниточку (одна рука опускается вниз), затем – другую (опускается другая рука). В конце кукольник убирает куклу в коробку (ребенок садится на стул).

Вопрос для рефлексии: «Что у тебя получилось на занятии?»

8 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш.

1. Игра для установления контакта «Прикоснись к…» (по цвету, форме, размеру). Дети быстро перемещаются по комнате, по сигналу ведущего «Прикоснись к … (красному, прямоугольному и т.д.)» находят предметы, имеющие этот признак, и прикасаются к ним. Затем по сигналу дети находят другие предметы.
Вопросы для обсуждения:
- Какие предметы было найти легче?
- Почему вы прикасались к разным предметам?

Ситуация из школьной жизни «Потеря карандаша». Кукле нужно рисовать, но она потеряла карандаши и поэтому очень расстроилась.
- Ребята, а с вами такое случалось?
- Как быть, если ты потерял карандаш, а он тебе очень нужен в школе?
Дети предлагают варианты. Нужно обратить внимание детей на проявление собственной активности в этой ситуации (часто они стремятся сразу поделиться карандашами с куклой, а не рассказать о том, как его спросить). Кукла с подсказками детей разыгрывает ситуацию. Благодарит детей за то, что сможет нарисовать все, что узнает интересного на уроке.

Игра на развитие произвольности «4 стихии». Дети «путешествуют» по
4 стихиям. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если скажет «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучепястных и локтевых суставах. Ведущий говорит сигналы и старается запутать детей, выполняя неправильно.

Упражнение на расслабление «Тающее облако». Вода превратилась в облако и поднялась вверх (дети, держась за руки, поднимают их вверх – вдох), затем облако растаяло (дети опускают руки вниз – выдох).

Вопрос для рефлексии: «Что доставило удовольствие на занятии?»

9 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш, цветные карандаши
(1 коробка на троих детей), шаблоны птиц (1 на троих детей).

1. Игра для установления контакта «Прикоснись к…» (по более сложным признакам, счету, наличию определенного звука в названии предметов и др.).

Упражнение на развитие навыков сотрудничества «Волшебная птица» в тройках 1 коробкой карандашей.
Птицы летели в школу и по дороге потеряли свое красивое оперение. Птиц столько, что раскрашивать их надо втроем. Предварительно надо договориться, как раскрасить ей крылья, а как хвост.
После рисования проходит обсуждение, как получилось договориться и рисовать втроем, как делили карандаши.

Игра на развитие произвольности «Слушай сигналы». По сигналам (хлопкам) дети «превращаются» в различных животных и изображают их. Один хлопок – в лягушку (прыгают на корточках), два хлопка – в аиста (встают на одной ноге), три хлопка – в зайца (прыгают на двух ногах и изображают руками «ушки»).

Упражнение на расслабление «Невидимая надпись» (геометрические фигуры). Дети закрывают глаза и протягивают ладони. Ведущий каждому на ладошке «рисует» геометрическую фигуру, которую нужно угадать.

Вопрос для рефлексии: «Что было сложным на занятии?»

10 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш.

1. Упражнение для установления контакта «Тух-тиби-дух».

Ситуация из школьной жизни «Забыл дома книгу».
Ведущий напоминает детям о том, что в школе занимаются по учебникам, и предлагает поиграть в урок чтения. Кукла с огорчением обнаруживает, что у нее нет книги – она ее забыла дома, потому что мама ей не положила ее в рюкзак.
Вопросы для обсуждения:
- Что делать, если у тебя нет книги или другой нужной школьной вещи?
- У кого попросить помощи?
Кукла с помощью детей проигрывает разные варианты поведения.
Вопросы для обсуждения:
- Ребята, а кто должен помнить о том, что нужно взять ученику в школу?
- Что нужно делать, чтобы не забывать взять все, что нужно для школы?

Упражнение на развитие произвольности «Пожалуйста». Дети стоят в кругу. Ведущий показывает разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны повторять их только в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста».

Упражнение на расслабление «Макароны». Дети стоят вплотную друг к другу, опустив руки вниз. Все – макароны в кастрюле с водой. Макароны варятся и делаются все мягче и мягче (дети опускают руки вниз). Макароны сварились. На сигнал «Кетчуп!» все поднимаются.

Вопрос для рефлексии: «Что ты сумел на занятии?»

11 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш, маленький мячик, цветные карандаши (1 коробка на каждого ребенка), шаблоны тарелок (на каждого ребенка).

1. Игра для установления контакта «Эстафета хороших известий». Каждый из детей рассказывает о чем-то приятном, что случилось с ним вчера. При этом у ребенка, который говорит, в руках находится небольшой мячик. Когда он закончит говорить, он бросает мячик тому, кто сидит не очень далеко. Ведущий следит за тем, чтобы никто из детей не был пропущен и чтобы дети не говорили слишком долго (устанавливается правило – рассказать очень коротко).

Упражнение на развитие навыков сотрудничества «Тарелки» в подгруппах (коробка карандашей на каждого).
Кукла рассказывает детям о своей беде – помогая маме, она разбила тарелки. А они были у мамы одинаковые. Дети разбиваются на группы по 5-6 человек и раскрашивают тарелки.

Вопросы перед рисованием:
- Какие узоры могут быть на тарелках?
- Договоритесь, какие узоры нарисует ваша группа, чтобы тарелки были украшены одинаково.
Дети рисуют, затем проходит обсуждение с точки зрения, как удалось договориться в подгруппе.

Игра на развитие произвольности «Пожалуйста» с усложнением: тот, кто ошибся, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д..

Упражнение на расслабление «Невидимая надпись» (буквы и цифры).

Вопрос для рефлексии: «Что у тебя получилось хорошо на занятии?»

12 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш.

1. Упражнение для установления контакта «Кошки, собаки, коровы». Дети вспоминают, как кричит кошка, как кричит собака и как кричит корова. Ведущий говорит детям, что сейчас он «превратит» каждого в одно из этих животных, но никому не надо сообщать, в какое животное он превратился – это секрет. Ведущий обходит детей по кругу и шепчет каждому на ухо одно из слов: «кошка», «собака» или «корова». Затем все закрывают глаза и по сигналу начинают мяукать, гавкать и мычать, находя друг друга по звукам. В конце игры каждая из групп издает свой звук, другие группы угадывают, кто это – кошки, собаки или коровы.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли было найти друг друга?
- Как вы искали друг друга?

Ситуация из школьной жизни «Забыл стихотворение».
Ведущий, изображающий учителя, спрашивает детей, выучили ли они какое-либо стихотворение. Как правило, многие дети вызываются рассказать стихотворение. Кукла тоже хочет ответить и поднимает руку. Учитель просит ее рассказать стихи, она начинает говорить и забывает, что дальше. Это ее очень расстраивает.
Вопросы для обсуждения:
- Случается ли вам забыть то, что знали?
- Что делать в такой ситуации?
Дети предлагают свои варианты, кукла с их помощью пробует разыграть. Учитель реагирует на забывчивость ученика так, как он действительно поступает на реальном уроке. Важно и снизить тревожность детей и показать необходимость выполнения заданий.
Вопрос для обсуждения:
- Почему надо учить то, что задал учитель?

Игра на развитие произвольности «Запретный номер». Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить, вместо его произнесения нужно хлопнуть в ладоши. Счет идет, например, до 5, запретное число – 3, все считают по-очереди, каждый произносит только одно число.

Упражнение на расслабление «Кошка». Кошка спит (дети сидят на стульях, закрыв глаза), затем просыпается и потягивается.

Вопрос для рефлексии: «За что тебя сегодня можно похвалить?»

13 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш, цветные карандаши
(1 коробка на каждого ребенка), шаблоны флажков (на каждого ребенка).

1. Упражнение для установления контакта «Узнай по голосу». Водящий-ребенок закрывает глаза, кто-то из детей окликает его, по голосу нужно угадать, кто. Водящим становится тот ребенок, которого угадали.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли было отгадать?
- Что помогало? Что мешало?

Упражнение на развитие навыков сотрудничества «Флажки для спортивной команды» по подгруппам.
Кукла хочет устроить соревнования среди своих друзей, ей хочется украсить место соревнований флажками – одинаковыми для каждой команды.
Дети делятся на подгруппы, договариваются и одинаково украшают флажки.
В конце рисования все рассматривают флажки и обсуждают, как удалось договориться.

Игра на развитие произвольности «Запретный номер» с усложнением:
2 запретных номера.

Упражнение на расслабление «Кукла и солдат». Дети попеременно превращаются то в кукол с мягкими руками и ногами, то в солдатика, стоящего по стойке «смирно».

Вопрос для рефлексии: «Что получилось сегодня на занятии?»

 

14 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш, маленький мячик, цветная бумага для оригами.

1. Упражнение для установления контакта «Эстафета хороших известий». Рассказать, что интересного было в прошедшие выходные.

Ситуация из школьной жизни «Не получается выполнить задание на уроке».
Ведущий-учитель задает детям задание – сделать поделку-оригами. Дети выполняют задание, кукла тоже старается, но у нее не получается, она очень расстраивается.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы раньше не умели, а сейчас умеете?
- Всегда ли все получается сразу?
- Что делать, если не получается?
Дети предлагают свои варианты действий в этой ситуации. Учитель реагирует так, как это реально может происходить на уроке. Кукла проигрывает предложенные детьми варианты, с помощью детей убеждается в том, что ошибок не нужно бояться, можно попросить помощь.

Игра на развитие произвольности «Запретное движение».

Упражнение на расслабление «Сосулька». Твердая сосулька висит на крыше (ребенок вытягивает руки вверх), затем пригрело солнышко и сосулька стала таять (ребенок постепенно наклоняется вниз).

Вопрос для рефлексии: «Что ты сумел сегодня на занятии?»

 

15 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш, надувной мяч среднего размера.

1. Упражнение на установление контакта «Воздушный шар» (можно выполнять под музыку). Дети сидят тесным кругом спиной к центру круга и передают друг другу мяч, пока не пройдет весь круг. Затем дети отодвигаются подальше, чтобы круг стал шире, и снова передают мяч, но в другом направлении. Затем круг увеличивается еще больше, передавать мяч становится сложнее, но его нужно именно передать, а не бросать.
Вопрос для обсуждения:
- Какое у тебя сейчас настроение?

2. Упражнение на развитие навыков сотрудничества ««Головомяч». Мяч средних размеров лежит на полу. Дети разбиваются на пары. Каждая пара пробует поднять мяч только головами, постепенно поднимаясь сначала на колени, а затем на ноги. Затем дети пробуют поднять мяч в тройках, четверках и т.д.
Вопросы для обсуждения:
- Что было самым трудным?
- Когда поднять мяч было легко?
- Что было самое важное для того, чтобы мяч не упал?

3. Игра на развитие произвольности «Зеваки».

4. Упражнение на расслабление «Сдутый мяч». Ребенок надувает мяч (поднимает руки и тянется вверх – вдох), а затем сдувает (наклоняется вниз и опускает руки – выдох).

5. Вопрос для рефлексии «Что веселого было на занятии?»

16 занятие.

Оборудование: кукла би-ба-бо, большой карандаш.

1. Упражнение для установления контакта «Ветер, дождь и гром». Дети сидят в кругу и изображают разную погоду: сначала трут ладони друг о друга (ветер), затем мягко хлопают руками по коленям (дождь), затем стучат ногами по полу (гром). Каждое действие продолжается примерно минуту. В конце упражнения дети закрывают глаза и представляют радугу.

2. Ситуация из школьной жизни «Конфликт на перемене».
Кукла расстроена – на перемене хотелось поиграть с другом в салки, но вместо дружной игры они столкнулись и поссорились – каждый посчитал, что другой играл не по правилам.
Вопросы для обсуждения:
- Почему произошла ссора?
- Как договориться перед игрой?
- Если поссорились, как помириться?
Кукла разыгрывает с детьми предложенные варианты.
Вопрос для обсуждения:
- Во что еще можно поиграть на перемене?

3. Игра на развитие произвольности «4 стихии».

4. Упражнение на расслабление «Черепаха». Дети представляют, что они – черепахи. Черепаха спрятала голову в панцирь (плечи подняты, подбор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: